С начала нового учебного года прошло всего три месяца, а ИТ-новостей в образовательной сфере за это время накопилось множество. Попытаемся осветить наиболее интересные из них, а также обсудить те формы участия ИТ-рынка в образовательных программах, которые сегодня выходят на первый план.
Следует сказать, что обзорный материал о сотрудничестве ИТ-компаний со сферой образования, опубликованный чуть более года назад (PCWeek/RE, № 32/2001, с. 25), вызвал немало откликов, затронувших самые разные аспекты данной проблемы - от описания опыта успешного (PC Week/RE, № 33/2002, с. 32) и не очень успешного (PC Week/ RE, № 45/2001, с. 47) взаимодействия вузов и компаний до обсуждения необходимости более активного участия государства в программах информатизации образования (PC Week/RE, № 37/2001, с. 45). Что изменилось за прошедший год, кроме того, что руководство страны, кажется, задумалось о некотором повышении зарплаты работникам вузов?
Формы и методы сотрудничества
Сегодня они стали гораздо разнообразнее - и учебным заведениям, и ИТ-компаниям уже удается уходить от первоначальной схемы “бедный вуз и богатая компания-спонсор”. С одной стороны, институты и университеты уже научились изыскивать ресурсы для необходимых покупок, и не только за счет прямых денежных вливаний, но и за счет проведения совместных исследований и т. п. С другой - и компании уже прекрасно видят все выгоды союза с вузами в такой наукоемкой отрасли, как ИТ. Пришло понимание того, что для появления чего-то нового в этой сфере уже мало иметь умелых кодировщиков - нужны глубокие (в ряде случаев - фундаментального характера) исследования, по результатам которых только и можно создать принципиально новые продукты и технологии. Кроме того, обострившаяся в последние два-три года ситуация с кадрами на ИТ-рынке также подтолкнула фирмы к шагам навстречу образованию - уже не столько для продвижения своих продуктов, сколько для поиска и подготовки сотрудников. Поэтому приметой последнего полугодия стали следующие нетривиальные события.
“1С-кафедра”. С сентября текущего года в УЦ компании “1С” начали работу базовые кафедры Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Высшей школы экономики (ВШЭ). Здесь будет проводиться обучение по дисциплинам, связанным с ИТ, на базе программных продуктов “1С:Предприятие”. Для студентов пятого курса МЭСИ, специализирующихся на разработке КИС, на кафедре “1С” читается курс по конфигурированию ИС с использованием инструментария платформы “1С:Предприятие”. С возможностями ПО “1С” учащиеся ВШЭ знакомятся в рамках магистерской программы “Информационные технологии управления” (первый год магистратуры) и “Корпоративные технологии управления” (второй год магистратуры). Здесь основной акцент делается уже не на программирование, а на изучение возможностей разнообразных программных средств и освоение методик использования типовых конфигураций “1С:Предприятия” для решения задач управления.
Для фирмы “1С” важно то, что непосредственное участие в обучении позволяет обеспечить подготовку специалистов в соответствии с реальными потребностями отрасли, а потому можно надеяться, что сегодняшние студенты в ближайшем будущем пополнят ряды сотрудников сети “1С:Франчайзинг”. Вузам этот проект интересен в первую очередь тем, что он открывает путь к решению проблемы дефицита квалифицированных преподавательских кадров и организации качественного обучения студентов современным программным продуктам, занимающим значительную часть российского рынка средств автоматизации.
Аспирантура “Информсвязи”. Еще одно событие нынешнего сентября - открытие аспирантуры в компании “Информсвязь”. Фирма шла к этому не один год: с 1997 г. она сотрудничает с одним из ведущих специализированных вузов - МИРЭА (Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики - Технический университет) и готовит студентов на своей базовой кафедре “Крупномасштабные территориальные сети” (ежегодно более 40 студентов третьего - шестого курсов). Активная научная работа в компании ведется под руководством ее президента доктора технических наук, профессора Марка Борисовича Купермана (см. интервью с ним: PC Week/RE, № 42/2002, с. 26). В 2000 г. “Информсвязь” получила государственную аккредитацию научной организации в соответствии с Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике”. В конце прошлого года в компании был создан Диссертационный совет. Решением Президиума ВАК Министерства образования этому совету разрешено проводить защиту диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.12.13 “Системы, сети и устройства телекоммуникаций”. Наконец, завершающим этапом формирования полного цикла подготовки научных кадров и поддержки научной деятельности стало получение “Информсвязью” лицензии Министерства образования РФ на ведение послевузовского обучения - именно это и позволило учредить аспирантуру.
Отмечено и встречное движение - со стороны вузов.
Новый факультет “Бизнес-информатика” был организован в ВШЭ в этом году, а 12 сентября состоялось открытое заседание Экспертного совета по вопросам подготовки управленцев и предпринимателей для ИТ-сферы, посвященное обсуждению концепции и плана развития факультета. К участию в этом заседании было приглашено более 30 первых лиц ведущих ИТ-корпораций, в том числе “1С”, Istrasoft, “Галактика”, “Парус”, ЛАНИТ, “Сибинтек”, “Тектон”, “Цефей”, “ЭпикРус” и др. Декан факультета Татьяна Кравченко обрисовала цели его создания, особенности подготовки специалистов для информационной сферы, какими они видятся сегодня руководству ВШЭ, и призвала российские и иностранные ИТ-компании принять активное участие в формировании преподавательского коллектива всех рангов - вплоть до декана факультета. Интересно, что и фирмы сегодня уже вполне готовы к этому, что подтвердило анкетирование участников заседания. Так, в качестве наиболее перспективного подхода к подготовке предпринимателей половина отвечавших выбрали встраивание учебного процесса в совместную деятельность компании и стажера по решению реальной (а не учебной) задачи, стоящей перед фирмой, где ему предстоит работать (табл. 1); а 60% работодателей готовы к инвестициям в развитие собственной компании через вложение в подготовку кадров, в том числе с привлечением банковских кредитов (табл. 2).
Выставки и конференции
На ВВЦ в четвертый раз была развернута выставка “Современная образовательная среда”, во время проведения которой прошла конференция с обширной программой. Разумеется, тематика экспозиции не ограничивалась лишь ИТ, на ряде стендов были представлены и другие компоненты образовательного процесса - оборудование для лабораторных работ, учебные пособия (вплоть до скелетов и муляжей), школьная мебель и пр. Однако ИТ составили главный раздел выставки (именно этим она и отличалась от предыдущих), а из более чем 130 докладов, сделанных на конференции, применению компьютеров, ПО и Интернета в образовании было посвящено 90%. Основными организаторами мероприятия, которое проводится в рамках федеральных целевых программ “Развитие единой образовательной информационной среды (2002-2005 гг.)” и “Электронная Россия” и отраслевых научно-технических программ, традиционно являются Министерство образования РФ и выставочный центр “Наука и образование”.
Другая конференция-выставка, посвященная той же тематике, - “Информационные технологии в образовании-2002” (ИТО-2002) - прошла следом за вышеописанной и помимо прочего отличалась от первой тем, что вот уже в тринадцатый раз она проходит исключительно на средства спонсоров и компаний, участвующих в экспозиции, - ни одного рубля из бюджетных денег на нее не затрачено. Кроме того, который год этот форум собирает обширнейшую аудиторию и солидных докладчиков - преподавателей и профессоров вузов, работников министерств и ведомств, наиболее опытных школьных учителей. В ходе конференции состоялись 22 презентации, а также заседания шести секций и 21 мастерской. “В этом году, - рассказал сопредседатель Оргкомитета, член Координационного совета ФИО Павел Гудков, - количество заявок на выступления составило 1095, и хотя не все из отправивших заявки смогли приехать, интерес нескольких тысяч преподавателей из московского и соседних регионов, которые приняли участие в конференции, прослушали доклады, выступили в обсуждениях, был огромен.
В 1997-2001 гг. конференция проводилась в здании лицея № 1511, но оно уже перестало вмещать всех желающих. На этот раз мы впервые вложили деньги в аренду более просторного помещения - ДК “Москворечье”. Это стало возможным благодаря тому, что к поддержке, оказанной нам ФИО, группой компаний “Формоза” и корпорацией Intel, добавились средства Фонда Сороса, Microsoft, фирмы “Гелиос-Компьютер” и издательства “Дрофа”. Надеемся, что в следующем году поддержка расширится и мы сможем арендовать, например, залы в здании Президиума РАН”.
Наконец, еще одно мероприятие - Первый всероссийский конкурс образовательных ресурсов Интернета. Он стартовал в апреле и завершился 5 ноября. В московском театре “Школа драматического искусства” устроители конкурса - Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса), Федерация Интернет-образования и Министерство образования РФ - подвели итоги и награждали победителей. Всего на конкурс было подано около 1500 заявок (кстати, во время объявления результатов прозвучала информация о том, что на сегодня в Рунете насчитывается более 12 000 сайтов образовательной направленности). Эти заявки рассматривались в десяти номинациях. В каждой из них в финал вышло по три участника, из них и выбирался победитель (см. ниже “Итоги всероссийского конкурса+”), остальные получили дипломы лауреатов.
Из тенденций, которые ярко проявились в последнее время и нашли отражение во всех трех вышеописанных мероприятиях, особо хочется отметить усиление внимания к дистанционному образованию (ДО) и технологиям для него, начиная от электронных учебников и энциклопедий на CD и заканчивая специально разработанными полномасштабными системами дистанционного обучения (СДО). Так, на конференции “Современная образовательная среда” почти треть докладов касалась различных вопросов ДО - выступавшие рассказывали об электронном учебнике для самостоятельной работы, о лабораторном практикуме с дистанционным доступом, системах открытого образования, о создании образовательных порталов, онлайновом тестировании и пр. На ИТО-2002 в секции “ИТ в открытом образовании” на эту тему было сделано 45 докладов, немало сообщений прозвучало на других секциях, презентациях и круглых столах. В конкурсе “Образование в Рунете” также оказалась популярна тематика ДО - ей фактически была посвящена половина номинаций - с четвертой по восьмую. В номинации “Обучение и тестирование” победителем стал проект “Открытый колледж”, созданный компанией “Физикон” и позиционируемый как первый в России полнофункциональный Интернет-портал для дистанционного обучения школьников и профессиональной подготовки молодежи. Он включает в себя более 3000 тестов, Интернет-учебники, методические материалы для учителей, обзор Интернет-ресурсов, интерактивные учебные модели, обучающие игры и другие материалы для ДО.
Кстати, повышенный интерес вызывает ДО и у крупных компаний, намеревающихся использовать его для профессионального обучения и повышения квалификации персонала. Именно этот аспект обсуждался на конференции “Дистанционное обучение в России: практика корпоративного использования и перспективы развития”. О своих технологиях ДО рассказали представители Oracle (опыт и возможности Интернет-обучения), Websoft (корпоративный учебный портал), IBM (опыт и проекты ДО в России; СДО IBM/Lotus Learning Space), “Сетевая академия ЛАНИТ” (система массового обучения и тестирования пользователей), Cisco Systems (СДО E-learning), “Сибнефть” (электронные курсы для корпоративного обучения) и НОУ “Институт виртуальных технологий в образовании” (СДО “Прометей”). Подобные конференции интересны тем, что дают возможность их участникам изучить широкий спектр предложений в этой области.
ПО для образования
Собственно говоря, тиражное ПО для обучения (школьников, абитуриентов и т. д.), имеющееся сегодня на рынке, также может служить целям дистанционного образования, ведь оно предназначено в основном для самостоятельной работы. Остановимся немного подробнее на трех компаниях, известных своими образовательными продуктами.
“Физикон”. За десять лет существования на рынке фирма очень активно развивала образовательное направление, создавая учебные компьютерные курсы и Интернет-порталы. Если учесть происхождение компании (ее костяк составили сотрудники и преподаватели МФТИ), то представляется вполне естественным, что сначала здесь были созданы учебные курсы по физике; они и сегодня используются в Физтехе на лекциях по общей физике. В 1994 г. вышел первый коммерческий продукт “Физикона” - курс “Физика в картинках”, ставший первым отечественным образовательным пакетом, выпущенным на компакт-диске. Эта программа продается до сих пор, она включена в каталог программ “Physics Academic Software” за 2002-2003 гг. Интересно, что цена этого продукта в США, определенная издателем Американским институтом физики, - $275, а его сетевая версия стоит $1100. Бессменным научным редактором программ по физике, выпускаемых “Физиконом”, является профессор МФТИ Станислав Миронович Ко/зел, известный многим поколениям школьников по “продвинутому” задачнику по физике и олимпиадному движению.
Во время работы над продуктами учебного назначения в компании были созданы интерактивные модели (вначале они использовались в DOS-версии, затем были переписаны под Windows, а впоследствии переделаны в Java-аплеты), являющиеся наглядным представлением численных экспериментов. Многие из этих моделей лицензированы ведущими американскими издательствами для создания собственного учебного ПО.
С 1997 г. начали разрабатываться линии компьютерных курсов “Открытая физика” (этот продукт вошел в Федеральный набор для поставки в 39 тысяч школ России, а недавно появилась его последняя версия на двух CD - “Открытая Физика 2.5”) и “Открытая математика”.
“Физикон” - первая из российских компаний, которая начала применять Интернет-технологии для разработки учебных курсов на компакт-дисках. В 1999-2001 гг. на основе языков XML и Java/JavaScript специально для подготовки интерактивных курсов была предложена система CourseML; первыми продуктами, созданными с ее помощью, стали “Открытая астрономия” и “Открытая химия” (в сентябре вышла версия 2.5 данного пакета). Сейчас это один из принципиальных элементов всей линейки продуктов “Физикона”. Для навигации по дискам служит система, подобная интерфейсу Интернет-сайтов, у пользователя есть возможность в любой момент занятий с диском выйти в Сеть. Поддержка обучения через Интернет осуществляется в рамках проекта “Открытый колледж”.
“МедиаХауз”. Среди обучающих продуктов этой компании можно выделить два - “Курс математики 2000” и “Курс физики 99”, созданные руководителем отдела разработок обучающих программ кандидатом технических наук Леонидом Боревским. Так, “Курс математики” состоит из 13 автономных программ-тем по всему курсу алгебры - от теории множеств до нестандартных тригонометрических уравнений; в нем также собрано более 800 задач, реально использовавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы. Программа разделена на четыре уровня сложности, содержит подробные комментарии к решению задач, многоуровневые подсказки, режим работы над ошибками и т. д., обеспечивает полную регистрацию действий ученика при решении задачи, включает графопостроитель.
Более дешевая базовая версия выполняет еще и рекламную роль. Полная версия отличается от нее прежде всего наличием четырехтомного печатного учебника объемом 1200 стр. Для пользователей автор курса проводит бесплатные консультации (очные и по E-mail).
Кроме того, “МедиаХауз” выпускает CD с курсом истории и программы для изучающих иностранные языки.
“1С”. Эта компания выступает как разработчик, издатель и дистрибьютор обучающего ПО. Среди ее продуктов - серия “1С:Репетитор”, включающая пакеты по таким школьным предметам, как физика, математика, химия, русский язык и биология. Помимо собственных “1С” распространяет продукты компаний IstraSoft (серия “Профессор Хиггинс”, обучение иностранным языкам), “Мультимедиа-технологии и дистанционное обучение” и др.
“ИТО-2002”: цифры и факты
Организаторы конференции: Министерство образования РФ, Институт ЮНЕСКО по ИТ, Институт проблем информатики РАН, Московский инженерно-физический институт, Московский городской педагогический университет, Московский Центр Интернет-образования, НПП “БИТ про”.
В выставке принял участие 51 экспонент.
На конференции выступили 603 докладчика из 205 городов России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Азербайджана, Киргизии, Латвии, Литвы, США, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии.
Среди 4000 учителей, побывавших на конференции “ИТО-2000”, было проведено анкетирование на тему “Лучшие продукты для использования в учебном процессе”. По результатам опроса, отражающего мнение практикующей части педагогов и руководителей образования, был составлен рейтинг лучших продуктов.
Результаты анкетирования педагогов и руководителей образования
на тему “Лучшие продукты для использования в учебном процессе”
Итоги Всероссийского конкурса “Образование в Рунете”
Результаты анкетирования руководителей ИТ-компаний,
участвовавших в заседании Экспертного совета ВШЭ