ПОГЛОЩЕНИЯ
На отечественном ИТ-рынке презентации новых продуктов, публичные годовые отчеты и торжественные открытия фирм - явления весьма частые. А вот официальных торжественных закрытий, похоже, еще не было. Поэтому вечер, состоявшийся в Москве 11 февраля и посвященный прекращению активной деятельности “Компании Электронной Техники” (“К.Э.Т.”, www.cet.ru), специализировавшейся на продаже носителей информации и расходных материалов корпоративным клиентам, привлек внимание десятков представителей всех звеньев ИТ-бизнеса - поставщиков, дистрибьюторов, реселлеров, конечных заказчиков, прессы.
Николай Кречет: “Сокращение затрат в
условиях высокой конкуренции - оправданный
и необходимый шаг к повышению рентабельности”
Летом этого года “К.Э.Т.” исполнилось бы 10 лет. Но, как мы уже сообщали (см. PC Week/RE, № 2/2003, с.14), она не дотянула до своего юбилея. Глава компании Владимир Черномашенцев назвал основные причины этой принудительной “кончины” (до конца своих дней “К.Э.Т.” была прибыльной и финансово независимой коммерческой организацией без привлеченных кредитов и без иных долгов; только за последние пять лет в ней совершило покупки около 1,5 тыс. различных юридических лиц, при этом свыше 50% продаж приходилось на регионы). По его словам, активная и безнаказанная деятельность мошенников, успешно продающих поддельные картриджи, отсутствие должной борьбы с ними со стороны компаний-производителей и государственных правоохранительных органов, а также острая конкуренция на рынке носителей информации и расходных материалов привели к тому, что небольшой фирме действовать в этом сегменте стало практически невыгодно. Поэтому г-н Черномашенцев принял решение продать ее компании Universal Computer Market (UCM, www.ucm.ru), входящей в группу NAK Microware (www.nak.ru) и работающей в том же направлении ИТ-бизнеса. Сумма сделки не разглашается. Оно и понятно, ведь ни “К.Э.Т.”, ни UCM не являются публичными предприятиями.
Владимир Черномашенцев: “В нашей стране
компании среднего уровня, честно работающие
на рынке носителей информации и расходных
материалов, не имеют перспектив”
На практике продажа выразилась в том, что г-н Черномашенцев стал консультантом по рекламе и маркетингу UCM (c подчинением президенту группы NAK Microware Николаю Кречету), а весь творческий состав “К.Э.Т.” (пять менеджеров по продажам) влился в дружный коллектив UCM, до слияния насчитывавший свыше 50 сотрудников. Бухгалтеры и складские рабочие “К.Э.Т.” в компанию UCM приглашены не были.
Освободившись от массы рутинных обязанностей (лишь 10% своего времени генеральный директор мог потратить на живое общение с клиентами и сотрудниками), Владимир планирует больше внимания уделять семье, детям, домашней кошке, собственному здоровью, завершению дачного “недостроя” и т. д. Кроме того, он предполагает глубоко изучить потребности клиентов UCM, создать им более удобные условия работы и провести ряд маркетинговых мероприятий, в том числе выездные семинары-путешествия наподобие тех, которые в последние годы практиковались в ныне закрытой фирме.
Николай Кречет утверждает, что до поглощения “К.Э.Т.” из общего оборота группы NAK Microware на долю UCM приходилось примерно 20-25% продаж. Еще 70-75% давала дистрибуция и около 5% - розница. Однако предполагается, что уже в этом году доля усиленной UCM в общем обороте группы достигнет 30-35%. В том числе и за счет того, что к двумстам постоянным клиентам старой UCM *1 добавятся 50 постоянных и достаточно крупных заказчиков “К.Э.Т.”.
_____
*1. В общей сложности в 2002 г. закупки у UCM совершило свыше тысячи компаний, разбросанных по всей России, при этом продажи в регионы составили около 30% от общего бизнеса.
Напомним (см. PC Week/RE, № 43/2001, с. 12), что в 2001 г. структура оборота NAK Microware выглядела следующим образом: дистрибьюторский сектор (существует с 1994 г.) - 80%, розничный (возник в 1997 г.) - 10%, корпоративный (функционирует с 1998 г.) - 9%, Интернет-торговля (ведется с 2000 г.) - 1%. Так что курс на усиление доли корпоративных продаж у детища Николая Кречета налицо. Что, в общем-то, объяснимо: в условиях неуклонного падения маржи владельцы дистрибьюторского бизнеса стремятся укрепить свои позиции в более интеллектуалоемких и прибыльных направлениях деятельности.
По мнению г-на Черномашенцева, процедура формального закрытия “К.Э.Т.” продлится неменее года, так как в нашей стране она на порядок более сложна, чем процесс открытия фирмы.
Отметим, что в настоящее время в группу NAK Microware входят дистрибьюторская компания “Центр расходных материалов” (ЦРМ, www.nakmicroware.ru), насчитывающая около 100 штатных сотрудников; компания Universal Computer Market (UCM, www.ucm.ru, 60 человек), работающая с корпоративными клиентами; фирма “Компьютерный универсальный магазин” (КУМ, около 10 человек), занимающаяся розничными продажами; компания “Русская семья” (70 человек), производящая под торговой маркой L-Pro заправочные комплекты для струйных принтеров различных фирм, дискеты, диски CD-R, коврики для мыши и т. д.; транспортная компания (60 человек) и ряд других подразделений.