“Парус” слушает корпоративных клиентов

КОНФЕРЕНЦИИ

В конце октября корпорация “Парус” (www.parus.ru) провела две конференции для своих заказчиков: одну в Москве - для клиентов из корпоративного сектора, а вторую в Турции - для госбюджетных организаций. В Москве на первых ролях были не менеджеры “Паруса”, а специалисты предприятий, использующих решения корпорации.

Анатолию Киселеву есть

что рассказать о “Парусе”

Они рассказывали о своем опыте и узнавали много полезного от коллег, что всегда бывает интересно аудитории, но рискованно для организаторов, поскольку в жарких дискуссиях можно услышать не только дежурные комплименты, но и весьма едкие замечания. Впрочем, “Парус” сегодня чувствует себя весьма уверенно и ищет любые возможности для расширения клиентской базы.

Как заявил президент корпорации Александр Карпачев, в настоящее время поставлена цель стать компанией номер один среди российских разработчиков ERP-систем по критериям качества и удобства. Хотя официальные итоги финансового года, завершившегося в октябре, еще не подведены, уже можно сказать, что оборот компании превысит 20 млн. долл. В немалой степени это объясняется активизацией реального сектора: так, продажи ПО “Парус” предприятиям нефтяной и энергетической отраслей увеличились вдвое. Подписано 82 новых контракта, в том числе с “Сургутнефтегазом”, “ОКБ Сухого”, “Мосгортеплом”, “Химпромом” и “Красным октябрем”.

По мнению г-на Карпачева, заказчиков, внедряющих учетно-управленческие системы, волнуют три главных вопроса. Во-первых, реальный экономический эффект, желательно выраженный в деньгах. Во-вторых, достижение поставленных целей в рамках выделенного бюджета и при соблюдении установленных сроков. И в-третьих, инновационность продуктов, предлагаемых поставщиком ПО. Третье условие в какой-то степени гарантирует клиентам, что со временем они не останутся на обочине технического прогресса, и “Парус” по этой части может похвастаться новым CRM-решением, а также широким применением Интернет-технологий. Еще один результат, о котором с гордостью сообщил президент корпорации, основан на статистике, собранной у 300 заказчиков: превышение сроков внедрения не выходит за пределы 20%, а соответствующей сметы расходов - за 15%.

В целом эти цифры подтверждали и выступавшие на конференции клиенты. Они представляли разные отрасли, а их рассказы иллюстрировали широкий спектр проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Доклад Евгения Никоры, посвященный проекту автоматизации управления Кольской АЭС, был интересен и сам по себе, но хотелось бы обратить внимание на тот характерный факт, что докладчик - не руководитель ИТ-подразделения, а заместитель директора станции по экономике.

Ситуация на Кольской АЭС, как и на других подобных предприятиях, имеет ряд особенностей. Атомная станция - сложный технологический объект, и на ней всегда есть мощное ИТ-подразделение, отвечающее за управление оборудованием. Управлению же бизнес-процессами в рамках социалистической экономики по понятным причинам уделялось мало внимания. Такое положение сохранялось до недавнего времени: предприятия атомной энергетики остаются государственными. Более того, формально сегодня существует по сути одно предприятие - Росэнергоатом, а все АЭС имеют статус его генерирующих подразделений.

По словам г-на Никоры, наиболее приоритетными направлениями признаны управление движением товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчеты по договорам, хотя более отдаленными стратегическими целями являются создание единого информационного пространства, генерация аналитических отчетов по данным оперативного и финансового учета, сокращение объема “ручного” сбора и обработки информации. Система “Парус” была выбрана по итогам закрытого тендера в 2001 г., и к настоящему времени реализован контур ТМЦ: расчеты по договорам будут автоматизированы в следующем году. Рано или поздно встанет задача интеграции если не с системами, применяемыми на других АЭС, то с учетно-управленческой системой Росэнергоатома. Будет ли головная организация вводить на своих генерирующих предприятиях единый стандарт корпоративного управления? Не придется ли тогда отказаться от “Паруса”? На эти вопросы ответа у г-на Никоры нет, но сохранять в прежнем состоянии управление бизнес-процессами на Кольской АЭС больше не представлялось возможным. Внедрением системы занимается партнер “Паруса” - фирма NetSLConsulting.

А вот развертывание контуров системы “Парус”, отвечающих за бухгалтерский учет, закупки сырья, реализацию продукции, управление складом на московской кондитерской фабрике им. Н. К. Крупской выполнялись силами собственного ИТ-подразделения. Стоимость всего проекта составляет около 200 тыс. долл., а уже завершенного первого этапа - 100 тыс. Еще предстоит внедрение модулей “Управление финансами”, “Себестоимость”, “Управление персоналом”, “Расчет заработной платы” и “Технико-экономическое планирование”. Как рассказал заместитель директора фабрики по информационным технологиям Александр Сергеев, система “Парус” победила в открытом тендере, в котором рассматривались и такие известные зарубежные продукты, как Navision Axapta и SAP R/3. Выбор был предопределен приемлемой ценой “Паруса” и гарантированной поддержкой со стороны местных разработчиков. В качестве примера г-н Сергеев указал на оперативную реализацию учета изменений в 25-й главе Налогового кодекса.

У “Паруса” есть собственные отделения в 33 регионах, и одно из них - “Парус-Сибирь” - выполнило на Новосибирском оловянном комбинате первый в истории корпорации проект по автоматизации не только стандартных учетно-управленческих функций, но и тех, что связаны с отраслевой спецификой предприятия цветной металлургии. В частности, на комбинате, выпускающем в непрерывном цикле оловянные сплавы, припои и баббиты, необходимо тщательно отслеживать химический состав исходного сырья, контролировать его и передавать соответствующую информацию по всей технологической цепочке.

По словам начальника ИТ-подразделения комбината Анатолия Киселева, к моменту заключения договора с “Парусом” в 2000 г. на предприятии эксплуатировалось 42 программных продукта. Часть из них, например система управления персоналом, продолжит свою работу, а вместо других развертываются модули “Паруса”. В настоящий момент внедрены контуры коммерческого, складского и бухгалтерского учета и частично - управления финансами, автоматизированы все сквозные бизнес-процессы, от закупки сырья до реализации готовой продукции.

Инициатором и главной движущей силой этого проекта стал генеральный директор комбината, на протяжении двух лет лично проводивший еженедельные совещания, посвященные исключительно реорганизации системы управления. По мере ввода в строй отдельных модулей он требовал, чтобы подчиненные представляли ему необходимые для принятия решений аналитические сводки о состоянии производственного процесса. Такое жесткое “тестирование” породило множество замечаний, на которые приходилось реагировать внедренцам. В результате проект был завершен с опозданием (смета превышена не была), но зато сегодня система работает достаточно стабильно.

Буквально на следующий день после завершения московской конференции руководство “Паруса” отправилось вместе со своими заказчиками из госсектора на аналогичное мероприятие в Турцию. Как выяснилось впоследствии, подобная “сегрегация” клиентов имела глубокие корни, но об этом в следующем номере.