ЮБИЛЕИ
Компания IBS отпраздновала свое десятилетие одновременно с Microsoft CIS
В истории российского компьютерного рынка IBS занимает особое место. Во-первых, по динамике своего развития: проект, который стартовал в 1992 г. по инициативе горстки технарей, вышедших из “Интермикро” и поддерживаемых банковскими структурами, за какие-то 10 лет превратился в серьезный бизнес; теперь это группа компаний с общей численностью сотрудников более 2000 человек и совокупным годовым оборотом превышающим 250 млн. долл.
Во-вторых, по степени общественного влияния: на примере IBS начинающие игроки ИТ-рынка учились выстраивать свой бизнес - с правильным пиаром и маркетингом, с правильным учетом и управлением; а ее президента Анатолия Карачинского (едва ли не единственного) сегодня вполне заслуженно причисляют к российским “олигархам” от ИТ.
IBS всегда имела (и во многом сохраняет) государственную ориентацию. Это и понятно - ведь именно в госструктурах водятся деньги на самые крупные и “долгоиграющие” проекты. Недаром ее руководство регулярно инициирует в социуме различную деятельность, способную привлечь к компании внимание властей и усилить ее репутацию как респектабельного и надежного партнера. Участие во всевозможных ассоциациях, рейтингах, федеральных программах и правительственных обсуждениях обеспечивает ей статус влиятельной организации и зачинателя государственных ИТ-инициатив.
Деятельность IBS отмечена вниманием серьезных структур и за рубежом. Быстрый рост компании был бы невозможен без участия западных стратегических инвесторов, привлеченных, если мне не изменяет пямять, благодаря известной американской журналистке и бизнесмену Эстер Дайсон. Вложенные инвестиции помимо внутреннего инжиниринга, сертификации по ISO и других упорядочивающих этапов должны были привести компанию к акционированию и выходу на международную биржу (о чем много говорили руководители IBS лет пять назад). Однако не всем планам суждено сбываться: разразившийся в США кризис перечеркнул целесообразность этого шага. А в России, похоже, еще не сложились условия, чтобы “публичность” ИТ-компании стала привлекательной и экономически оправданной.
Что касается выполнения проектов для Запада, то эта деятельность ведется достаточно активно, особенно разработческой фирмой Luxoft, дочерней структурой IBS. Для регулярного получения иностранных заказов вполне закономерно была создана компания-резидент, работающая в США.
Продолжая юбилейный панегирик, я бы отметила добрым словом фазы становления корпоративной культуры IBS. За это направление, как и за управление персоналом, с 1998 г. отвечает один из ее основоположников - Леонид Забежинский, “хранитель корпоративных традиций”. За последние пять лет компания была преобразована из дивизиональной структуры в матричную, что добавило ей маневренности в использовании ресурсов при ведении крупных проектов. К тому же системный подход к кадровой работе позволил планомерно поднимать уровень компетенции сотрудников в соответствии с возросшей квалификацией клиентов, что приобретает все большее значение в условиях быстро развивающегося ИТ-рынка. Ну а вклад IBS в развитие культуры, полагаю, замечен не только компьютерным сообществом. Здесь и поддержка музыкантов, артистов и художников, и создание музея IBS, который обещают открыть в следующем году+
А о том, как ощущается корпоративная культура изнутри, рассказывает Сергей Меркулов, вице-президент IBS, проработавший в компании чуть менее 10 лет. Выдержки из нашего интервью представлены на этих страницах.
Системный интегратор - это уже не модно
Сергей Меркулов
PC Week: Сергей, каковы, на ваш взгляд, самые характерные черты IBS, возможно, скрытые от глаз внешних наблюдателей?
Сергей Меркулов: Не так давно я пытался для себя выделить некую самую характерную для компании IBS особенность и пришел к выводу, что таковой является “игра на длинных интервалах”. Причем это относится абсолютно ко всем видам нашей деятельности: к тому, как мы идем от одной своей формы функционирования к другой, как работаем с клиентами и какими проектами занимаемся. Это наш своеобразный стержень.
Вторая очень важная особенность IBS - ее потрясающая сбалансированность. С одной стороны, наша компания весьма консервативна, у нее есть некие фундаментальные незыблемые установки, существующие порою еще с момента основания. Например, главное направление нашей деятельности не меняется никогда - это крупные сложные проекты в области ИТ и консалтинга. Кроме того, с самого начала мы, что называется, “ставили на людей” - этого же принципа придерживаемся и сейчас. Консерватизм проявляется и непосредственно при работе над каким-либо проектом: мы считаем, что излишняя маневренность и неоправданный риск - вещи очень опасные.
Есть у IBS и еще одна существенная черта - инновационность. Мы ведем много инновационных линий и порой довольно сильно рискуем, когда предлагаем новые продукты или услуги. Иногда у нас стартуют целые направления, результат которых нельзя предсказать наверняка, и в ряде случаев итоги удивляют нас самих. Примером может служить проект Data Fort (www.datafort.ru): парадокс заключается в том, что задумывался он совсем не таким, каким получился. На волне Интернет-бума мы хотели создать базовую инфраструктуру Интернет-экономики. Сейчас же от аренды приложений (в проекте Data Fort) идет не такой доход, как планировалось, но неожиданно поднимается спрос на аутсорсинг самых различных блоков информационных систем, иногда заказчикам требуется даже аутсорсинг процессов. Например, обеспечение доступа к данным и работа с ними для мобильных пользователей; или такое направление, как обеспечение сохранности информации; или создание на нашей площадке альтернативного электронного офиса какой-либо компании на случай, если с ее главным офисом произойдет что-то непредвиденное.
PC Week: Статус “системный интегратор” уже несколько устарел. Многие компании, причислившие себя к этой категории, сейчас меняют свой имидж, преобразуясь в бизнес-интеграторов, консалтинговые или сервисные компании. Кем видит себя IBS в будущем?
С. М.: Мы активно думаем над новым емким определением, но по существу и так понятно, что мы поставщики комплекса услуг - в сфере управленческого консалтинга, аутсорсинга, ИТ-проектов. То есть по сути своей IBS - это сервисная компания в глубоком понимании этого слова. В соответствии со своей миссией мы помогаем клиенту повысить эффективность его бизнеса за счет применения передовых информационных и управленческих технологий.
IBS в динамике
В течение каждого их трех последних лет проектный бизнес компании IBS (www.ibs.ru) возрастает на 30-35%. (Одновременно всеми департаментами ведется 300-400 проектов в год).
При этом объем реализации товаров (оборудование и комплектующие для комплексных проектов) увеличивается на 15-20%, а объем услуг - на 40-45% ежегодно.
Самые быстрорастущие направления в 2002 г. - консалтинг, внедрение ERP-систем среднего класса (линия Navision) и аутсорсинг.
Численность компании растет на 10-15% в год. Затраты на обучение персонала выросли по сравнению с прошлым годом на 30%, а рост инвестиций во внутреннее развитие - на 50%