Компания ParallelGraphics (www.parallelgrphics.com) выпустила программу Cortona Movie Maker. С ее выходом область применения виртуальных обучающих систем может сильно расшириться.

Для того чтобы оценить значение Cortona Movie Maker, стоит вспомнить историю создавшей ее фирмы.

Отработка совместных действий на лесном пожаре на тренажере,

созданном по заказу Министерства внутренних дел Франции

Российская компания “ПараГраф”, организованная Степаном и Георгием Пачиковыми в 1989 г., почти со дня своего основания активно занималась технологиями работы с трехмерными моделями, что привело в 1995 г. к появлению Virtual Home Space Builder (VHSB), или по-русски “Конструктора виртуальных миров”. Эта программа оказалась первой в мире системой, позволяющей создавать некие довольно сложные “виртуальные миры”, где можно было в реальном времени перемещаться, изучать окружающие вас в виртуальном пространстве предметы, взаимодействовать с другими пользователями... Важно, что ни для создания, ни уж тем более для просмотра “миров” не нужно было никакого специального “железа”, да и требования к компьютерам предъявлялись весьма скромные.

После заметных доработок (и некоторой адаптации к Интернету) VHSB переименовали в Internet3D Space Builder, на базе которого было создано несколько трехмерных Интернет-порталов (самыми известными из них являются японский сервис PeopleSpace и 3D-проект Disney Online).

В 1997 г. “ПараГраф” приобрела компания SGI (незадолго до этого отказавшаяся от более привычного имени Silicon Graphics Inc), в результате чего и возникла Parallel Graphics Limited (сокращенно - ParallelGraphics) как подразделение SGI.

В 1998 г. Георгий Пачиков выкупил у SGI активы ParallelGraphics. В настоящий момент в последней остались лишь направления, связанные с трехмерной графикой.

Сегодня ParallelGraphics продолжает развивать тему “виртуальных миров”, предлагая средства их создания (базовым продуктом для этого остается Internet Space Builder), путешествия по ним (VRML-клиенты Cortona VRML Client для Windows и Mac OS и даже для Pocket PC и VM Java), а также инструмент для построения сложных VRML-служб, в рамках которых пользователи могут взаимодействовать между собой, порождать, изменять и перемещать 3D-объекты, да и вообще менять сами “миры”. Для получения сложных моделей предлагается профессиональный VRML-редактор VrmlPad.

Одним из наиболее востребованных направлений деятельности компании ParallelGraphics стало создание различных обучающих курсов и тренажеров. Качество картинок “виртуальных миров”, достигаемое благодаря таким системам, уже приближается к реальности, что позволяет обучаемому приобрести большинство навыков работы с какой-либо техникой, даже не прикасаясь к ней! Особенно широко эти системы применяются там, где обучение в реальных условиях просто невозможно (например, они незаменимы в военных тренажерах, имитирующих поле боя или процесс управления космическим кораблем). Не обойтись без подобных систем и в тренажерах по обслуживанию и ремонту бытовой техники, ведь число обучаемых здесь очень велико.

В первую очередь именно для ниши “виртуальных тренажеров” в ParallelGraphics была предложена программа Internet Scene Assembler. Она позволяет создавать сложные по структуре объекты, обладающие некой динамикой и довольно сложной логикой поведения и взаимодействующие с другими объектами “мира” по заданным правилам. Кроме того, Internet Scene Assembler дает возможность задавать сценарии, в соответствии с которыми обучаемый может исследовать “мир”.

До самого последнего времени оставалась одна загвоздка, мешающая повсеместному внедрению систем обучения на базе технологии “виртуальных миров”. Ведь далеко не везде, где необходимо проводить обучение, оказываются доступными компьютеры, и в этом случае приходится прибегать к традиционным видеозаписям (конечно, жертвуя более высокой эффективностью обучения на базе интерактивных компьютерных технологий). В результате всю работу надо проделать дважды и разрабатывать два курса - интерактивный на базе “виртуальных миров” и традиционный в виде кассеты VHS, где содержится запись действий человека-демонстратора и поведение реальной техники. Учитывая довольно большую долю “бескомпьютерных” обучающихся, многие компании вынуждены отказываться от использования прогрессивных интерактивных технологий.

С выпуском Cortona Movie Maker эту проблему можно считать практически решенной. Теперь у вас есть возможность создать курс обучения на базе технологий “виртуальных миров”, а затем, запустив Cortona Movie Maker, “отснять” прямо в виртуальном пространстве отдельные демонстрационные кадры, их последовательности или даже целые фильмы, причем качество картинки при этом будет почти неотличимо от снятой в реальности. Cortona Movie Maker поддерживает разрешение вплоть до 2000x2000, что вполне достаточно для сколь угодно детального отображения объекта. Кроме того, при помощи Cortona Movie Maker можно создавать и потоковое видео, удобное для обучения очень большой аудитории, особенно в случае вынужденной частой модернизации курса (вызванной, например, выходом нового оборудования или ПО).

С появлением Cortona Movie Maker к технологии обучения на базе “виртуальных миров” могут обратиться и компании, никогда ранее даже не помышлявшие об этом. Ведь очень часто построение “виртуального мира” и дальнейшая “съемка” в нем ролика оказываются заметно более дешевыми, чем довольно сложный процесс создания даже короткого фильма, снимаемого с участием реального оборудования и реальных людей. А уж о дополнительно открывающихся возможностях, связанных с демонстрацией чрезвычайно информативных, но немыслимых в реальной жизни сцен, таким компаниям до этого приходилось только мечтать.

Версия для печати