ЯПОНСКАЯ КОМПАНИЯ ВЫХОДИТ С НОВЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ДЛЯ РЫНКА SME
Цветная печать
Столица Чешской Республики еще не совсем оправилась от августовского наводнения, нанесшего одному из красивейших городов Европы немалый ущерб, но уже готова принимать гостей. Именно здесь всего за неделю до начала саммита НАТО провела свою общеевропейскую конференцию компания Oki Europe (www.oki.ru). Участниками мероприятия, прошедшего под лозунгом “Общественность требует цвета”, стали более 400 партнеров компании и представителей прессы, а повод для ее проведения был выбран, на первый взгляд, весьма обыденный - выпуск новых продуктов для цветной печати.
Модели семейства C5000 компактнее старших
собратьев, но унаследовали все основные их черты
Если вспомнить, что всего двумя месяцами раньше Oki представила в России, а чуть позже и в других европейских странах сразу десять новых моделей, пополнивших серии C7000 и C9000 (см. PC Week/RE, № 36/2002, c. 17), а теперь анонсировала еще две, заложившие основу семейства C5000, то следует признать, что осень 2002 г. для компании оказалась на редкость урожайной: наряду с укреплением технологических позиций в сегменте высокопроизводительных устройств для цветной печати фирма расширила спектр своих предложений и в сторону low-end. О том, насколько этот шаг был важен для компании, свидетельствует сам факт проведения общеевропейской конференции, подготовленной весьма тщательно. Здесь было все - и театрализованное шоу, отразившее мотивы будущей рекламной кампании, и пленарный доклад, с которым выступил Тони Лок, директор по маркетингу продуктов Oki Europe, и локальные презентации, и практическая демонстрация новинок. Таким образом организаторы постарались представить участникам конференции полный объем информации, касающейся технических возможностей продуктов и планов их продвижения на рынок.
От аутсорсинга к инсорсингу
По мнению специалистов, главным стимулом для распространения цветной печати в настоящее время является растущая потребность предприятий в развитии внутренних бизнес-услуг. В Европе (на ее долю приходится 45% оборота корпорации Okidata) цветные принтеры все чаще приобретают для замены обычных монохромных. С этой целью, согласно данным опроса, проведенного независимой исследовательской компанией IDC, их приобрели (или намерены приобрести) 21% респондентов. В то же время 66% участников исследования заявили, что намерены использовать цветные принтеры для подготовки печатных материалов, которые раньше заказывались на стороне. Статистика по основным приложениям выглядит следующим образом: печать презентаций - 90% респондентов, фотографий - 77, брошюр и листовок - 73, рекламных макетов - 64%.
С появлением на рынке цветных лазерных принтеров, приближающихся по цене к обозначенному экспертами психологическому порогу в 1000 долл., возможность создавать цветные документы получили и предприятия малого и среднего бизнеса (SME). Это огромный рынок - только в Европе насчитывается порядка 19 млн. фирм с ежегодным оборотом около 200 тыс. долл. Интернет предоставил им шанс выйти на широкую аудиторию, фактически уравняв в этом с крупными предприятиями, а недорогая цветная печать, ставшая реальной альтернативой невыгодному при малых тиражах обращению к услугам сторонних компаний, - удобство в работе и возможность не уступать крупным фирмам по качеству распространяемых документов. Стоит ли говорить о том потенциале, который заключает в себе сегмент SME, и теперь у Oki есть что ему предложить.
Однопроходный принтер по цене четырехпроходного
Анонсировав в Праге новое семейство цветных принтеров C5000, Oki громогласно объявила в качестве одной из приоритетных задач выход в сегмент SME. Его важность для компании обусловлена не только перспективами сбыта продукции, но и возможностью повысить узнаваемость и популярность торговой марки. Главный аргумент в споре с конкурентами - хороший продукт. По мнению сотрудников Oki, малым и средним предприятиям, зачастую не имеющим в штате ИТ-специалистов, нужен простой в эксплуатации и обслуживании недорогой принтер, обеспечивающий тем не менее качественную печать с хорошей производительностью как в цветном, так и в монохромном режиме. Все эти требования они постарались удовлетворить в моделях C5100n и C5300n, выполненных по традиционной для Oki светодиодной технологии.
Тони Лок проводит очную ставку с конкурентом
Главное отличие этих принтеров от близких по цене устройств Hewlett-Packard, Epson, Minolta-QMS заключается в том, что в них, как и в моделях старших семейств Oki, реализован принцип однопроходной печати (заявив ранее о полном отказе от четырехпроходной технологии, компания пока держит слово). В результате оба устройства печатают со скоростью до 12 цветных и 20 черно-белых страниц в минуту, причем, как утверждает производитель, эти цифры отражают не потенциальные возможности механизма протяжки бумаги, а реально достижимый в обычном режиме эксплуатации результат. При меньших, чем у старших собратьев, габаритах (33х40х52,8 см) и массе (25 кг) аппараты серии C5000 обладают разрешением 600х1200 точек на дюйм и многими “взрослыми” функциями, включая автоматическую балансировку цвета, плотности бумаги (допустимый предел плотности - 203 г/м^2) , двустороннюю печать (после установки специального модуля), изначально встроенные средства для сетевой работы.
Младшая из двух моделей, C5100n, представляет собой GDI-принтер. В базовой комплектации он обойдется пользователю в сумму менее 1000 долл. Аппарат снабжен 200 МГц процессором и может быть использован как персональный принтер, подключаемый к компьютеру через скоростной интерфейс USB 2.0. Благодаря наличию сетевого интерфейса он способен обслуживать и небольшую группу из двух-трех человек. Правда, при этом загрузка сети будет заведомо повышенной, поскольку предварительная обработка отправляемых на печать материалов (растеризация) выполняется на компьютере пользователя.
Модель C5300n - это уже полноценный сетевой принтер для малых рабочих групп. От собрата он отличается более мощным 400 МГц процессором, наличием дополнительного параллельного порта, встроенной поддержкой языков PostScript 3 (эмуляция) и PCL5c, а также расширенного набора сетевых протоколов. В нем предусмотрена возможность установки жесткого диска емкостью 10 Гб (опция) с добавлением соответствующей функциональности (печать конфиденциальной информации после ввода пароля, сохранение непосредственно в принтере логотипов и печатных форм и т. д.).
Помимо опционально поставляемого модуля дуплексной печати оба аппарата могут быть дополнены вторым лотком для бумаги, за счет чего общий ее запас увеличивается с 400 листов до 930 (для небольшого офиса это немало), и допускают наращивание встроенной памяти до 320 Мб. Но, пожалуй, даже важнее то, что перечень работ, которые способны выполнять эти принтеры, весьма широк - от подготовки обычных черно-белых документов (производитель обещает, что цена отпечатка будет не выше, чем у обычного монохромного принтера) до вывода баннеров длиной до 1,2 м и печати визитных карточек на специально предлагаемой Oki для этой цели бумаге, позволяющей исключить последующую процедуру резки.
Понимая, что пользоваться подобными устройствами будут в основном люди, не обладающие специальной технической подготовкой, разработчики Oki максимально упростили процедуру замены расходных материалов. При допустимом объеме месячной печати в 50 000 страниц ресурса картриджей хватает на 5000 страниц с 15%-ным заполнением, а фотобарабанов - на 17 000 страниц. Но, как было продемонстрировано в ходе локальных презентаций, на замену этих элементов требуется не более двух-трех минут при минимальных навыках. Фьюзер и ремень переноса рассчитаны соответственно на 45 000 и 50 000 страниц и также могут быть установлены самим пользователем.
Подводя черту, можно констатировать, что с появлением нового продукта Oki конкуренция на рынке цветной офисной печати получит дополнительный толчок. Фирма планирует проведение широкой рекламной кампании и маркетинговых акций, направленных на то, чтобы охватить как можно более широкий круг потенциальных клиентов. С той же целью в России, по словам директора по продажам московского представительства Oki Europe Ильи Сиротина, принтеры C5000 будут в равной мере доступны всем партнерам компании. Как стало известно, представительство сформировало перспективный план развития до 2005 г. и уже защитило его в головном офисе. Детали пока не раскрываются, но можно не сомневаться, что новому продукту в нем уделено особое внимание.
“Я с оптимизмом смотрю на наши перспективы”
Во время пражской конференции автор взял короткое интервью у вице-президента по маркетингу в странах EMEA компании Oki Europe Терри Кавашимы.
Терри Кавашима
PC Week: Цветная печать объявлена Oki в качестве стратегического направления развития. Как вы оцениваете результаты двухлетних усилий компании, принесли ли они ожидаемый результат?
Терри Кавашима: Безусловно. Именно поэтому мы продолжаем инвестировать средства в разработку новых продуктов. Я имею в виду не только принтеры C5000, но и новые модели серий C7000 и C9000. Если вы помните, серию C7000 мы представили ровно два года назад, а затем выпустили первую модель C9000. Они хорошо были приняты на корпоративном рынке, и в некоторых странах нам удалось выйти на второе или третье место по объемам продаж. Между тем мы понимаем, что предстоит еще много сделать для достижения нашей цели - войти в тройку мировых лидеров в области средств цветной печати.
PC Week: В какой мере оправдались прогнозы темпов роста этого сегмента рынка?
Т. К.: Результаты развития рынка средств цветной печати оказались скромнее, чем прогнозировали такие компании, как IDC и Dataquest, и для этого есть ряд причин. Во-первых, это связано с тем, что мировая экономика и прежде всего США переживают не лучшие времена. Во-вторых, как мне кажется, исследовательские компании несколько ошиблись в определении ценового барьера, достижение которого должно было стимулировать переход компаний малого бизнеса на цветную печать. И хотя многие фирмы покупают цветные принтеры, небольшим предприятиям этот вид продукции до недавнего времени был мало доступен по цене.
PC Week: На протяжении полутора лет ваш основной конкурент компания Hewlett-Packard не обновляла продукты для цветной лазерной печати, и тем не менее ее позиции на российском рынке практически не изменились. Какие пути для упрочения своих позиций вы видите в этой ситуации?
Т. К.: Мы оптимисты, но одновременно и реалисты. Oki не такая большая компания, как HP, но мы понимаем, что у нас есть необходимые инструменты для увеличения свой доли рынка. HP выпустила лишь первое поколение однопроходных принтеров. Мы же стартовали два года назад и в своем арсенале имеем второе поколение продуктов с улучшенными соотношением цена/производительность и качеством печати. Благодаря таким компаниям, как HP, появились цветные принтеры по цене около 1000 долл., однако, сравнивая имеющиеся на рынке предложения, пользователи могут убедиться, что за те же деньги мы предлагаем модели, превосходящие конкурентов по производительности и иным характеристикам. Поэтому мы рассчитываем, что, приложив соответствующие усилия для продвижения своих новинок, добьемся желаемого результата. Я с оптимизмом смотрю на наши перспективы, в том числе и на российском рынке.
PC Week: Согласно объявленным Oki данным, 4% в ее обороте составляют OEM-поставки. Намеревается ли компания расширять OEM-программу и будет ли в нее включен принтер C5000?
Т. К.: Действительно, OEM-поставки - это часть нашего бизнеса. У нас есть стратегические партнеры, предлагающие наши продукты под своей торговой маркой. Отношения с ними для нас очень важны, однако в целом OEM-программа не играет в бизнесе Oki большой роли. C выпуском C5000 мы обрели уверенность в том, что сумеем быстро повысить узнаваемость нашей торговой марки. Я думаю, этот продукт дает нам шанс стать одним из главных игроков на рынке. Мы будем поставлять его партнерам, понимая, насколько им важно иметь такой принтер в своей продуктовой линейке, но в то же время мы абсолютно уверены, что нам нет нужды опираться на другие брэнды. Это отличный продукт, и очень немногие фирмы способны сделать что-то подобное в ближайшие пару лет. А за это время мы сможем продвинуться еще дальше.
PC Week: Ценовой рубеж в 1000 долл. преодолен. Можете ли вы сегодня определить новую цель с точки зрения понижения ценового порога?
Т. К.: Oki очень внимательно следит за пожеланиями пользователей, и именно поэтому мы приняли решение предложить новый продукт по цене менее 1000 долл. Оно основывалось на исследованиях рынка и консультациях с нашими отделами продаж. Между тем цены снижаются постоянно, и мы в действительности не можем определить их точное значение на какой-либо момент времени. Главная задача состоит в том, чтобы наши продукты и впредь были столь же конкурентными по цене и производительности, какими они являются сейчас. Конечно, в будущем они будут дешевле.
PC Week: Разрабатывает ли Oki в настоящее время альтернативные технологии цветной печати?
Т. К.: Oki - компания, ориентированная на запросы рынка, и сегодня мы имеем серьезное технологическое и продуктовое преимущество в виде принтеров серий C9000, C7000, C5000. Тем не менее, если появятся сегменты, где иные технологии будут предпочтительнее, мы выпустим продукты в соответствии с требованиями рынка. Однако сегодня в сфере офисной и профессиональной печати мы не видим областей, где бы наша технология не подходила в полной мере.
PC Week: Спасибо за беседу.