Специалисты eWeek Labs отбирают самые перспективные технологии
Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 3/ 2003, с. 24.
“Наиболее глубоким и значимым будет влияние технологии Web-сервисов на приложения для крупных предприятий”
Джим Рапоза
Технология Web-сервисов, которая была одной из самых обсуждаемых в 2002 г., в текущем привлечет еще большее внимание.
Самым глубоким и значимым будет ее влияние на приложения для крупных предприятий - от ПО Интернет-порталов и систем управления контентом до решений CRM, средств электронной торговли между предприятиями и систем управления знаниями. В прошедшем году технология Web-сервисов агрессивно внедрялась во все названные категории ПО либо путем интеграции подобных сервисов с существующими продуктами, либо посредством реализации дополнительных возможностей в форме Web-сервисов.
Следствием этой тенденции станет также стремление к консолидации различных семейств продуктов и слияние компаний, стремящихся предлагать наиболее полные платформы на основе Web-сервисов. Примером может служить недавнее приобретение крупного производителя ПО Интернет-порталов фирмы Epicentric лидером в области средств управления контентом корпорацией Vignette.
Этот процесс продолжится в наступившем году, причем некоторые продукты начнут превращаться по существу в специализированные платформы администрирования Web-служб. Ему не помешают даже серьезные разногласия между группами производителей, замедляющие принятие важных стандартов Web-сервисов, в особенности в областях обеспечения безопасности и администрирования уникальных идентификаторов.
Что касается войны браузеров, то появление на арене продукта Mozilla не станет сигналом к революционным изменениям. Доминировать продолжит Internet Explorer корпорации Microsoft. Однако многие разработчики начнут писать программы, больше ориентируясь на стандарты, а не только на возможность их работы в среде IE.
В то же время Mozilla будет играть важнейшую роль как среда исполнения приложений. Идентичность функционирования этого распространяемого в исходных текстах браузера на всех платформах - залог роста его популярности у разработчиков кросс-платформного ПО.
В области обеспечения безопасности ждите появления инструментов упреждающего действия, предназначенных для снижения самой вероятности атаки, а не для простого реагирования на происходящие события.
Я также предвижу новые крупные атаки злоумышленников с использованием “червей” и со вскрытием систем защиты. Вызываемые ими приступы повышенной бдительности, по мере того как руководители компаний станут успокаиваться, сменятся сокращением финансирования работ по обеспечению безопасности. Перегруженные работой ИТ-администраторы, со своей стороны, будут не всегда аккуратны и расторопны в установке распространяемых производителями комплектов исправлений, чем не преминут воспользоваться новые авторы “червей” и хакеры.
Иными словами, все, что мы “имели удовольствие” наблюдать в прежние годы, произойдет и в этом.
“Предприятиям нужны клиенты, и они опасаются их потерять. Опасаются так, что готовы платить за продукты, которые помогают не только удерживать имеющихся клиентов, но и привлекать новых”
Джон Ташек
Перспективы развития бизнес-приложений, в особенности систем SFA (Sales Force Automation) и CRM, в новом году представляются радужными, по крайней мере, по сравнению с другими категориями ПО.
Причины просты: предприятиям нужны клиенты, и они опасаются их потерять. Опасаются так, что готовы платить за продукты, которые помогают не только удерживать имеющихся клиентов, но и привлекать новых.
Кстати, средства SFA и CRM становятся в последнее время значительно доступнее по цене (наконец-то). Производители, специализирующиеся в этих областях, постепенно переносят центр своего внимания с крупных предприятий на средний сегмент рынка.
Просто удивительно, как поставщики CRM-решений не додумались до этого раньше. Хотя пара попыток была. Корпорации Intel и SAP создали Pandesic - аппаратно-программный комплекс из сервера Intel и усеченной, полностью подготовленной к эксплуатации и не требующей дополнительной настройки версии ERP-пакета R3 производства SAP. Однако это начинание с треском провалилось.
Примерно в то же самое время средним сегментом рынка заинтересовались фирмы PeopleSoft, Siebel Systems и J.D. Edwards. Но первые скромные успехи приходят к ним только сейчас.
Причина столь долгой раскачки кроется не столько в самом ПО, сколько в особой динамике среднего сегмента рынка. Малые и средние предприятия склонны к неформальным подходам в своей деловой практике и к непрестанным переменам в организации работы. А это полностью противоречит идеологии системы SAP R3, которая стремится свести всю деятельность любых компаний к одной общей модели.
За последние пару лет, однако, произошли существенные перемены: компании средних масштабов занялись стандартизацией практики ведения бизнеса, а производители средств SFA, CRM и ERP добавили гибкости своим продуктам.
Отчасти эта гибкость обусловлена ценовой политикой. Продукты PeopleSoft и Siebel, ориентированные на средний сегмент рынка, стоят дешевле, имеют более модульное строение и поставляются в упрощенных по сравнению с корпоративными версиями конфигурациях. Складывающаяся экономическая конъюнктура и обострение конкуренции дают основания рассчитывать на грандиозное снижение цен в данном секторе в наступившем году.
Существенным переменам подвергнется и само программное обеспечение. Поступит в продажу CRM-решение Microsoft, что приведет к превращению данной категории ПО для среднего сегмента рынка в массовый товар. В конечном итоге Microsoft встроит технологии, приобретенные ею вместе с фирмами Great Plains Software и Navision, в свои продукты, что позволит ей захватить лидерство в секторе CRM-систем и активнее влиять на его развитие.
Таким образом, остальным участникам отрасли придется выбирать между двумя вариантами: либо предлагать клиентам модульные встраиваемые решения, либо переориентироваться на вертикальные рынки. По крайней мере одна компания - Best Software, владелец программ Saleslogix, Act и Peachtree accounting - намерена предложить полностью интегрированное решение.
Низкие начальные затраты, минимальные расходы на администрирование и вполне удовлетворительный набор функциональных возможностей делают встраиваемые службы CRM и SFA довольно привлекательными для небольших компаний, нуждающихся в средствах SFA и CRM, а также для подразделений крупных фирм. Последние смогут без лишнего шума в рамках своего бюджета приобретать необходимые решения, не дожидаясь, пока копоративный ИТ-департамент повернется лицом к их нуждам.
В этом году спектр подобных встраиваемых решений расширится. Фирма Salesforce.com, например, предложит модули приема заказов, инвентаризации и контроля расходов. В результате она сможет сформировать функционально полное CRM-решение. В 2003-м встраиваемые системы будут все в большей степени расширять функциональные возможности корпоративных вычислительных центров. Они пройдут путь от автономных служб до элементов общей инфраструктуры, способных интегрироваться на основе стандартов Simple Object Access Protocol и XML.
После того как интеграционные API-интерфейсы станут реальностью, начнут появляться инструментальные средства для модульных встраиваемых систем. Поначалу они будут несложными, но позволят развертывать полнофункциональные решения. Это в значительной мере сотрет границу между встраиваемыми приложениями и обычными, инсталлируемыми пакетами прикладного ПО.
В то же время и традиционные приложения будут приобретать все больше качеств программных сервисов. Эта тенденция проявится в наступившем году в том, что крупные организации начнут предоставлять услуги CRM своим поставщикам и партнерам по каналам сбыта.
Конечно, все это станет возможным, если будут решены проблемы интеграции. Многое также зависит от развития стандартов ведения электронного бизнеса на базе XML.
В общем дело идет к формированию скелетного набора приложений, перекрывающего весь спектр основных потребностей. На 2003 г. придется только начало этого процесса, но начало очень важное.
Сегодня в среднем сегменте рынка есть и другие заботы. В частности, поскольку положительный опыт в данной сфере крайне ограничен, производителям придется самим подбирать образцы для подражания и активно распространять информацию о них. В наступившем году интеграцию таких образцов в свои продукты планирует осуществить фирма PeopleSoft. От того, в какой степени подобные шаблоны способны удовлетворить потребности заказчиков, и будет зависеть успех тех или иных производителей ПО.
“В нынешнем году сетевые администраторы получат в свое распоряжение значительно более широкий набор инструментов, который позволит им решать, как и когда осуществлять регулирование сетевого трафика”
Камерон Стардевант
В области сетевых технологий 2003-й будет отмечен первыми попытками применения 10 Gigabit Ethernet и передачей функций управления трафиком с магистрального оборудования на периферию сети, ближе к клиентским устройствам.
Следующим по важности событием станет рост числа продуктов для обеспечения безопасности. Большинство из них будет успешно работать, но многие останутся невостребованными из-за чрезмерной сложности в управлении, а также вследствие ряда неожиданных и, возможно, весьма громких провалов.
Спецификация 10 Gigabit Ethernet 802.3ae была окончательно утверждена в июне, и всю оставшуюся часть года организация 10 Gigabit Ethernet Alliance занималась проверкой продуктов на совместимость. Хотя первоначальные капитальные затраты на приобретение оборудования 10 Gigabit Ethernet для ЛС окажутся, по-видимому, более высокими, чем в случае с Gigabit Ethernet, развертывание таких решений, как сети устройств хранения на базе протокола iSCSI, могло бы оправдать эти дополнительные расходы.
Однако полагаться на совместимость продукции различных производителей пока не стоит. Мы рекомендовали бы первым пользователям новой технологии проявлять особое внимание к подробным спецификациям на приобретаемое оборудование.
Говоря о глобальных сетях, следует отметить деятельность рабочей группы 802.17, которая прилагает немалые усилия к обеспечению взаимодействия 10 Gigabit Ethernet и SONET (Synchronous Optical Network) - технологии, применяемой для построения высокоскоростных коммуникационных каналов дальней связи. Поскольку 10 Gigabit Ethernet имеет минимальное преимущество в производительности перед каналом SONET уровня OC-192 (9,9 Гбит/с), эту новую технологию, вероятно, уже к концу года можно будет использовать для снижения затрат на передачу данных на большие расстояния.
В истекшем году специалисты Тестового центра eWeek Labs наблюдали, как производители сетевой аппаратуры оснащают оборудование для периферийной части сети средствами администрирования и обеспечения качества сервиса, которые прежде встречались только в более мощных устройствах.
Один из примеров этой тенденции - семейство коммутаторов Catalyst 3550 фирмы Cisco. Разработчики наделили их функциями администрирования третьего и четвертого уровня, значительно расширив возможности сетевых администраторов определять, кто, когда и какую долю пропускной способности может получить, вплоть до сегментов, максимально приближенных к настольным системам. Я уверен, что в текущем году эта тенденция получит дальнейшее развитие.
Администраторы ИТ станут полнее контролировать доступ к сети, однако на них ляжет и дополнительная ответственность. Сетевая инфраструктура будет оказывать все большее влияние на производительность приложений, что приведет к стиранию грани между специалистами, обслуживающими сети, и теми, кто отвечает за прикладное ПО.
Дни, когда для ускорения реакции приложений было достаточно лишь увеличить пропускную способность сети, уходят в прошлое. В начавшемся году сетевые администраторы получат в свое распоряжение значительно более широкий набор инструментов, который позволит им решать, как и когда осуществлять регулирование сетевого трафика.
Выход на арену технологии 10 Gigabit Ethernet, по всей видимости, ускорит конвергенцию систем передачи данных и голоса, что дополнительно обострит проблему управления трафиком в самом широком смысле этого слова.
Одним из крупнейших последствий станет, как я полагаю, рост потребности в планировании развития сети с точки зрения ее администрирования и наращивания пропускной способности. К счастью, большинство компаний, выпускающих продукты данной группы, смогли пережить экономический спад и не поддаться искушению присоединиться к ордам “производителей средств обеспечения безопасности”, необычайно размножившимся в истекшем году. (Я думаю, во второй половине 2003-го следует ожидать резкого сокращения их численности в результате естественного отбора.) Конечно, разумный ИТ-менеджер никогда не оставит сетевую инфраструктуру и приложения без защиты, однако время заставляет их быть разборчивыми. На рынке средств обеспечения безопасности появилось множество новичков - в качестве примера можно назвать фирму Reactivity; кроме того, многие уже добившиеся известности компании меняют свою специализацию - как это сделала фирма CacheFlow, превратившаяся в Blue Coat Systems.
Мы уверены в том, что этим двум производителям есть что предложить клиентам. Однако продуктов для обеспечения безопасности на сегодняшний день оказалось значительно больше, чем реальных проблем. Вспомним и о том, что главными для отрасли ИТ в 2003 г. будут вопросы эффективности и экономичности, т. е. безопасность является лишь одной из важных проблем.