КОНФЕРЕНЦИИ

Компания CompTek (www.comptek.ru) провела седьмую конференцию по IP-телефонии. В нынешнем году число ее участников увеличилось до 430 и они полностью оккупировали отель Holyday Inn в подмосковном Виноградове, где традиционно в течение последних нескольких лет проходит этот форум. Также выросла и обычно сопровождающая конференцию мини-выставка, на которой в этот раз показывали свои решения двадцать фирм.

В России и мире

Председатель исполкома Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ, www.rans.ru) Аркадий Кремер в приветственном слове отметил, что IP-телефония является важным катализатором либерализации рынка связи. Российский рынок IP-телефонии, по его мнению, выгодно отличается от многих рынков Центральной и Восточной Европы. Министерство связи выдало операторам уже сотни лицензий на предоставление услуг IP-телефонии, и это обеспечивает заметный рост их доли в спектре услуг связи.

Игорь Масленников

По оценкам компании Jason&Partners, в 2001 г. суммарный оборот российских операторов IP-телефонии составил почти 50 млн. долл., а в этом году он приблизится к 70 млн. долл. По данным CompTek, в нашей стране установлено более 10 тыс. портов IP-телефонии, а в Москве сейчас насчитывается примерно 200 поставщиков IP-телефонных услуг, около 150 различных видов карточек.

Общемировой международный трафик IP-телефонии в 2001 г. составлял 6 млрд. мин, или 5,5% от общего голосового трафика, и, по некоторым прогнозам, к 2006 г. он может возрасти до 90 млрд. мин, т. е. почти до 45% всего голосового трафика. На долю устройств IP-телефонии в США приходится 12% от всех продаж телефонного оборудования, а компания Cisco Systems в этом году продала свой миллионный IP-телефон.

Как и в 2001 г., открыл пленарное заседание Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek, за ним свою точку зрения на современное состояние IP-телефонии и телефонии вообще изложили представители компаний Cisco и Avaya, а затем конференция разделилась на три параллельных потока. Два из них были посвящены проблемам и решениям для операторов IP-телефонии, а третий - корпоративной IP-телефонии и IP-УАТС.

Итоги семилетки

По мнению Игоря Масленникова, 2002 г. отличается от предыдущих шести лет развития тремя основными особенностями.

Во-первых, уже никому не приходит в голову рассматривать IP-телефонию как нечто временное и мелкое, теперь она - серьезный фактор на рынке телекоммуникаций. Более того, IP-телефония стала движущей силой, “крючком”, который перетягивает мировую телекоммуникационную индустрию на новую платформу.

Аркадий Кремер

Во-вторых, на новый уровень вышла корпоративная IP-телефония. IP-телефоны из экзотических игрушек превратились почти в массовый коммерческий продукт (как сообщил Леонид Шугуров из компании Inline Technologies, их выпускают свыше 60 фирм). Прогнозы большинства аналитиков совпадают: через несколько лет объемы поставок IP-УАТС превысят рынок традиционных УАТС.

В этом году наконец-то поставщики IP-УАТС и IP-телефонов перестали в идейном плане соревноваться с производителями традиционной телефонии.

И в-третьих, протокол SIP переходит из лабораторий в реальные проекты. Появляются первые операторы, предоставляющие услуги связи на базе SIP, причем не только в США, но и в России, а также корпоративные решения на его основе.

Тем не менее в сознании многих, как и год назад, представление об этой технологии остается неадекватным. Даже связисты, которые, казалось бы, в курсе дела и зачастую непосредственно занимаются IP-телефонией, часто не видят разницы между передачей голоса по IP-сетям и по сетям TDM, считая IP всего лишь транспортом. На самом же деле происходит не просто замена технологической платформы, а переход в совершенно новый мир - мир IP-сервисов. Но передача голоса по IP-сетям сегодня оказалась наиболее заметной и распространенной.

Самое главное - технологические проблемы отходят на второй план. Остается еще много вопросов, связанных с сигнализацией, но они решаются весьма эффективно, и сегодня вполне типично, когда качество IP-телефонии превышает качество обычной. Гораздо более важно теперь становление инфраструктуры, особенно местных сетей. По мнению Аркадия Кремера, дальнейшее развитие будет зависеть от согласования правил экономического, организационного и технологического взаимодействия операторов IP-телефонии и операторов ТфОП.

Стирание границ

По словам Арсения Тарасова, менеджера по развитию бизнеса Cisco Systems, за год произошло множество событий, свидетельствующих о том, что IP становится де-факто стандартом коммуникаций.

Георгий Санадзе, менеджер по проектам и предложениям Avaya Communication, считает, что доля чистых IP-решений пока еще мала и в ближайшие годы наиболее популярным будет сочетание IP и традиционной телефонии с коммутацией каналов (TDM). Он привел статистику по американскому рынку, который является наиболее конкурентным и продвинутым в технологическом плане.

Георгий Санадзе

TDM-телефонии, по данным за 2001 г., в США принадлежит три четверти рынка общим объемом около 10 млн. портов в год (74%), чистой IP-телефонии - 10% и конвергентным решениям, IP поверх TDM, - 16%. По его прогнозам, 2003-2004 гг. пройдут под знаком роста продаж IP-портов на базе традиционных АТС и только затем начнется снижение доли IP/TDM и победоносное шествие чистого IP. Более того, у классической TDM-телефонии всегда сохранится своя ниша. Это аналоговая телефония, центры обработки вызовов по работе с населением, экстренные службы и многие другие специфические области применения, в которых никогда не будет широкополосных каналов связи.

Как считает г-н Санадзе, по поводу протокола IP раздается слишком много неоправданно восторженных отзывов. IP, считает он, - лишь прекрасная транспортная среда, позволяющая реализовывать функции, заложенные на верхнем уровне. Его возможности используются для построения разнесенных сред, подключения удаленных абонентов и самых разных других задач, но переходить только на IP пока преждевременно, в том числе и по финансовым причинам.

Кроме того, Георгий Санадзе убежден, что давно настала пора отказаться от приставки IP. Сегодня любое продвинутое телекоммуникационное изделие в той или иной мере использует протокол IP. Кроме VoIP-технологий он применяется для связи шлюзов, процессоров УАТС, Web-управления и других целей. Подчеркивать, что только по IP коммутируется голос, не совсем правильно, так как действительность требует умения коммутировать голос по разным средам. И лишь когда наступит “светлое будущее” и везде будут широкополосные IP-каналы, можно будет считать, что TDM полностью отработал свое. Пока же и IP, и АТМ, и TDM должны уживаться, а функциональность решения определяется ПО, заложенным на самом верхнем уровне. “Все умеют все делать по IP”, - иронично заметил он в конце выступления.

Прогноз развития рынка УАТС

Аналогичное мнение (что приставка “IP” скоро должна исчезнуть и из названия конференции) выразили и многие другие докладчики, а компания Gartner Group уже сейчас не делает различия между этими понятиями в своих исследованиях в сфере корпоративной телефонии.

Более подробно о конференции будет рассказано в журнале “BYTE/ Россия” в начале будущего года.

Версия для печати