КРУГЛЫЙ СТОЛ
30 октября Федерация Интернет-образования (www.fio.ru) провела круглый стол на тему “Компьютеры и Интернет-технологии в изучении иностранных языков”. На него собрались преподаватели вузов, школьные учителя, сотрудники издательств и другие заинтересованные лица.
В России сейчас сложилась парадоксальная ситуация: техника во многих школах* уже есть, а использовать ее часто некому. Для ликвидации этого пробела в начале 2000 г. и была организована Федерация Интернет-образования**, финансируемая компанией ЮКОС. С тех пор ФИО открыла по стране 29 центров, в которых школьных учителей знакомят с компьютерными премудростями. К настоящему моменту через курсы ФИО прошло уже более 40 000 человек.
Интересно, что при обучении взрослых работе на компьютере много усилий уходит на снятие стресса. Часто у них исходный настрой такой: “Компьютер очень сложная штука, я его никогда не освою”. Поэтому первая задача - убедить человека, что ему не нужно понимать, как действует компьютер, разбираться в его внутреннем устройстве. Ведь миллионы людей свободно пользуются телевизорами, совершенно не интересуясь технической стороной дела.
Усугубляет чувство дискомфорта у учителей и тот факт, что дети гораздо легче преодолевают этот психологический барьер, они быстрее осваивают компьютерные навыки и часто обгоняют учителей. В результате внедрения Интернет-технологий, с одной стороны, должна в корне измениться роль учителя: из единственного носителя информации он превращается в организатора процесса обучения. А с другой - он порой теряет свое преимущество перед учениками, оказываясь в роли отстающего.
При этом преподаватель иностранного языка находится в более выигрышном по сравнению с другими учителями положении: он уже привык к использованию технических средств - аудио- и видеокассет - на своих уроках. Для него путь к компьютеру немного короче. Существенно и то, что основные информационные ресурсы Интернета представлены на английском языке. Ясно, что это дает фору “англичанину” перед преподавателями других предметов.
Компьютерные технологии открывают новые перспективы во всех сферах образования. В области изучения иностранных языков Интернет служит не только средством, но и стимулом. Ведь большинство российских школьников никогда не были в других странах, не общались со своими зарубежными сверстниками. И вот Интернет предоставляет такую - пусть виртуальную - возможность.
Выйдя в Интернет, дети начинают относиться к иностранному языку иначе - он перестает быть просто учебным предметом, а становится средством общения. Впервые ребенок может непосредственно прикоснуться к жизни других стран: почитать местные газеты, послушать самые новые песни, вступить с кем-то в переписку. Все это подталкивает его к изучению иностранного языка. Компьютерный класс освобождает учителя от некоторых обязанностей, предлагая увлекательный тренинг и обеспечивая обратную связь в гораздо большей степени, чем лингафонный кабинет. Самостоятельная работа школьников выходит на новый уровень качества.
В то же время вся наша прежняя система образования была рассчитана на изучение иностранной языковой системы, а не языка как средства общения. Одна из участниц круглого стола рассказывала о своей поездке во Вьетнам, где каждый ребенок считал своим долгом сказать ей “дастуйте!”, а каждая мама с гордостью заявляла, что ее ребенок хорошо говорит по-русски и предлагала вступить с ним в диалог, который в основном сводился все к тому же “дастуйте!”. У российских учащихся подход совсем другой. Говорить на чужом языке большинство отваживается только тогда, когда выучит его достаточно глубоко.
В итоге наши дети по сравнению с иностранцами лучше читают, но хуже говорят. Хотя и с чтением не все так радужно. Недавно один преподаватель иностранного языка технического вуза защитил диссертацию, в основе которой лежит разработанный им 16-часовой курс по обучению студентов чтению. А ведь будучи школьниками те же самые студенты уже “читали” в течение 6-8 лет. То есть за долгие годы школа зачастую не дает даже базовых навыков. На деле же многие аспиранты (еще плюс три-пять лет обучения) не способны рассказать о себе на иностранном языке. А ведь его знание - в наше время одно из необходимых условий успешной карьеры. И не только в России. По данным зарубежных медиатек (приводимых в библиотечных журналах), самые востребованные мультимедиа-ресурсы - это диски для изучения иностранных языков. Однако помимо очевидной, прямой задачи внедрение компьютерных технологий в обучение иностранному языку решает еще одну не менее важную. Дело в том, что в результате научно-технической революции возникла потребность в непрерывном образовании: знания устаревают так быстро, что приходится постоянно переучиваться. Соответственно умение учиться становится одним из важнейших навыков. И именно этот навык приобретается при изучении иностранного языка с помощью компьютерных технологий.
Если исходить из этой глобальной задачи, без изменения концепции обучения не обойтись. Нужно стимулировать обмен мыслями, а не проводить бесконечные практикумы по переводу и пересказу прочитанного. Нужно учить школьников работать с информацией: анализировать, обобщать, делать выводы. В этом плане самая главная задача - формирование критического мышления. И для ее решения надо менять технологии обучения по всем предметам - внедрять проблемные методы, организовывать совместные проекты с носителями иностранного языка.
В связи с этим остро встает проблема современных учебников. Традиционные российские курсы не рассчитаны на использование компьютерных технологий, а зарубежные мультимедиа-пособия плохо приспособлены к нуждам нашего образования (часто они слишком элементарны - за границей наши дети с уровнем знаний класса Elementary попадают в Intermediate и Upper Intermediate). Временный выход здесь представляется в сочетании базового российского учебника и дополнительных материалов зарубежных авторов. Однако для того чтобы учитель мог применять иностранный курс, ему нужны методические пособия. Составление таких методичек - одна из неотложных задач, наряду с повышением компьютерной грамотности учителей.
Общий настрой участников круглого стола был вполне позитивный: раздача “удочек” уже идет полным ходом, осталось только научиться ими пользоваться.