Пентагон приступил к созданию “Большого Брата” - глобальной системы анализа личной информации о гражданах США (TIA, Total Information Awareness), собираемой из всех доступных информационных источников. В БД системы будут храниться сведения о банковских транзакциях, покупках в э-магазинах, водительских лицензиях, медицинских записях, э-переписке, путешествиях по Сети и любых других действиях, фиксируемых в компьютерных системах страны. В перспективе TIA призвана объединить все БД коммерческих и государственных структур, что позволит аналитикам выявлять типовые шаблоны действий, свойственные нарушителям законов, а ФБР - пользоваться этими шаблонами для дистанционной слежки.
Многозначительная эмблема IAO
Американские силовые ведомства ранее не имели права собирать подобные данные без санкции суда (в соответствии с актом от 1974 г.). Теперь оперативный доступ к БД будет предоставлен без всяких ограничений. Эти полномочия они получат, в частности, по новому закону о внутренней безопасности (Homeland Security Act).
Маловероятно, что с помощью подобных подходов удастся выявлять тщательно продуманные террористические операции, организуемые профессионалами. Непонятно также, каковы могут быть издержки проекта, каков будет процент людей, ошибочно признанных TIA потенциальными преступниками, и насколько вообще любая цель, декларирующая защиту граждан, оправдывает внедрение средств тотального контроля за личной жизнью. Кроме того, решения наподобие TIA открывают чиновникам невиданные ранее возможности злоупотребления служебным положением.
Главной юридической “закавыкой” остается принцип трактовки результатов анализа TIA и их использования. Нужны четкие и формальные критерии, позволяющие на основании весьма неоднозначной информации отнести человека, имеющего по каким-то вопросам особое мнение, к потенциальным преступникам и допустить в его отношении ряд ограничительных действий. Пока же ныне действующие инструкции ФБР, определяющие понятие терроризма, столь туманны, что потенциальным злоумышленником федеральные агенты могут счесть любого бомжа или психически неуравновешенного человека.
Интересно, что прямым руководителем проекта стал вице-адмирал Джон Пойндекстер, осужденный в ходе скандала “Иран-контрас” по пяти уголовным статьям, в том числе по обвинению в заговоре против расследования. Он занимался вопросами национальной безопасности США еще при Рейгане и прославился, в частности, тем, что пытался уничтожить компрометирующую его э-переписку, не зная, что информация почтовых серверов Белого дома архивируется. Г-н Пойндекстер был вновь призван администрацией Буша на службу в январе 2002 г. и возглавил департамент информационного превосходства IAO военного научного агентства DARPA, ответственного за TIA. Видимо, для проектов, допускающих весьма вольную трактовку результатов в отношении гражданских свобод, и руководители нужны соответствующие. Неважно, преступник человек или нет, главное - лояльность к существующей власти, позволяющая занимать самые высокие посты. А TIA - прекрасный способ отслеживания отношения граждан к этой власти.