ТЕНДЕНЦИИ

Известен единственный случай, когда отрасли ИТ удалось правильно предсказать очередной шаг в своем развитии - и лишь благодаря тому, что решение проблемы 2000 г. было запрограммировано много столетий тому назад (неважно, подозревал кто-то об этом до недавнего времени или нет).

В полной мере сознавая риск любого нетривиального предсказания в отношении будущего информационных технологий, сотрудники Тестового центра eWeek Labs все же решились заглянуть в магический кристалл вместе с пятью весьма авторитетными прогнозистами: генеральным директором подразделения Pervasive Computing Division корпорации IBM Родом Адкинсом, старшим вице-президентом и главой исследовательского подразделения Microsoft Риком Рашидом а также тройкой гуру из фирмы Sun Microsystems - директором по технологиям Грегом Пападопулосом (сейчас он читает лекции в Массачусетском технологическом институте), главой научно-исследовательского подразделения Джоном Гейджем и вице-президентом Джеймсом Гослингом.

Джон Гейдж:“Все упирается в разработку

и использование новых моделей данных”

Центр eWeek Labs предложил свой вариант списка технологий, которым уготованы главные роли в следующие несколько лет:

- широкополосные сети;

- специализированные Web-устройства различных форм-факторов;

- ПО с открытым исходным кодом;

- средства беспроводного доступа;

- самовосстанавливающиеся системы;

- средства повышения производительности труда программистов;

- управление индентификационными реквизитами.

Пападопулос из Sun не замедлил указать на то, что многие из предложенных нами позиций перекрываются, и иногда не самым очевидным образом. Беспроводные технологии, например, не ограничиваются сравнительно узкополосными решениями для мобильных пользователей. “Системы фиксированной беспроводной связи, - отметил он, - способны обеспечивать пропускную способность порядка 100 Мбит/с для любого дома или офиса, находящегося в зоне действия приемопередающей станции, что делает возможным существенное снижение стоимости последней мили - фактора, сдерживающего до настоящего времени распространение услуг широкополосного доступа”.

В то же время Пападопулос согласился, что рост “популяции” мобильных пользователей и увеличение числа предназначенных для них приложений формируют новую точку зрения на задачи системного проектирования: “Интернет стремительно выходит за рамки роли связующего звена между компьютерами и браузерами, превращаясь в средство связи, обеспечивающее взаимодействие между людьми. В основе этой трансформации лежат идеи использования мобильных служб и глубокой конвергенции ориентированной на компьютеры природы Интернета с ориентированной на людей концепцией телефонии”.

Рашид из Microsoft также отметил, что в сетевой среде все больше внимания уделяется конкретным пользователям, а не устройствам, с которыми они работают. Хранение информации о нашей деятельности в сети, по его словам, скоро станет характеризоваться меньшей избыточностью (и, возможно, несогласованностью), а получаемые нами сведения будут зависеть от происходящих событий и совершаемых операций.

Эволюция в этом направлении, по мнению Рашида, продолжится, причем для решения все более сложных задач придется прибегать к помощи методов искусственного интеллекта. Например, считает он, если человеку нужно ехать за город, то он может просмотреть в Web отличную карту с постоянно обновляемыми изображениями всех перекрестков. Но проблема в том, что ему придется затратить на это больше усилий, чем хотелось бы: “Я бы предпочел, чтобы просто в нужное время мне сказали: «Пора выходить из офиса»”.

Подобные варианты применения компьютеров подразумевают обработку персональной информации, что порождает естественные опасения в отношении администрирования таких данных. По мнению Пападопулоса, сетевые идентификационные реквизиты становятся основополагающим элементом организации электронной торговли.

“В этом вся соль; речь идет о признании того обстоятельства, что Интернет должен перейти от идентификации компьютеров к идентификации людей, - пояснил он. - Нам следует от имени отрасли открыто сформулировать основы защищенной, допускающей аутентификацию схемы работы с идентификационными реквизитами... и, самое главное, сохранить за потребителем право выбора - передавать кому-либо свои реквизиты либо воздержаться от этого”.

Адкинс из IBM согласился, что все усилия в данном направлении призваны предоставить самому пользователю возможность контроля за информацией, касающейся его частной жизни: “Не все и не всегда захотят, чтобы в Сети имелись сведения об их местонахождении или даже просто о возможности с ними связаться; мы хотим, чтобы пользователь мог сам управлять средствами своего обнаружения”.

По замечанию Гослинга из Sun, идея вездесущей, формирующей весь образ жизни Сети несет в себе и проблему более меркантильного характера - конфликт интересов между поставщиками платформ и информационного наполнения для этих платформ.

“В Японии и Европе, - пояснил он, - телефонная связь регулируется государственной бюрократией, а операторы имеют четко определенные пределы своей коммерческой деятельности. Например, они не могут использовать игры в качестве конкурентного преимущества, но обязаны держать свои сети открытыми. Кто угодно может создать игру, и для телефонной компании это выгодно, поскольку игры являются мощным потребителем пропускной способности. Таким образом, операторы оказываются заинтересованы в предоставлении людям возможности создавать любопытные вещи”.

Гослинг выразил озабоченность сравнительно медленными темпами появления новых беспроводных приложений в Северной Америке: “Сотовые телефоны продает множество различных компаний; но они же продают и дополнительные услуги для абонентов, так что им выгодна монополия на предоставление услуг с использованием проданного аппарата”.

И Гослинг, и Адкинс сходятся в том, что еще одна беспроводная инфраструктура - GPS (Global Positioning System - глобальная навигационная система) - стоит на пороге резкого расширения ее применения в персональных и корпоративных приложениях.

“В условиях, когда ваш автомобиль подключен к Сети и получаемую из нее информацию можно обрабатывать в сочетании с данными GPS, я просто не понимаю, почему рынок GPS-терминалов все еще не взорвался”, - говорит Гослинг о технологии, спектр очевидных приложений которой простирается от транспортировки донорских органов для трансплантации до доставки пиццы.

“В информационной среде, где доступны данные о физическом местонахождении пользователя и о его присутствии в Сети, мы сможем предоставить ему гораздо больше полезной информации и массу дополнительных возможностей”, - добавил Адкинс.

Способы взаимодействия с пользователем, по его словам, также должны будут измениться - настольный ПК с клавиатурой или планшет с системой рукописного ввода удобны не в любой ситуации.

“Honda Accord модели 2003 г. будет оснащена телематическими системами с поддержкой речевых технологий. В них будет использоваться наш продукт ViaVoice”, - продолжил Адкинс. Он также рассказал о том, что IBM ведет совместную работу с норвежской компанией Opera Software по созданию мультимодального Web-браузера, поддерживающего голосовой и текстовый интерфейсы на базе спецификации XHTML+Voice.

Адкинс объясняет быстрый прогресс IBM на данном направлении приверженностью открытым стандартам и взаимодействием с сообществом open-source: “Преимущество нашего основанного на стандартах подхода заключается в том, что мы можем легко переносить свои решения с одних платформ на другие: с серверов на карманные ПК, а теперь и на автомобильные бортовые вычислительные системы. Мы поддерживаем ряд основных стандартов, все глубже продвигая Linux в область встраиваемых решений... Наш подход, общий для всей корпорации, заключается в поддержке открытых систем, и многие из наших действий рождаются именно из этого подхода. В результате мы получаем значительные экономические выгоды”.

Гейдж из Sun заметил, что ИТ-инфраструктура оказалась на удивление не приспособлена к обработке дополнительных данных, связанных с новыми приложениями, которые используют сведения о местонахождении пользователя. “Какие участки данного шоссе приближаются к газопроводу на расстояние менее 100 ярдов?”. Вопросы такого рода имеют прямое отношение к национальной безопасности и производственной деятельности; однако они не укладываются в рамки реляционной модели данных.

“Со многими вещами реляционные СУБД справляются крайне слабо, - признает Гейдж. - Для формализации представления о тех или иных сущностях как о частях единого целого требуется объектная БД, но в схемы реляционных баз данных уже произведены огромные инвестиции”.

Род Адкинс: “Взаимодействие с

пользователем должно адаптироваться

к тем условиям, в которых он находится”

“За счет чего существует копорация SAP AG? - задает вопрос Гейдж. - За счет моделей данных, которые они построили и которые более или менее точно отражают реальную жизнедеятельность предприятий. Вот за что люди платят им миллиарды долларов. Если кто-то захочет сесть и попробовать сформировать хорошую модель данных самостоятельно, то очень быстро обнаружит, что это совсем не так легко”.

По мнению Гейджа, разработка и эксплуатация новых моделей данных является чуть ли не самой жизненно важной изо всех задач корпоративных служб ИТ: “Основная часть нашей деятельности на наиболее крупных предприятиях базируется на построении и консолидации очень развитых моделей данных. Это похоже на состояние переходного периода, который никогда не кончается. Большинство баз данных не предусматривает возможности использования информации о местоположении, так что для работы с ней приходится изобретать что-то новое. Успех США в Афганистане объясняется тем, что 10 лет, прошедшие после “Бури в пустыне”, не были потрачены даром, и мы сумели наконец создать унифицированную модель местности, используемую как наземными войсками, так и экипажами B-52 в воздухе. Располагая четкой и ясной пространственной моделью, а также данными о местоположении и другой информацией, уже можно задавать самые разные вопросы: где это происходит? когда они доберутся до такого-то места? куда упадет объект, если его сбросить с высоты более одного метра?”.

Пападопулос из Sun согласен с прогнозом о том, что со временем в каждом пункте цепочки поставок будет фиксироваться все больше сведений о тех или иных объектах: “Вскоре мы станем снабжать самые разные продукты миниатюрными радиочастотными идентификационными маркерами, несущими информацию не только о цене, но и о месте и времени производства, способе доставки, а также множество других полезных данных”.

Адкинс из IBM считает, что взаимодействие устройств, расположенных на расстоянии друг от друга, важно и в тех случаях, когда речь не идет о мобильных системах.

“Сейчас, - рассказал он, - мы вместе с одной крупной нефтяной компанией разрабатываем систему автоматизации бензоколонок и различного оборудования (например, холодильников), установленного в магазинах при АЗС. Если на какой-то колонке запас топлива подходит к концу, информация об этом передается на центральный сервер. Прежде магазины теряли немалые деньги из-за того, что при большой текучести кадров постоянно нанимаемые новые работники плохо следили за оборудованием; внедрение средств автоматизации (в частности, датчиков незакрытой дверцы холодильника) позволит быстро получить существенную экономию”.

Однако такое множество устройств, взаимодействующих столь разнообразными способами, могло бы, по оценке Пападопулоса, создать непосильную нагрузку на средства сетевого администрирования.

“Точно так же, как телефонным компаниям пришлось отказаться от ручных коммутаторов с телефонистками и заменить их автоматическими телефонными станциями, - утверждает главный технический директор Sun, - отрасли высоких технологий придется искать новые решения, чтобы справиться с растущими масштабами и дополнительной сложностью подобных систем”.

“Один из путей продвижения в этом направлении, - продолжил Пападопулос, - построение сетей, самостоятельно, в автоматическом режиме формирующих свою структуру, обнаруживающих и устраняющих все неполадки. Для этого нужно, чтобы различные устройства могли сами без какого-либо централизованного управления находить друг друга в связывающих их сетях любого типа, как проводных, так и беспроводных - например, как это предусматривает одноранговая P2P-технология JXTA. А клиентские устройства и службы были бы способны создавать и расформировывать сетевые конфигурации по мере надобности без вмешательства человека, подобно тому, как это реализовано в сетевой технологии Jini”.

Рик Рашид: “Сложные задачи

будут   решаться   методами

искусственного интеллекта”

Все вышеперечисленное возможно лишь при наличии очень надежного программного кода, который мог бы работать без всякого контроля со стороны человека.

“Я рад был бы питать больше надежд в отношении тестирования ПО и других дисциплин, связанных с обеспечением гарантированного уровня качества, - заявил Гослинг из Sun. - Одна из идей, на которые я готов сделать высокую ставку, это создание систем, не нуждающихся в тщательном тестировании благодаря тому, что корректность их функционирования обеспечивается в определенном смысле самим способом их построения. Если очистить концепцию Java от шелухи рассуждений о производительности, то, что останется, может в значительной мере быть выражено словами: Java-программы работают”.

Рашид из Microsoft тоже надеется на уменьшение бремени тестирования за счет применения более надежных методов трансформации исходных спецификаций в исполняемый код.

“Например, - пояснил он, - в Java и в .Net Common Language Infrastructure есть механизм, гарантирующий, что неприятности определенного рода не произойдут ни при каких обстоятельствах. Вообще байт-код уже сам по себе устроен таким образом, что соответствие программ некоему ограниченному набору правил может быть проверено совершенно строго. Я же говорю сейчас о том, чтобы сделать следующий шаг - значительно расширить набор подобных правил. Например, если в программе блокируется какой-то ресурс, то в конечном итоге эта блокировка обязательно должна быть снята. Все драйверы для новой версии Windows, которая появится в ближайшие два-три года, будут создаваться с использованием подобных процедур - что станет огромным достижением”.

Самое сложное в изложении обсуждений, подобных нынешнему, - решить, за кем оставить последнее слово. Эта проблема настолько сложна, что мы, пожалуй, попробуем обойти ее вовсе, завершив дело рядом положений, поддержанных всеми участниками.

Самым быстрорастущим ресурсом, открывающим совершенно новые возможности для использования ИТ, является сегодня не мощность процессора, а пропускная способность сети.

“Всего одна нить волоконно-оптического кабеля может пропустить за секунду больше пакетов данных, нежели способен обработать даже самый производительный ЦП. Это будет иметь грандиозные последствия для проектирования систем”, - сказал Пападопулос.

Одно из таких последствий заключается в том, что теперь гораздо большие объемы данных оказываются в таком тесном соседстве, что их гармоничное сочетание несет с собой существенные выгоды, а конфликт - большие потери. “Мы идем к тому, чтобы начать исправлять нынешние противоречивые, неточные модели данных о реальном мире, - считает Гейдж из Sun. - И это потребует от предприятий огромных инвестиций”.

С редактором по технологиям Питером Коффи можно связаться по адресу: peter_coffee@ziffdavis.com.

Версия для печати