ОБЩИМ ВЗГЛЯДОМ
Странные вещи творятся сейчас в отрасли, и ничего хорошего ожидать в результате не приходится. Производители с миллиардными оборотами извиняются за то, что выполняют свои прямые обязанности. Вместо того чтобы напоминать о сокращении расходов, о лопнувшем пузыре Интернет-бизнеса, о затратах на борьбу с проблемой 2000 г., коллапсе корпоративной этики, терактах или старых добрых циклах бизнеса, многие компании хором твердят: “Извините нас!”.
Одно из первых таких извинений мы услыхали из уст Тома Зибеля, который публично раскаялся, что его Siebel Systems, как и многие другие производители, выпускает слишком сложное ПО. Затем примеру Зибеля последовал Ларри Эллисон, пожалевший, что Oracle продает слишком много СУБД и вот уже 25 лет идет неверным путем. А Рэй Лейн, некогда являвшийся вторым лицом в Oracle, в пух и прах раскритиковал процесс закупок и сбыта. Но еще раньше Microsoft принесла глубочайшие извинения за то, что основное внимание обращала на функциональность своих продуктов, а не на их безопасность. Да и сама ее инициатива доверительных вычислений Trustworthy Computing стала следствием признания вины.
Sun тем временем повинилась, что ее стратегия разработки ПО была весьма туманной, а заявления относительно Java - непоследовательными. Computer Associates не преминула заявить, что недоработки политики присвоения названий только путали клиентов (имеется в виду шумиха вокруг Jasmine, которая когда-то была простой СУБД). А один из руководителей IBM истоки проблемы увидел в том, что информационные технологии попадали не в те руки: их, мол, покупали владельцы чековых книжек, а не специалисты по интеграции технологий.
Цель подобных высказываний одна: показать, что производители принимают на себя часть вины за все беды отрасли. К тому же они надеются, что как только восстановится спрос на технологии, покупатели пойдут к тем, кто просил у них прощения. Но задумайтесь: расходы на новые технологии могут так никогда и не вернуться на прежний уровень хотя бы из-за всех этих нынешних извинений. Подобная деятельность в предвыборной кампании способна ослабить позиции любого политика. Извиняться в такой ситуации - все равно что выбрасывать на ринг полотенце. Публичное раскаяние подсудимого может, конечно, смягчить приговор, но вина при этом уже ни у кого не вызывает сомнений.
Корпорациям нужны силы, концепции, терпение и способность прислушиваться к клиенту. Извинения же, как правило, подчеркивают промахи крупных компьютерных компаний, а это в лучшем случае грозит утратой доверия к ним, в худшем же - сбивает с правильного пути. Времена сейчас тяжелые, но постоянные разговоры о признании прошлых ошибок ни к чему хорошему не приведут. Через это нужно перешагнуть. Так что исправляйте ошибки и двигайтесь вперед.