“Бухгалтерский учёт и аудит’2003”
Каждая выставка хороша
своей “конфликтной ситуацией”
С этих слов начал свой комментарий к выставке “Бухгалтерский учет и аудит’2003”, прошедшей 21-25 января в ВВЦ, директор компании-устроителя “Экспосервис-1” Владимир Шевченко. Действительно, в прошлом году она работала под знаком “свалившейся” на бухгалтеров новой редакции 25-й главы Налогового кодекса (НК); нынче главной темой стала следующая, 26-я глава НК, трактующая вопросы упрощенной системы налогообложения (УСН) для малых предприятий и применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для ПБОЮЛ. Все компании - разработчики ПО помимо своих индивидуальных новинок демонстрировали готовность к выполнению всего, что предписывает НК. А впереди, согласно недавнему заявлению премьер-министра Михаила Касьянова, - международные стандарты учета и отчетности, переход на которые планируется на начало 2005 г. Так что и две следующие выставки обеспечены соответствующей интригой.
По традиции вначале - цифры и факты
Наша ежегодная таблица увеличилась еще на одну строку, касающуюся года нынешнего (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение фирм-экспонентов по областям деятельности
1* По каталогу - 98. 2* По каталогу - 133. 3* В скобках приведено число фирм, которые помимо своей основной деятельности - аудит, разработка ПО, юридические и прочие услуги - занимаются также издательскими проектами. 4* Эти компании входят в число первых двух колонок и выделены по признаку того, что официально объявляют в числе своих услуг и разработку ПО, и аудит. 5* К шести фирмам, позиционирующим себя как чисто консалтинговые, в скобках добавлено еще восемь аудиторских компаний (они вошли в число 22 участников-аудиторов), которые заявляют о предоставлении помимо аудиторских еще и консалтинговых услуг разного характера (в области общего менеджмента, управления проектами, в том числе и проектами автоматизации, в сфере выбора систем автоматизации предприятия и пр.). 6* По каталогу - 118. |
Сегодняшние реалии заставляют несколько подкорректировать структуру таблицы. Так, столбец со сведениями о фирмах, продвигающих ПО и оказывающих аудиторские услуги, исчерпал себя. С одной стороны, выросло и окрепло сообщество аудиторских компаний, предоставляющих большой спектр разнообразных сервисов (от внешнего аудита до восстановления бухучета и бухгалтерского аутсорсинга - услуг по ведению учета на предприятиях). С другой - компании-разработчики, прежде вынужденные включать в свой состав аудиторские и консалтинговые подразделения, теперь в силу разных причин могут этого не делать - и не делают, предпочитая заниматься лишь своим профильным бизнесом, тем более что усложнившиеся учетные и управленческие системы сегодня требуют при внедрении существенно больше труда, нежели простой бухгалтерский пакет.
Если же от формы таблицы перейти к ее содержанию, то обращает на себя внимание следующий факт: состав экспонентов также понемногу меняется, сдвигаясь от ИТ-компаний к аудиторским и консалтинговым фирмам. Количество первых составляет теперь уже меньше трети (тогда как в прошлые годы их доля приближалась к половине), а число вторых и третьих в сумме выросло почти в два раза. Думается, это процесс закономерный: на подобной выставке, основная цель которой состоит в помощи бухгалтеру и финансовому работнику, так и должно быть.
Кроме того, ряд постоянных участников экспозиции в этом году решил ее пропустить - так, посетители не увидели стендов “АйТи”, “Цефея”, “ИнтелГрупп”, “Паруса” и некоторых других. По мнению г-на Шевченко, и это закономерно, ибо с ростом компаний и развитием их продуктов меняется и позиционирование на рынке: сегодня перечисленные фирмы в большей степени нацелены на системы управления и крупные проекты автоматизации предприятий и считают более логичным для себя участвовать в выставке “Управление” (кстати, в октябре нынешнего года она также пройдет на ВВЦ). Однако многие из них нашли другие формы присутствия: например, корпорации “Парус” и “Кодекс” провели мероприятие, на котором представили совместное творчество - продукт “Помощник бухгалтера бюджетной организации” (см. с. 2). Два семинара по организации финансового планирования и системы бюджетирования провела компания “ИнтелГрупп”. С совместным решением выступили на стенде компании VDEL фирмы IBM и “Сибинтек”.
Еще несколько слов о семинарах и мероприятиях: их программа во время выставки была очень насыщенной. Помимо традиционных презентаций и семинаров, проводимых компаниями - участниками выставки (например, “Финансовой газетой”), трехдневное мероприятие было организовано Учебно-методологическим центром при Министерстве по налогам и сборам РФ (разбирались актуальные вопросы налогообложения: изменения и нововведения в НК). Компания “1С” и ее партнер “1С-Рарус” спланировали целый ряд докладов и презентаций общей продолжительностью более 10 ч.
Что новенького?
Главным учетным нововведениям было посвящено, наверное, более половины программных новинок выставки: компании представляли версии своих продуктов для малых предприятий или индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ), которые соответственно подпадают под действие новой главы НК касательно УСН и ЕНВД.
Распределение экспонентов выставки “Бухгалтерский учет и аудит’2003”
по годам возникновения компаний
Разработчики ПО. В этом сегменте, как и в прошлые годы, основную массу участников составляют компании 1990-1993 гг. рождения, хотя в той или иной мере представлены все периоды. В нынешнем году на выставку пришло больше фирм, созданных 1997-м (видимо, год предкризисного подъема был в этом смысле удачным, и сейчас они будут отмечать свои первые юбилеи - пятилетия), и совсем отсутствуют фирмы двух последующих лет. Зато появляется “молодая поросль” 2000-го и 2001-го годов. Интересно будет проследить за их развитием (и увеличением количества?) в дальнейшем. Аудиторы. В этом году картина, характеризующая представительство аудиторских и консалтинговых компаний, еще более выравнялась. Практически в равной мере присутствуют фирмы разных лет рождения. Компании, внедряющие ПО. Практически все компании этого сегмента (за исключением одной) - дилеры или партнеры компании “1С”, продвигающие как стандартные конфигурации своего вендора (иногда к ним прибавляются и программы других производителей), так и собственные разработки на их платформе. Сюда не вошли те дилерские фирмы, которые располагались непосредственно на стенде “1С”. |
Так, компания ИНФИН показала специальную версию “Инфин-бухгалтерия 3.1 для малого бизнеса”, вызвавшую интерес и у тех, кто ею уже пользуется (35%), и у тех, кто впервые знакомился с ПО фирмы (65%). Директор по маркетингу Ирина Моисеева привела весьма показательные результаты анкетирования, которое традиционно проводилось на стенде. На вопрос: “Что вам надо автоматизировать в первую очередь?” - 56% бухгалтеров и 37% руководителей, как ни странно, ответили: “Бухгалтерию”. При более глубоком анализе были выяснены причины такого настроения:
- не устраивает имеющееся ПО;
- перешли на новое место работы, и стоящая здесь программа не нравится, так как привыкли к другой;
- программа навязана руководством, но бухгалтеры не хотят на ней работать;
- не все участки бухалтерии автоматизированы и т. д.
Так что перед фирмами - разработчиками бухгалтерского ПО по-прежнему широкое поле деятельности.
“В рамках выставки мы впервые провели семинар по нашей линейке продуктов, - отметила г-жа Моисеева. - Порадовало, что 54% пришедших не являлись пользователями нашей программы”.
Главной новостью на стенде компании “Интеллект-Сервис” был дебют системы БЭСТ-5 (работающей в среде Windows), сменившей популярный комплекс БЭСТ-4. В качестве инструмента для перехода на новую платформу использовалось ПО немецкой компании Alaska-Software. БЭСТ-5 представляет собой 32-разрядное приложение, обладающее значительным потенциалом для наращивания функциональных возможностей; выбранный формат БД - Visual FoxPro 7. Построение отчетов в системе ведется с помощью генератора Fast Reports. В перспективе продукт будет дополнен модулями учета кадров, CRM, производственного учета и калькуляции себестоимости продукции.
Для реализации налоговых новаций наилучшим объектом оказался пакет БЭСТ-ОФИС, предназначенный для управления малым предприятием. Здесь к общему режиму ведения налогового учета были добавлены режимы УСН и ЕНВД. Кстати, именно этот продукт стал объектом акции, приуроченной к десятилетию выставки: все представители малого бизнеса могли приобрести его на стенде по льготной цене - 150 долл.
Компания, как обычно, провела два семинара, один из которых также был посвящен УСН.
Основными новинками от “1С” (помимо обычно экспонируемых новых конфигураций, решений и версий) стали продукты “1С:Предприниматель” и “1С:Бухгалтерия для УСН. Базовая версия”. В первом из них, ориентированном на ПБОЮЛ, можно вести книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Предусмотрена возможность ведения раздельного учета хозяйственных операций по видам деятельности, облагаемым НДФЛ и ЕНВД. С января типовая конфигурация “УСН” включена в новые поставки “1С:Бухгалтерии 7.7” версий ПРОФ, сетевой и для SQL, а также в некоторые другие комплектации системы (коробки с такими продуктами будут помечены наклейками “Общая и упрощенная системы налогообложения”).
Фирма ДИЦ выступила с новым продуктом “Малый бизнес”, ориентированным на ПБОЮЛ и тех, кто заявил о своем переходе на УСН. Кроме того, все посетители стенда получали накопительную дисконтную карту, действующую при покупке любых продуктов линии “Турбо Бухгалтер”. Разработчики компании не обошли вниманием и свой традиционный продукт: была представлена свежая версия “Турбо Бухгалтер 6.7”, которая отражает все изменения форматов представления отчетности в электронном виде в налоговые инспекции и пенсионный фонд (система “Налогоплательщик-2003”) и содержит унифицированную систему (“Электронный клиент”) для связи с банковскими системами электронных платежей клиент - банк. Для предприятий, в основном решивших задачи по автоматизации учета и присматривающихся к аналитическим системам, выпущены новые приложения - “Управление договорами” и “Топ-менеджер” - и продолжается поставка “Финансового анализа”. В целом прошедший год компания закончила с хорошими результатами: объем продаж вырос на 30%.
Логическим (хотя и независимо развивающимся) продолжением линейки “Турбо Бухгалтер” стала появившаяся год назад система “ТБ.Корпорация”; стенд, на котором она экспонировалась, располагался рядом и был связан со стендом ДИЦ единой зеленой линией (обе торговые марки имеют одинаковые фирменные цвета). Продукты спроектированы и позиционированы на рынке так, чтобы удовлетворять потребности разных групп пользователей.
Если “Турбо Бухгалтер” ориентирован на рынок малых и средних фирм и решает задачи комплексной автоматизации бухгалтерского, налогового и складского учета, то “ТБ.Корпорация” предназначена для средних и крупных предприятий, чьи основные проблемы лежат в областях оперативного и управленческого учета, анализа себестоимости, планирования, управления производством. Типичные признаки предприятия, которому предназначается “ТБ.Корпорация”, таковы: рост числа пользователей (начиная от 15) и объемов информации (количество документов в год превышает 300 000), территориальная распределенность, актуальность проблемы безопасности. Впрочем, поскольку стоимость лицензии колеблется от 400 до 1000 долл. (в зависимости от объема решаемых задач и связанных с ними настроек системы), то и небольшая компания вполне может позволить себе приобретение корпоративной системы. Кстати, среди первых пользователей “ТБ.Корпорации” немало крупных клиентов, перешедших на него с “Турбо бухгалтера” (всего за первый год внедрения пользователями пакета стало более 25 компаний).
Интересно, что разработчики ПО для учета и управления стремятся распространить свои продукты на перспективные ОС и платформы. Так, на выставке о создании решений для Linux заявили компании ДИЦ, “Электронные деньги” и VDEL; ряд фирм (“Компас”, BMS, “Парус” и др.) продвигают свои решения на базе СУБД Oracle.
Многие компании (не исключая и компанию-устроителя “Экспосервис-1”) во время выставки проводили анкетирование посетителей (табл. 2 и 3).
Таблица 2. Посетители
выставки по регионам *
* По данным анкетирования компании ДИЦ
“Экспосервис” организовал анкетирование посетителей у входа на выставку; ответившие респонденты получали бесплатный пригласительный билет.
Таблица 3. Использование
бухгалтерских программ *
* По данным анкетирования компании ДИЦ
К моменту сдачи настоящего материала в печать из 2500 анкет было обработано чуть более трети (930), однако уже по этой части можно судить, например, о составе посетителей и целях их прихода на выставку. Так, по регионам респонденты распределились следующим образом (в %):
Москва - 65;
Московская область - 22;
другие - 13,
По должностям так:
директор - 16;
руководитель среднего звена - 14;
бухгалтер, экономист - 53;
другие - 17.
Пришедших на выставку интересовали информационно-правовые системы (3,5%), ПО (60,7%), деловая литература (60%), аудиторские услуги (32%), семинары (23%). Однако детальный анализ анкетных опросов и результатов выставки в целом еще впереди.
“1С”: итоги 2002 года
Компания “1С” удачно приурочила к профильной выставке объявление итогов работы за прошедший календарный год. А он, по утверждению Бориса Нуралиева, оказался наиболее успешным за всю историю фирмы: поставлен рекорд по объему продаж ПО, который достиг 47 млн. долл. Этому способствовали высокие темпы роста российского ИТ-рынка в целом на фоне внутриполитической стабильности и благоприятных цен на нефть. Кроме того, сказалось внимание государства к ИТ-бизнесу и его усилия по информатизации общества. Определенную роль сыграли шаги по решению проблемы защиты интеллектуальной собственности.
“1С”: сбыт-2002
В цифровом выражении за год компанией было продано более 7 млн. копий программ, в том числе 180 тыс. программ делового назначения разработки “1С” и 6,5 млн. копий “домашних” программ, 4 млн. из которых издано фирмой “1С” (количественное распределение продаж разных видов ПО в штуках и в деньгах приведено на круговых диаграммах). Как подчеркнул г-н Нуралиев, это больше, чем за все предыдущие годы, вместе взятые. Так, только новых игровых программ в минувшем году было выпущено 74 (в 2001-м - лишь 39). Что касается продуктов для образования, то здесь общий объем поступлений средств от поставок под федеральные и региональные тендеры составил за год 750 тыс. долл. В настоящее время по заказу Министерства образования РФ готовится четыре электронных учебника для старшеклассников, ведется разработка виртуальных практикумов и библиотек наглядных пособий. Все это ПО строится на платформе “1С:Образование”, представляющей собой единую систему поддержки информационного пространства на уровне школы. Масштаб работ в этом направлении позволил в 2002 г. впервые получить прибыль от реализации образовательного ПО.