КОНФЕРЕНЦИИ
Цифровая фотография - это не только мощный инструмент в руках мультимедиа-профессионалов, но и отличная народная забава, способная увлечь даже очень серьезных людей. И хотя в России к ней пока приобщились совсем немногие, как говорится, лиха беда начало. Конечно, с давних времен коллективное разглядывание фотокарточек в пухлых альбомах позволяло людям делиться эмоциями, воспоминаниями и полезной информацией, но еще никогда фотоаппарат сам по себе не служил средством коллективных развлечений, сокращающим дефицит общения. Благодаря наглядности процедуры получения мгновенных изображений и возможности их оперативного совместного просмотра цифровая фотография не разделяет фотографа и объект его съемки, а наоборот, объединяет их в совместном действе. А когда все уже снято, остается интересная перспектива обсудить функциональные и эстетические особенности разномастных технических новинок+
Василий Черкасов предрекает хорошие
перспективы цифровым зеркальным камерам
Непосредственно наблюдать вышеописанное в максимально сконцентрированном виде можно было во время “Зимней фотоакадемии”, проведенной с 10 по 13 февраля дистрибьюторской фирмой “Алион” (www.alion.ru) в подмосковном Завидове. Представители 74 компаний-дилеров из 12 городов России и Белоруссии, собравшиеся для того, чтобы в течение четырех дней обсудить с менеджерами “Алиона” и пяти крупнейших японских производителей (Canon, Minolta, Nikon, Olympus и Pentax) актуальные проблемы бизнеса, и при этом ни на секунду не расстававшиеся со своими камерами, создали уникальную атмосферу “делового энтузиазма” и высочайшую (более 100%) концентрацию цифровых аппаратов в расчете на живое существо, что явно заслуживает занесения в книгу рекордов Гиннесса. Впрочем, и само мероприятие следует отнести к разряду пионерских, способных дать рынку заметный импульс развития в цивилизованном русле.
Растем как на дрожжах
Это справедливо в отношении и глобального, и отечественного рынков цифровых камер. По оценкам агентства Nikkei Market Access, в 2002 г. продажи данных устройств во всем мире выросли на 59,3% и достигли 26,54 млн. шт. (аналитики из GfK приводят близкую цифру - 27,5 млн. шт.). Львиная доля поставок пришлась на пять японских вендоров - Sony (19%), Canon (17%), Olympus (15%), FujiFilm (15%) и Nikon (10%). От них заметно отстали Kodak (6%), Casio (4%) и НР (3%). Прогноз Nikkei Market Access на 2003 г. обещает увеличение мирового рынка еще на 18,3% - до 31,4 млн. камер. Несомненно, это очень высокие темпы роста в условиях нынешнего застоя в мировой экономике.
3-мегапиксельная Olympus µ-300
В России застоя нет, поэтому неудивительно, что и продажи цифровых камер у нас растут быстрее. Согласно данным, приведенным руководителя направления цифрового фото компании “Алион” Василием Черкасовым, в прошлом году отечественный рынок увеличился примерно до 85 тыс. камер против 36 тыс. в 2001-м. Эти данные не учитывают поставок ряда вендоров второго плана и “серого” ввоза, который г-н Черкасов оценивает на уровне 3%. Возможно, в перспективе более точную картину рынка сможет представить маркетинговое агентство GfK, взявшееся с 2001 г. за мониторинг розничных продаж цифровых камер, но пока оно смогло охватить своими исследованиями только Москву и Санкт-Петербург. Тем не менее некоторые цифры, называвшиеся в презентации аналитика из GfK Вадима Рыжова, весьма показательны. Как минимум они позволяют определить уровень цифровизации фоторынка. Так, сопоставив 85 тыс. цифровых камер и 2,1 млн. камер пленочных (предварительная оценка GfK по 2002 г.), нетрудно увидеть, что цифровые фотоаппараты пока смогли занять на отечественном рынке менее 5%. Для сравнения: цифровым камерам в Японии принадлежит 66% рынка фотоаппаратов, в Корее - 43%, Китае - 10%, в Европе - 30%, в США - 34%, а в среднем в мире - 30%. Перспектива для российских продавцов (и потребителей) вырисовывается практически необъятная, тем более что и цены снижаются: по данным той же GfK, в нашей стране средняя стоимость цифровой камеры сократилась с 845 евро в 2001 г. до 652 евро в 2002-м. Василий Черкасов осторожно полагает, что в 2003 г. объем российского рынка цифровых камер превысит 100 тыс. шт., а среди основных тенденций он называет совершенствование технологий и снижение цен на аппараты.
Трудовые будни дистрибьютора
“Алион” - крупнейший игрок на отечественном рынке цифровых камер. По словам г-на Черкасова, на долю его компании приходится 20% всех официальных продаж. По фототехнике с “Алионом” активно сотрудничают 270 дилеров из 73 городов России, Белоруссии и Казахстана. Сегодня московский дистрибьютор обслуживает все известные каналы сбыта и посредством собственного сервис-центра DG Group в Москве (филиал в Санкт-Петербурге принимает оборудование и отправляет его в столицу) предоставляет услуги по ремонту и техническому обслуживанию проданной техники.
5-мегапиксельная Minolta Dimage F300
Как рассказала координатор “Алиона” по маркетингу Ольга Савина, прошлый год оказался для компании весьма богатым на события. В феврале на корпоративном сайте заработала B2B-система, не только предоставляющая партнерам подробную информацию о продукции, но и информирующая их о состоянии склада и транзита. В ближайшее время дилеры смогут, зайдя в свои личные виртуальные кабинеты, узнать текущий баланс, разместить заказ и зарегистрироваться в маркетинговых программах.
С весны по осень “Алион” провел серию выездных семинаров в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Краснодаре, а в мае собрал дилеров на свою первую конференцию в Турции. Летом сервис-центр DG Group получил авторизацию Canon, а в ноябре “Алион” начал осуществлять поставки с аутсорсингового склада в подмосковном Пушкине площадью в 75 тыс. кв. м.
Расширение рынка потребовало пересмотра продуктового портфеля, что привело к заключению ряда прямых контрактов с такими вендорами, как Sony (октябрь), Hi-Touch (ноябрь), Ricoh (ноябрь) и Pentax (декабрь). Осенью дилерам были предложены программы авторизации по продуктам Canon, Minolta и Olympus. В структуре “Алиона” появилась команда мерчандайзеров, которая помогает расширяющемуся кругу продавцов грамотно оформлять свои торговые точки.
4-мегапиксельная Canon PowerShot G3
По словам г-жи Савиной, с февраля по октябрь 2003 г. региональное роуд-шоу компании охватит семь российских городов; дилерам и крупным розничным сетям будут предложены интересные маркетинговые программы и совместные акции.
Вендоры готовят новинки и маркетинговую поддержку
Представители всех вендоров в своих презентациях затронули две основные темы - новые продукты и маркетинговые программы для бизнес-партнеров. Фолькер Вольгут (Olympus Europe) уже традиционно (см. PC Week/ RE, № 26/2002, с. 9) посетовал на отсутствие у его компании собственного российского представительства и сервис-центра. Из-за этого управлять бизнесом Olympus в нашей стране ему пока приходится из Гамбурга, а в вопросах сервиса - полагаться на дистрибьюторов. Тем не менее планы создания данных институтов приобретают все более четкие формы, и возможно, к концу года компания все же откроет свой сервис-центр. А вот другую идею г-ну Вольгуту уже удалось реализовать: уникальная команда консультантов Olympus Consultant Team из 15 человек, работающих в 11 крупнейших городах России, уже реально существует. Она создана на базе рекламного агентства Manifesta и призвана оказывать учебно-методическую поддержку продавцам местных магазинов, торгующих цифровыми камерами Olympus.
Среди аппаратов компании, недавно вышедших на российский рынок, г-н Вольгут выделил 5-мегапиксельные модели Olympus C-5050 (с великолепной оптикой, просветленной до максимальной светосилы F1,8) и С-50Zoom (высокофункциональный компакт), а также 3-мегапикскельную C-730UZ с 10-кратным оптическим трансфокатором. В марте - апреле в продаже появятся две новые камеры фирменного семейства, рассчитанные на любителей стильных штучек: 3-мегапиксельная µ-300 и 4-мегапиксельная µ-400 облачены в прочный влагозащищенный металлический корпус, обладают оптикой с 3-кратным оптическим зумом и используют новые карты xD Picture Card.
Благодаря своим оригинальным технологическим решениям очень быстро завоевала место под солнцем в нашей стране компания Minolta. Достаточно вспомнить уникальный встроенный зум-объектив, впервые примененный в сверхкомпактной 2-мегапиксельной модели Dimage X. Сегодня Minolta успешно поставляет по весьма конкурентоспособным ценам уже дважды усовершенствованную 5-мегапиксельную зеркальную камеру Dimage 7Hi, 3-мегапиксельную Dimage Xi с объектом, полученным в наследство от Dimage X (для этих двух моделей предлагается полнофункциональный бокс для подводной съемки), и стильный компактный 4-мегапиксельный аппарат F100 со встроенным диктофоном на 30 мин. Вскоре в России начнутся продажи и второй модели серии F, на сей раз с 5-мегапиксельным сенсором и 3-часовым диктофоном. По словам представившего F300 сотрудника московского офиса Minolta Андрея Курганова, благодаря увеличенному до 32 Мб буферу памяти конструкторам удалось существенно повысить быстродействие аппарата при работе с фото, а также обеспечить возможность записи видеороликов продолжительностью до 20 мин (с разрешением 160х120).
Что касается бизнес-новостей, то руководитель российского представительства Minolta Лариса Кузнецова предложила дилерам на конкурсной основе подготовить предложения для совместной рекламной кампании, принять участие в которой смогут 5-10 фирм-победителей.
Алексей Журавлев (Canon) полагает, что сегодня главное отличие камер разных производителей заключается в их программно-электронной начинке, предназначенной для обработки изображений. Чтобы эффективно решать задачи повышения быстродействия, улучшения качества картинки, снижения энергопотребления и расширения интеллектуальных возможностей своих моделей, Canon создала собственный процессор DIGIC. Сегодня на рынке популярны три новинки компании, которые были анонсированы осенью 2002 г.: 4-мегапиксельная камера с 4-кратным оптическим зумом PowerShot G3, 4-мегапиксельный компакт PowerShot S45 и сверхкомпактный 3-мегапиксельный аппарат Digital IXUS v3.
Со второго квартала компания запускает на российском рынке Canon Bonus Club - весьма неординарную программу поощрения продавцов магазинов, которая напоминает распространенные способы поощрения часто летающих авиапассажиров. Суть новшества заключается в том, что продавцам (а не менеджерам), непосредственно обслуживающим покупателей, предлагается накапливать премиальные очки, которые впоследствии материализуются в ценные подарки. Для участия в мероприятии нужно зарегистрироваться на специальной странице сайта Canon и после каждой продажи вносить на свой личный счет название проданной модели и ее серийный номер (“серые” камеры “не играют”, уличенные в попытке получить очки за продажу такой продукции могут быть изгнаны из программы). Таким образом, кроме выборочного (путем назначения повышенных бонусов) стимулирования продаж отдельных моделей, Canon делает непривлекательной работу с устройствами, попавшими на наш рынок по неофициальным каналам. Кроме того, представитель компании огласил совместное предложение Canon и “Алиона”, согласно которому пять лучших региональных партнеров могут рассчитывать на полностью оплаченную рекламу в печатных СМИ в мае-июне 2003 г.
Корпорация Pentax установила официальные отношения с “Алионом” лишь в декабре 2002 г.; видимо, поэтому Олег Журавлев из петербургской компании PENTAR, полномочного представителя Pentax в России, деловых предложений дилерам публично не делал, ограничившись рассказом о новых моделях. Интересно отметить, что, несмотря на то что PENTAR обладает статусом эксклюзивного дистрибьютора, “Алион” располагает прямым дистрибьюторским контрактом. Очевидно, на фоне быстрого роста российского рынка цифрового фото японская корпорация решила пойти на расширение и либерализацию каналов продаж.
Среди новых камер Pentax - 3-мегапиксельные аппараты Optio 33L и Optio S, 4-мегапиксельный Optio 450 и 5-мегапиксельный Optio 550; все они выйдут на рынок весной - летом 2003 г. Самая любопытная новинка - сверхкомпакт (помещается в коробку из-под сигарет) Optio S с 3-кратным зум-объективом, складывающимся с помощью оригинального сдвижного (Sliding Lens) механизма.
Как справедливо отметил Александр Ефремов из компании Nikon, пока ни один вендор цифровых камер не занялся переводом программного интерфейса (встроенного меню) на русский язык. Это достойно сожаления, но свидетельствует о реальной малости российского рынка в мировом масштабе. Возможно, новые маркетинговые шаги Nikon будут способствовать его росту благодаря привлечению новых бизнес-партнеров. Руководитель российского представительства компании Василий Бурмистров объявил новую программу авторизации, согласно которой отныне у Nikon в нашей стране будут партнеры двух типов - прямые (так называемые официальные партнеры) и непрямые (официальные дилеры). Авторизация должна завершиться к апрелю 2003 г., после чего состоится первая конференция дилеров, на которой будут объявлены новые акции и программы поддержки партнеров.
Что касается новинок, то их демонстрация была отложена до 18 февраля - именно на эту дату назначена мировая премьера нескольких моделей Nikon (о трех новых цифровых аппаратах компании мы расскажем в следующем номере PC Week/RE).