МАРКЕТИНГ
В декабре в Ростове-на-Дону состоялось очередное, уже четвертое, Apple RoadShow в России.
Радует, что подобные мероприятия компании (точнее, фирмы Apple IMC, выполняющей функции российского представительства “большого яблока”) постепенно утрачивают ореол чего-то экстраординарного, входя в русло периодического и вполне предсказуемого процесса. Ведь только при помощи работающей как часы и планомерно путешествующей по городам и весям машины маркетинговых мероприятий можно попытаться сломать сложившиеся в отношении Apple негативные стереотипы (между прочим, в большинстве случаев - абсолютно неверные!).
Менеджер по продуктам Apple IMC
Владислав Завьялов за установкой
карты IEEE 802.11b AirPort
Напомним, что первые два Apple RoadShow состоялись в Москве, а третье - в Тюмени (мы о них писали в PC Week/ RE, № 22/2002, с. 1, № / 2002, с. 8), и вот, по прошествии всего трех месяцев, оно оказалось в Ростове-на-Дону. Затем ожидается дальнейшее увеличение темпа, так что между мероприятиями будет проходить не более двух месяцев. Похоже, что в ближайшее время в России почти полностью материализуется первоначальный замысел, положенный в основу американских Apple RoadShow: мобильные бригады разъезжают по стране на машинах с техникой и всем желающим предлагают попробовать, каково это - работать на оборудовании Apple.
О том, что Apple RoadShow постепенно входит в пору зрелости, говорит не только возросшая частота мероприятий, но и развитие самого формата шоу.
Первоначально RoadShow строились по принципу семинара для профессионалов, посвященного вопросам определенной, довольно узкой тематики; правда, эти семинары открывались несколькими более общими выступлениями, рассказывающими, что же нового придумали в Apple “за отчетный период”. Кроме того, в “предбаннике” зала для семинаров развертывалась выставка, где можно было вживую увидеть освещаемые на семинаре решения.
Такой формат хорошо подходит в тех случаях, когда имеется очень большая аудитория вполне лояльных к Apple профессионалов. Тогда серия узкоспециализированных, ориентированных на каждый целевой сектор семинаров оказывается очень успешной.
Но на большей части России ситуация в корне другая: тут об Apple либо вообще не слышали, либо - благодаря локальному дилеру - кое-что знают, но по-настоящему профессиональных решений на базе Макинтошей не видели.
Конференц-зал “Интуриста” был переполнен, причем участники
мероприятия проявляли живейший интерес к происходящему
В Тюмени впервые было решено несколько отойти от описанного “классического” формата RoadShow, разделив его вторую часть на две секции. Похоже, эксперимент дал положительные результаты, поскольку в Ростове-на-Дону число секций увеличилось.
Но вернемся к мероприятию.
Единую “вводную” часть открыло выступление Александра Доманицкого, начальника отдела по развитию бизнеса в регионах России и странах СНГ компании Apple IMC. Слушателям был представлен не длинный и нудный доклад, а настоящее шоу в стиле искрометных выступлений Стива Джобса на выставках Macworld. Основная мысль была проста: Apple находится на переднем крае прогресса, и многие из применяемых сегодня повсеместно технологий либо были придуманы в Apple, либо развивались при заметном содействии компании. Была продемонстрирована работа поставляемых с каждым Макинтошем программ iPhoto, iMovie и iDVD. В результате один из участников мероприятия (день рождения которого пришелся на день проведения шоу) ушел домой с CD-диском, содержащим фоторепортаж о шоу, а второму имениннику достался диск DVD Video с коротким роликом, причем он (именинник) и стал главным действующим лицом этого сюжета. Все операции по обработке фото- и видеоданных и созданию дисков велись прямо на глазах присутствующих.
После короткого перерыва, во время которого просторный конференц-зал гостиницы “Интурист” был разделен на несколько небольших зальчиков, собравшиеся разошлись по секциям. В Ростове таких секций было пять.
Первая называлась “Допечатная подготовка и дизайн” и касалась вполне традиционных для Apple вещей, что, впрочем, не помешало ей собрать большую и очень заинтересованную аудиторию. В роли основного докладчика выступил Александр Романовский из студии Артемия Лебедева, рассказавший о том, как организовать полный процесс подготовки публикаций на базе продуктов Adobe (Photoshop, Illustrator, InDesign).
Из двух залов второй секции, “Цифровое видео/аудио”, постоянно доносились разные звуки: это демонстрировались возможности, которые Apple и ее партнеры предлагают музыкантам и аранжировщикам, а также профессиональным видеомонтажерам. “Звуковой” частью секции заправлял Алексей Алимкин (он, кстати, аранжировал музыку для многих поп-звезд), использовавший для этого аппаратуру компаний Roland и Emagic. В “видеочасти” выступили Михаил Филяев из студии First Field и Евгений Суббочев из “Мультимедиа-клуба”, рассказавшие об архитектуре QuickTime и показавшие в работе системы видеомонтажа на базе программы Final Cut Pro и “железа” AJA Kona и Pinnacle CineWave.
Третью секцию, “Архитектура”, вели Золтан Вида, представитель компании Graphisoft в России, и Максим Железняков, профессиональный художник-сценограф, давний проповедник повсеместного использования трехмерной графики. Были показаны возможности программ трехмерного проектирования, моделирования и визуализации, в том числе оптимизированных под архитектурные проекты ArchiCAD и Art·lantis, а также более универсальных SketchUp, VectorWorks, Cinema 4D, Maya.
На секции “Серверные технологии” обсуждались операционные системы Mac OS X и Mac OS X Server, демонстрировался сервер Apple Xserve и рассказывалось о сервере приложений WebObjects.
Секция “Образование”, прошедшая под управлением руководителя отдела образования Apple IMC Юрия Горвица, традиционно собрала учителей и других работников системы образования. Познакомившись со знаменитым “мобильным классом” на базе ноутбуков iBook, они узнали, как все это оборудование может помочь в процессе обучения. Преподаватель московской школы № 1874 Ольга Кутукова поделилась своим опытом внедрения образовательных технологий Apple.
Работа секций затянулась до самого вечера, правда, с перерывом, но и во время обеда обмен мнениями между слушателями и докладчиками не прекращался ни на минуту.
Вечером состоялась традиционная “раздача слонов” с розыгрышем MP3-плейера Apple iPod.
Но и после этого далеко не все участники разошлись, и распитие шампанского по поводу успешного завершения RoadShow плавно перешло в вечер вопросов и ответов. Вообще всё мероприятие прошло в удивительно теплой и дружеской обстановке, столь присущей Apple’овскому сообществу.
Особенно порадовало, что почти на всех секциях основными докладчиками выступили не сотрудники компании Apple IMC, а приглашенные квалифицированные пользователи. В результате слушатели могли напрямую пообщаться с теми, кто в повседневной работе изучал нюансы демонстрируемых систем. Да и доверия к таким докладчикам гораздо больше - ведь они не связаны жесткой корпоративной дисциплиной и могут при необходимости отпустить “комплимент”-другой в адрес Apple. Впрочем, все собравшиеся были убежденными сторонниками “яблочной” техники, так что критики было высказано очень мало.
Еще одна приятная тенденция состояла в том, что многие слушатели прибыли из соседних с Ростовом регионов России. Так что сама идея проведения именно региональных мероприятий находит поддержку пользователей.
Разумеется, ростовское Apple RoadShow было бы невозможно без участия давнего дилера компании в регионе - фирмы “МакТайм”. Ее сотрудники помогали в оформлении экспозиции (замечу, что нигде в России я пока не видел такого скопления готовых к использованию действительно профессиональных решений на базе Маков). Они приняли на себя и заметную долю вопросов. Наконец, и часть секционных докладов была подготовлена мактаймовцами.