Самым заметным событием первого этапа реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия” (ЭР) стало существенное сокращение ее финансирования. Первоначально предполагалось выделить из госбюджета 76,15 млрд. руб., в том числе в 2002 г. - 6,632 млрд. руб. Однако реально в этом году ЭР получила менее десятой доли указанной суммы: всего 600 млн. руб. Примерно в такой же пропорции будет усечено финансирование и в 2003-м: согласно нынешнему проекту пока не принятого бюджета страны на ЭР пойдет 1,23 млрд. руб. Впрочем, по мнению заместителя министра связи Андрея Короткова, высказанному им на ноябрьской конференции “Региональные и муниципальные проекты Электронной России”, сейчас следует сосредоточить усилия не на том, чтобы выбивать все обещанные суммы, а на обеспечении наиболее эффективного использования бюджета “Электронной России” в последующие годы. Это станет одной из задач созданной министром связи Леонидом Рейманом буквально накануне открытия конференции рабочей группы по подготовке концептуальных положений национальной стратегии “Россия в информационном веке”. Что ж, когда денег много, все силы уходят на их “освоение”, а когда их практически нет, можно подумать и о стратегии.
Андрей Коротков призывает задуматься о
рациональном использовании бюджета ЭР
На конференции, организованной Минэкономразвития, Минсвязи, Высшей школой экономики и фондом “Новая экономика”, были подведены предварительные итоги реализации программы ЭР в регионах в течение 2002 г. и определены основные направления ее развития в 2003 г. Следует отметить, что некоторые региональные проекты, лежащие в русле ЭР, финансируются по большей части из местных бюджетов и поэтому, несмотря на пробуксовку федеральной программы, они иногда весьма успешно развиваются. Так, по словам начальника управления информационных технологий администрации президента Чувашии Дмитрия Назипова, на создание “Республиканской информационно-аналитической системы”, одним из элементов которой является правительственный портал, выделено 2,5 млн. долл. Из них в 2002 г. освоено 700 тыс. долл. (22,3 млн. руб.), что близко к объему финансирования всего регионального блока ЭР (23 млн. руб.).
Андрей Шаронов объявляет победителей
конкурса Минэкономразвития
Проблема, однако, в том, что далеко не каждый субъект федерации способен столь щедро финансировать подобные программы. Собственно говоря, ЭР и задумывалась как некий способ сглаживания “цифрового неравенства”. Оно характерно не только для России, но и для мирового сообщества в целом, где позиции нашей страны в сфере информатизации выглядят весьма грустно. Как сказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, самые большие в мире госбюджетные ассигнования на инфокоммуникационные технологии (ИКТ) позволяет себе Япония - 9 млрд. долл., несколько меньше США - 5,5 млрд. долл. Как преодолеть России “цифровую пропасть”, если она выделяет на эти нужды лишь 0,1 млрд. долл.? Ответ очевиден: нужно увеличивать объемы финансирования *1. Одним из таких дополнительных каналов стимулирования ИКТ и должна была стать целевая программа ЭР.
_____
*1. Очевидны и другие ответы. - Прим. ред.
В случае выполнения она позволит России приблизиться по уровню ИКТ-ассигнований на душу населения к Боливии, в Европе же опередить лишь одну страну - Албанию. А ведь речь идет не просто об еще одной отрасли народного хозяйства: информационные технологии должны лечь в фундамент целого ряда базовых реформ (власти, образования, пенсионной, налоговой и т. д.). Рынок ИКТ в России оценивается сегодня в 4 млрд. долл., из них 0,5 млрд. - это заказы, выполняемые на госбюджетные средства. По мнению г-на Кузьминова, и эти ассигнования расходуются крайне неэффективно: КПД составляет от силы 10%. В основном деньги тратятся на закупку техники последних моделей, а вопросам оснащения ее специализированным ПО, организации широкого доступа к информационным ресурсам и массового обучения пользователей внимание практически не уделяется. Чтобы в соответствии с планом ежегодно вводить в строй 12 тыс. пунктов общего доступа в Интернет, необходимо 4 млрд. руб., но сегодня таких денег нет, и в лучшем случае эта программа будет профинансирована на 50%.
Крайне мало и межведомственных программ, которые могли бы устранить дублирование расходов на создание одних и тех же ресурсов (например, БД) разными министерствами. В 2003 г. планируется осуществить три-четыре проекта такого рода. Еще одной важной задачей, несущей и антикоррупционную нагрузку, является формирование так называемых административных регламентов: четких перечней полномочий, процедур и прав чиновников, граждан и иных субъектов, доступных всем в электронной форме. А как обучить 800 тыс. государственных чиновников, если выделяемых ресурсов хватает на ежегодную подготовку 40 тысяч?
С учетом вышесказанного понятно, что разговоры о выборе приоритетов программы ЭР продиктованы суровыми жизненными реалиями. Вряд ли при таком объеме финансирования можно надеяться на то, что из ресурсов ЭР удастся спонсировать все региональные проекты. Минсвязи, Минэкономразвития и дирекция ЭР выделили несколько приоритетных направлений, которые и будут поддерживаться в ближайшие годы. По словам замминистра экономики Андрея Шаронова, на первом этапе должны быть созданы типовые проекты портала органов государственной власти и местного самоуправления, системы государственных закупок, общественных пунктов доступа и механизма подключения местных СМИ к Интернету. Поскольку работы такого рода рядом регионов ведутся весьма успешно, признано целесообразным активно использовать уже имеющийся опыт.
Летом был объявлен конкурс на реализацию проектов ЭР, на который субъекты федерации и органы власти подали 191 заявку. В основу упомянутых выше типовых проектов будет положен и опыт его победителей (28 участников). По итогам конкурса отобраны регионы и муниципальные образования, призванные стать так называемыми опорными зонами федеральной целевой программы ЭР. Например, в области создания системы электронных закупок продукции для региональных органов власти и местного самоуправления это Республика Саха (Якутия), Чувашская республика, Тульская, Нижегородская и Челябинская области, а в деле построения общественных пунктов подключения к открытым информационным системам - Астраханская, Московская и Ярославская области, Алтайский и Красноярский края, Республика Бурятия и Новосибирск.
Отобраны также поставщики основных технологий для типовых решений. Из них сформированы консорциумы, которые создадут некие общие спецификации и рекомендации, но не будут жестко навязывать регионам те или иные продукты. Об этом говорил Александр Карпачев, президент корпорации “Парус”, ставшей во главе консорциума по системам электронных закупок для регионов. Однако представитель компании “Компьюлинк”, возглавившей группу по подготовке аналогичной типовой системы госзакупок для федеральных нужд, г-н Лучин заявил на конференции, что для федерального уровня выбор уже сделан в пользу торговой площадки под управлением Oracle e-Business Suite. В чем корень подобной непоследовательности - непонятно.
Вызывает удивление и то, что, несмотря на ограниченное финансирование, образуются все новые организационные структуры: в дополнение к дирекции ЭР вскоре во всех федеральных округах появятся ее филиалы. А заместитель министра связи Дмитрий Милованцев сообщил, что в его ведомстве созданы специальные комиссии по координации финансовой, технологической и региональной политики. Думается, всем им следует внимательнее отнестись к насущным потребностям регионов, прислушаться к пожеланиям людей, делающих реальное дело и ждущих от программы ЭР решений, которые могут быть приняты только на федеральном уровне.
Так, говоря о правительственных порталах, г-н Назипов отметил, что в рамках ЭР должны быть выработаны единые рекомендации по структуре сайта, используемым технологиям (XML, UDDI и др.) и средствам защиты. В выступлении представителя администрации Астраханской области г-на Блиера прозвучал призыв решить, казалось бы, очевидную проблему легитимности нормативных документов, публикуемых на Web-сайтах, в том числе и правительственных. Ведь сегодня никто не может гарантировать их целостности и аутентичности. Интересные инициативы есть и в области организации пунктов общего доступа. Хотя наиболее активно обсуждается проект “Киберпочта”, предполагающий размещение подобных пунктов в почтовых отделениях, существуют и альтернативные решения. Так, по словам представителя администрации г. Дзержинского Валентины Берсеньевой, у них такой пункт создан на базе городской библиотеки - места гораздо более естественного для получения разнообразной информации, чем неуютные помещения районных почт.
Популяризации и обобщению подобного опыта, несомненно, послужит еще один конкурс ЭР - “Лучший регион в сфере ИКТ”, проведение которого поручено холдингу “РосБизнесКонсалтинг” (РБК). Как заявила директор по корпоративным отношениям РБК Наталья Климова, конкурс призван не только выявить лидеров, но и дать четкую картину состояния ИКТ в регионах с тем, чтобы на ее основе целенаправленно корректировать саму целевую программу ЭР. Сегодня завершен первый этап - создана конкурсная документация и разработаны принципы формирования конкурсных комиссий. В настоящее время эта информация рассылается по регионам. Силами РБК создан и специальный сайт конкурса (www.region2002.ru), на котором представлена практически вся информация о нем. Итоги будут подведены в апреле 2003 г.