КОНФЕРЕНЦИИ
В подмосковном пансионате “Бор” прошла конференция “IT-Форум: Перспективные технологии и успешный бизнес” (www.it-forum.ru), организованная консалтинговым холдингом Algorithm Group (www.algo.ru) и деловым изданием “ИТ-Бизнес” (CRN/RE; www.crn.ru). Это уже четвертый “IT-Форум”, но в отличие от предыдущих он в был в основном посвящен технологиям, а не вопросам бизнеса, хотя и они также обсуждались. Кроме того, в этом году “IT-Форум” проводился дважды. Как объяснила на открытии издатель CRN/RE Марина Никитина, в результате обсуждения на предыдущем форуме организаторы пришли к выводу, что одного такого мероприятия в году мало. И не ошиблись - количество участников нынешней конференции достигло 400, они представляли 158 российских фирм из самых разных регионов страны. Стало больше и спонсоров из числа ведущих мировых и отечественных компаний. На огромное значение данного мероприятия для отрасли указывает и то, что форум официально поддержали два профильных министерства - Связи и информатизации РФ и Экономического развития и торговли.
Оптимистичный взгляд
На церемонии открытия выступил заместитель министра связи и информатизации РФ Андрей Коротков. В своем докладе он остановился на растущей роли в развитии экономики информационных технологий в целом и средств коммуникации в частности. “Новый век станет веком внедрения информационных технологий в образование, бизнес и управление. Без них уже сейчас невозможно развивать бизнес”, - заявил г-н Коротков. Он подчеркнул необходимость общения между участниками рынка, добавив, что министерство будет активно способствовать этому. В докладе было также приведено немало радужных цифр, касающихся перспектив развития Интернета в России, не вызвавших, однако, особого доверия зала.
Не меньший оптимизм в отношении перспектив ИТ-бизнеса в России прозвучал и в докладе вице-президента и генерального управляющего Intel в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Стейси Смита. Он отметил, что на Западе рынок ИТ стал более зрелым и стабильным, а его рост замедлился. Однако Intel продолжает и в этом году вкладывать огромные средства в развитие своего бизнеса - 12,8 млрд. долл., из которых немалая часть поступит в нашу страну. “Мы будет поддерживать российский регион, - сообщил г-н Смит. - Сегодня это один из важнейших рынков”(см. интервью с г-н Смитом на с. 1).
Тему стабилизации западного ИТ-рынка продолжил директор Hewlett-Packard по работе с партнерами и дистрибуции в регионе ЕМЕА Пьер Мирлесс. Следствием этого процесса является консолидация отрасли, подчеркнул он и привел в качестве примера слияние HP с Compaq. По мнению г-на Мирлесса, в будущем году ситуация на мировом рынке ИТ не изменится и замедление роста продолжится. “Но не в России, - заявил он. - Сюда HP продолжает вкладывать средства”. Хочется отметить, что не только HP и Intel проявляют явный интерес к российскому ИТ-бизнесу. Ведь не случайно в спонсорах конференции - большинство ведущих западных ИТ-компаний, работающих в нашей стране.
На форуме произошло немало любопытных событий. Самое яркое из них - награждение победителей конкурса газеты CRN/RE “Чемпионы российского ИТ-канала”. Конкурс проводился путем опроса более 700 дилеров для определения поставщика, наилучшим образом поддерживающего партнерскую сеть. Абсолютным чемпионом, завоевавшим награды в пяти номинациях из восьми, стала компания HP. Среди победителей также компании APC, CTX и Cisco.
Круглые столы с острыми углами
Но главная “изюминка” “IT-Форума” заключалась не в докладах китов индустрии и не в раздаче Но наград, а в живом обсуждении насущных проблем во время круглых столов. В рамках трех секций - “Российская сборка ПК”, “Разработка ПО” и “Системная интеграция, корпоративные решения” - прошло 15 дискуссий по следующим темам: информационная безопасность; системы хранения и управления данными; сетевые решения; ERP- и CRM-системы; центры обработки телефонных вызовов; ситуационные центры и центры компетенции; проблемы защиты интеллектуальной собственности в России и борьба с пиратством; организация каналов сбыта и продвижения продукции; выход отечественных российских компаний на зарубежные рынки; локальная сборка; российские серверы; перспективные технологии и программы поддержки партнеров; бизнес российских производителей ПК и др.
Пьер Мирлесс: “HP продолжает вкладывать
средства в российский ИТ-рынок”
Самое большое число участников привлекли круглые столы, посвяшенные сборке ПК и серверов. В центре внимания оказались вопросы, связанные со взаимоотношениями западных, московских и региональных компаний, выпускающих ПК с торговой маркой (brand name). Все единодушно отметили рост спроса на ПК, но в отношении перспектив мнения разошлись. Как отметил представитель HP, будущее за крупными сборщиками, выпускающими от 50 тыс. компьютеров в месяц, а сотрудники региональных компаний выразили уверенность, что и небольшие производители найдут свою нишу: местные предприятия малого и среднего размера еще долгое время будут оставаться их клиентами, так как московские, а тем более западные фирмы не смогут их охватить. Объединить интересы предложил представитель IBM, заметив, что важно не конкурировать с местными сборщиками, а привлекать их к выгодному сотрудничеству в качестве партнеров. В области Intel-серверов в центре внимания оказались вопросы обслуживания (настройки, восстановления, гарантийного ремонта), которое нелегко обеспечить на огромной территории нашей страны. Обсуждая распределение российского рынка серверов, участники дискуссии пришли к выводу, что доля серверов отечественной сборки составляет 50-60% в штучном выражении, но гораздо меньше в денежном.
Круглые столы, посвященные разработке и продвижению ПО, также пользовались успехом. Участники по-разному оценили рост своего бизнеса - от 26 до 100% в год (следует отметить, что аналитики из IDC называют цифры роста российского рынка ПО, равные 16-20%, ассоциация разработчиков АПКИТ считает, что его объем вместе с услугами превышает 1 млрд. долл.), но подчеркнули негативное воздействие пиратства, которое по-прежнему сильно осложняет жизнь. В связи с этим, как отметил представитель компании-дистрибьютора CPS, продавать ПО в России - сложное и довольно рискованное занятие. Трудность вызывает и неравномерный рост рынка по разным направлениям деятельности. В числе последних изменений представитель ABBYY отметил увеличение продаж продуктов для домашнего использования стоимостью 2-15 долл. и снижение оборотов в секторе ПО за 20-30 долл. С ним согласился сотрудник компании ПРОМТ, указавший также на стабильный спрос на ПО от 100 долл. для корпоративного рынка. Участники поделились опытом продвижения своих продуктов с помощью региональной сети, филиалов или комбинации этих двух подходов, обсудили, как бороться с демпингом, как заработать на рынке софта и как развивать свой бизнес.
Организаторы “IT-Форума” Марина Никитина
(справа) и генеральный директор Algorithm Group
Елена Жуплатова открывают конференцию
Одним из способов роста является выход на зарубежные рынки. Этой теме был посвящен специальный круглый стол, на котором представители компаний Spirit, Interface, ABBYY, VDI и “Лаборатория Касперского” рассказали немало интересного. Главная идея заключалась в том, что работать на западный рынок нелегко. Там очень высокие входные пороги - например, чтобы выйти со своим продуктом в розничную сеть, нужно вложить несколько миллионов долларов, для этого необходим крупный партнер, а найти его непросто. Услуги продвигать несколько легче, но также требуются крупные инвестиции, например в людей, которые будут эти услуги оказывать. Кроме того, негативное влияние оказывает отрицательный образ России, сложившийся еще в прежние годы, и конкуренция со стороны индийских и китайских компаний, предлагающих продукты и услуги по очень низким ценам. Положение осложняет и замедление роста западного рынка. В результате на родину возвращаются некоторые компании, до этого работавшие только за рубежом.
Вопросам системной интеграции были посвящены три круглых стола. На одном из них обсуждались проблемы и перспективы центров компетенции. В настоящее время многие ведущие поставщики компьютеров открывают их с помощью своих партнеров. А между тем такие центры - чисто российское явление. На Западе основные игроки решают аналогичные проблемы путем создания собственных специальных лабораторий. Проблемы эти связаны с интеграцией разных продуктов, обеспечением их совместимости и накоплением знаний об успешных проектах. Как отметил представитель Intel, потребность в центрах компетенции появилась, когда решения стали более сложными и для вывода их на рынок возникла необходимость в подготовке законченных систем для демонстрации заказчикам. Эти центры преследует несколько разных целей. Одни предназначены для продвижения новых технологий (например, процессора Intel Itanium), а другие - для вывода прикладных систем на новые рынки. Участники дискуссии согласились с тем, что системным интеграторам выгодно создавать подобные центры, так как они позволяют выделиться на рынке и получить маркетинговое преимущество, разумеется, если нацелены на продвижение сложных, новаторских решений, требующих обширных знаний. Сейчас все центры сосредоточены в Москве, но уже появились планы (например, у HP) открытия центров компетенции и в регионах
В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех круглых столах. Вскоре ознакомиться с их содержанием можно будет на сайтах организаторов “IT-Форума”. В заключение хочется отметить четкость организации конференции. Благодаря этому всего за полтора дня удалось провести массу деловых и других интересных мероприятий.