Metro Cash & Carry в России
Европейский формат, европейские технологии
Как и во всем мире, торговый формат Cash & Carry предназначен для осуществления мелкооптовых операций с продукцией широкого ассортимента, позволяя покупателю приобрести товар “в один момент в одном месте по оптимальной цене”. Когда компания Metro Cash & Carry открывала свои магазины в Москве, предполагалось, что ее целевыми партнерами станут индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, сфера мелкого и среднего бизнеса. Сегодня нередкие покупатели здесь (как, впрочем, и в подобных магазинах за рубежом) - так называемые физические лица *1, от обслуживания которых компания не намерена отказываться, - ведь они также приезжают сюда не за двумя пачками печенья и приносят неплохой доход.
_____
*1. Отметим, что привлечение данной категории покупателей осуществляется, как правило, через их работодателей (зарегистрированными партнерами становятся предприятия и фирмы, где работают эти люди), и таким образом Metro соблюдает избранный ею принцип взаимодействия с партнерами.
Торговая площадь каждого из московских гипермаркетов - около
10 тыс. кв. м, ассортимент товаров - свыше 17 тыс. наименований
Отличительной особенностью торговых предприятий больших форматов является высокая технологичность всего процесса - от заказа товара до его продажи, от планирования закупок до формирования отчетов и их анализа. Это можно осуществить только в том случае, когда движение товаров, денежных средств или человеческих ресурсов сопровождается адекватным потоком информации о них. И здесь без хорошо продуманных и грамотно спроектированных автоматизированных систем и технических решений никак не обойтись.
Место ИТ в структуре холдинга Metro
За время существования немецкого холдинга Metro AG (с 1996 г.) в нем “обкатали” не только технологию работы магазинов и складов, но и их запуска, а также технологию завоевания рынка новой для компании страны. Внедрение на новый рынок обычно начинается с изучения возможностей и условий деятельности в незнакомой стране. В России офис Metro приступил к работе в конце 2000 г., за год до открытия первых магазинов. Одним из важнейших элементов каждого локального проекта (помимо строительства, логистики, подбора партнеров, поставщиков и пр.) является автоматизация. Это понятие объединяет все, что касается ИТ: компьютеры, ПО, связь, охранные системы, кассовое оборудование, организационную инфраструктуру и пр. За внутрикорпоративный ИТ-сервис в холдинге Metro AG отвечает входящая в его состав компания MGI Informatik GmbH, 700 сотрудников которой обслуживают различные филиалы Metro AG как в самой Германии, так и за ее рубежами.
Собираясь выходить на новый рынок, Metro, как правило, подбирает некий прототип - проект, уже обкатанный в сходной по социальным и экономическим условиям стране. Для России прототипом стали страны Восточной Европы, где холдинг успешно действует с конца 90-х годов. Таким путем достигается и адекватная передача опыта работы, и более плавная адаптация ПО, обходятся и многие другие острые углы.
Подбор оборудования в компании происходит только из существующего в фирме перечня (Equipment List). В нем имеется по две-три позиции каждого вида (такой перечень есть у всех международных компаний). В любой новой стране всегда приходится начинать с изучения рынка - как представлено на нем оборудование, входящее в данный перечень, как оно обеспечено сервисным обслуживанием, причем не только в столице, откуда обычно начинается внедрение, но и в других городах страны; затем проводятся тендеры. Так формируется партнерский корпус - та команда партнеров, с которыми предстоит работать. Подобная консервативность (оборудование и фирмы-партнеры выбираются строго из списка, а чтобы пополнить этот перечень новой позицией, нужны очень веские причины) себя оправдывает - уже известны технологии работы с данным оборудованием, отлажены связи с компаниями-поставщиками, и, приходя в новый регион, можно сосредоточиться лишь на местных особенностях законодательства и ведения бизнеса, а их всегда оказывается немало.
Особое внимание к ИТ в холдинге не случайно. Во-первых, как уже говорилось, высокая степень автоматизации и полное (100%-ное) штрих-кодирование товаров являются непременным условием существования и функционирования магазинов такого формата, без этого они просто не смогут работать. Второй важный момент, характерный именно для западной торговли, - высокая зарплата персонала, именно поэтому там считают более выгодным, к примеру, установить несколько видеокамер и охранных устройств, наблюдать за которыми будет один человек (в странах Востока, а отчасти и в России, ситуация другая - часто возникает иллюзия, что для наблюдения за торговым залом и кассовым узлом выгоднее нанять несколько охранников).
Hard & Soft для России
При развертывании проекта в России были выбраны такие производители оборудования, как Wincor Nixdorf (POS-терминалы), PSC (сканеры), HP (компьютерная техника), Cisco (активное сетевое оборудование) и др. Все они - стратегические партнеры Metro MGI. Координировали весь этот процесс менеджер российского проекта по автоматизации и специалисты самой компании.
В Metro используется собственное ПО для учета и управления товародвижением, однако его адаптация к конкретным особенностям российского законодательства также потребовала немало труда и времени.
Непростыми были работы по локализации и сертификации кассового ПО. Его перевод на русский язык и адаптация к местным законам и инструкциям проводились сотрудниками компании “Сервис Плюс” при участии немецких специалистов. Не секрет, что наши требования порою весьма специфичны, и это нередко вызывает у иностранцев недоумение. Так, западные партнеры никак не могли взять в толк, зачем нужно в кассовой программе (в соответствии с нашим фискальным законодательством) увеличивать разрядность для отражаемых денежных сумм до двенадцати знаков, ведь они не предполагали торговать “Мерседесами”. Однако буква закона (оставшаяся, видимо, со времен гиперинфляции) в данном случае победила - пришлось ей следовать.
Характерно, что в связи со сжатыми сроками запуска проекта (в июне 2001 г. было начато строительство, а 1 ноября того же года состоялось открытие первых двух магазинов в Москве) многие работы, связанные с автоматизацией, проводились параллельно со строительными: кассовую линию *1 устанавливали, когда в складских помещениях еще стояли бетономешалки, а в торговом зале доделывали потолок и монтировали вентиляционное оборудование.
_____
*1. Поставкой и сопровождением оборудования для кассового узла занималась компания "Сервис-Плюс".
Кассовый узел в Cash & Carry
Поддержание низких цен, привлекательных для мелкооптовых покупателей, возможно только в том случае, если товар поступает в магазин очень крупными партиями (с большими оптовыми скидками) и очень быстро реализуется, позволяя сразу же высвобождать средства для следующих закупок. Для этого магазину необходима специальная технология организации кассового узла. Таковая в Metro имеется. Она включает в себя несколько элементов. Во-первых, это очень длинная линейка POS-терминалов - в каждом из магазинов она состоит из 35-45 рабочих мест кассиров *1, что предполагает наличие специальной программы с кассовым сервером. Кассовый сервер, помимо выполнения обычных функций кассового ПО (сбор информации, регистрируемой POS-терминалом, поддержка технологий штрихового кодирования, авторизация платежных карточек и пр.), упрощает обмен данными между кассовыми терминалами и бэк-офисной системой (за счет однократного преобразования данных), обеспечивает централизованную настройку кассовых программ, сбор статистических данных и формирование отчетов по всей кассовой линейке, взаимодействие между кассами и контроль за работой кассира независимо от его перемещения с терминала на терминал. Кроме того, в серверных кассовых системах нет необходимости соединять с процессинговым центром каждый кассовый терминал при осуществлении расчетов с помощью платежных карт.
_____
*1. Видимо, такого числа POS-терминалов для более чем популярного магазина в российских условиях оказалось недостаточно - в часы пик ожидание в очереди порой растягивается почти на час. - Прим. ред.
Именно такой серверный продукт (разработка одной из европейских компаний, предназначенная специально для Metro Cash & Carry) установлен в московских магазинах этой компании. Адаптированный для России вариант этого ПО сертифицирован ГМЭК под названием “МЕТРО ПОС”. Он позволяет не только оформлять продажи с помощью чека (как в рознице), но и параллельно выдавать весь комплект документов, сопровождающих процедуры оптовой закупки (накладные, сертификаты и т. д.). Для этого к кассе подключены два принтера: один чековый, другой - для печати накладных и счетов-фактур.
На сервере хранится и база данных о клиентах, к которой можно обратиться с любого кассового терминала. Дело в том, что сделать покупку в Metro могут только зарегистрированные партнеры, имеющие специальную карточку с кодом. Последний при оформлении покупки вводится в память кассы, вызывая из базы данных полное название и реквизиты покупателя (они нужны для оформления накладной и прочих документов). Таким образом осуществляется технологическая поддержка всех юридических формальностей, присущих данному виду оптовой торговли.
Охранное оборудование (системы контроля доступа и несанкционированного выноса товаров)
Для предотвращения краж в магазинах, открытых компанией Metro в Москве, были выбраны системы Megamax компании Sensormatic. Особенностью проекта внедрения охранных систем было то, что оборудование, управляющее их работой, пришлось монтировать на высоте восьми метров. Это связано с планировкой торговых залов, которая должна позволять свободно проехать электрокару или автопогрузчику. Управляющий блок пришлось укреплять так высоко, чтобы его не могли повредить ни погрузчики, ни тележки покупателей. Сегодня с помощью этого оборудования в магазинах Metro ежедневно удается задерживать несколько злоумышленников.
Очень эффективной оказалась и система контроля доступа, установленная в помещениях внутри самого Metro (специально разработанная и применявшаяся в европейских проектах компании). Каждому сотруднику выдается специальная карточка со штрих-кодом, действующая по принципу бесконтактной радиочастотной идентификации (RFID). На входе в каждую зону (склад, торговый зал, столовую, офисную часть и пр.), а также в наиболее критичных точках размещены датчики, фиксирующие проход сотрудников - каждый конкретный работник может войти только в те зоны, право доступа в которые у него имеется. Таким образом, в случае совершения в магазине кражи всегда можно установить, кто, когда и на какое время проникал в то или иное помещение. При необходимости эти карточки можно перепрограммировать, заложив в них другую информацию.
Помимо функции пропуска, карточка также используется в столовой для персонала. Здесь, регистрируя свою карту, сотрудник не расплачивается деньгами (кассы в столовой нет вообще), а фиксирует лишь факт обеда (цены на них стандартные). В конце месяца эти суммы вычитаются из зарплаты. Интересно, что карточки запрограммированы так, что обед с фиксированной ценой сотрудник может получить только в свое обеденное время; в другие периоды цена обеда, которую потом вычтут из зарплаты, может оказаться выше.
Кроме того, эти возможности RFID-карточек оказываются полезными при переброске персонала (как правило, неквалифицированного) с одного участка на другой, что существенно облегчает учет рабочего времени - он происходит автоматически, а вся информация скапливается затем в бэк-офисной системе и используется при расчете заработной платы. Карточки позволяют также контролировать, например, передвижение охранников - обходя по периметру здание, сотрудник охранной службы каждый раз отмечается с помощью карточки, информируя систему о своей деятельности.