Региональная сеть для расчётно-сервисного центра “Дальсвязи”

ПРОЕКТЫ

Крупный телекоммуникационный проект для ОАО ”Дальневосточная компания электросвязи” (“Дальсвязь”, www.es.primorye.ru) был реализован во Владивостоке в течение 2001-2002 гг. Его целью (в отличие от многих других проектов в области связи) была не только модернизация сети передачи данных. Основная задача заключалась во внедрении новой автоматизированной системы расчетов за услуги связи (АСР) с одновременным развитием телекоммуникационной сети и обеспечением на этой основе новых услуг для корпоративных пользователей.

На момент начала проекта оператор связи эксплуатировал биллинговую систему собственной разработки, которая не полностью удовлетворяла современным требованиям и, более того, не имела необходимого сертификата соответствия для тиражирования. Руководством компании было принято решение о внедрении автоматизированной системы расчетов за услуги связи “Старт” российской компании ”Инфосфера”.

Развертывание регионального расчетно-сервисного центра было поручено московской компании “ТехноСерв А/С” (www.technoserv.ru). Ее специалисты произвели комплекс работ, включая создание вычислительного и принтерного центров, монтаж структурированной кабельной системы и локальной вычислительной сети на 200 рабочих мест, оборудование нового здания системами инженерного обеспечения и обновление городской сети передачи данных заказчика.

Архитектурой АСР кроме расчетно-сервисного центра предусматривалось наличие удаленных рабочих мест, расположенных в абонентских отделах оператора: “Дальсвязь” имеет во Владивостоке 25 таких территориально-распределенных отделов. Их персонал работает с АСР в режиме реального времени, что требовало высокоскоростного доступа к расчетно-сервисному центру. Существовавшая на тот момент времени сеть передачи данных не могла обеспечить нужную производительность. Кроме того, отсутствовало удовлетворительное решение “последней мили”. Поэтому модернизация сети передачи данных стала одной из ключевых задач проекта.

“Дальсвязь” уже имела ядро магистральной городской АТМ-сети. Она была построена на базе коммутаторов Cisco IGX 8410, подключенных к “темному волокну” по кольцевой схеме. Пропускная способность магистрали составляла 155 Мбит/с. Однако основным сервисом оператора были услуги Frame Relay. Сеть АТМ - вообще-то не самое лучшее решение для их предоставления, поэтому ставился вопрос о внедрении другой технологии и, соответственно, замене эксплуатируемого оборудования. Но по здравом размышлении специалисты системного интегратора и заказчика решили пойти по пути сохранения инвестиций и модернизации сети с целью увеличения ее коммерческой отдачи.

Было предложено строить распределенную корпоративную сеть на основе технологии DSL с реализацией “последней мили” на базе мощных концентраторов xDSL Cisco 6260. Это оборудование обеспечивает подключение до 256 абонентов со скоростями от 2 до 8 Мбит/с и поддерживает такие современные технологии, как IP-MPLS и VPN. Главное преимущество выбранного решения заключается в том, что оно позволяет строить частные сети с широкими возможностями управления качеством предоставляемых сервисов и подключения корпоративных клиентов. За счет поддержки этих технологий концентраторы очень гибко вписываются в ядро магистрали, принимая на себя всю функциональность, связанную с сервисом. Таким образом, не увеличивая функциональной нагрузки на магистральные устройства и не заменяя их, оператор значительно расширяет возможности по предоставлению услуг заказчикам. Всего в проект было включено семь таких устройств - по одному на каждый крупный узел магистрали. На абонентской стороне использовались офисные маршрутизаторы Cisco SoHo и Cisco 827/828.

“Нас очень заинтересовала способность устройств доступа брать на себя большую нагрузку по обеспечению функций магистрали. В момент запуска проекта это было абсолютно новое решение операторского оборудования. И сейчас, после его практической реализации, можно однозначно сказать, что этот выбор был очень удачным”, - отметил Александр Ефимов, менеджер проекта “ТехноСерв А/С”.

Учитывая важность задач, обеспечиваемых АСР, в решение было заложено резервирование как на случай обрыва магистрали, так и на случай выхода из строя магистрального оборудования. Поэтому от каждого абонентского отдела проложили по два виртуальных канала с различными физическими трассами. При аварии в течение 30 с происходит автоматическое переключение на запасной канал. Этим гарантируется необходимая степень надежности связи с основной базой АСР.

Для централизованного управления аппаратурой доступа была установлена станция DSL Manager, позволяющая из одной точки производить настройки всех концентраторов и контролировать их работу.

Таким образом была решена задача подключения абонентских пунктов к расчетному центру с необходимой скоростью передачи данных и защищенностью от несанкционированного доступа, что сделало возможным внедрение новой биллинговой системы.

Кроме того, реализация данного проекта позволила организовать крупные корпоративные сети с гарантированным качеством сервиса (проведение видеоконференций, услуги IP-телефонии и т. д.) для клиентов “Электросвязи”. Спрос на новые сетевые услуги растет очень быстро. После окончания проекта “Дальсвязь” уже дополнительно закупала платы в устройства Cisco 6260 для подключения новых абонентов.