“БерингПойнт” ищет точку приложения своих сил

НОВЫЕ ИМЕНА

Говорят, что первые сомнения относительно счастливого будущего послереволюционной России возникли у Федора Ивановича Шаляпина тогда, когда он узнал, что в ней появились “какие-то странные конные матросы”. Почему-то до 2001 г., года скандального банкротства американского энергогиганта Enron, мало кому казалось странным, что услуги и аудита, и консалтинга предприятие может получать от одной и той же организации. Именно такой была бизнес-модель крупнейших аудиторско-консалтинговых корпораций, входивших в большую пятерку. Для компании Arthur Andersen, работавшей непосредственно с Enron, дело закончилось совсем плохо: она перестала существовать. Другие поспешили выделить консалтинговый бизнес в полностью независимые структуры. По этому пути пошла и компания KPMG, сначала создав в 2001 г. KPMG Consulting, а затем в октябре прошлого года, после приобретения еще 17 консалтинговых фирм, сменив свое название на BearingPoint (www.bearingpoint.com). В начале года волна перемен докатилась и до России: местное отделение “КПМГ Консалтинг Русланд” сообщило о своем переименовании в “БерингПойнт”.

Томас Штюмер должен еще привыкнуть

к новому названию своей компании

В активе BearingPoint 2100 клиентов, 430 из которых входят в список Fortune 1000. Особенно сильны ее позиции в США, где она консультирует пять самых больших финансовых корпораций и девять из десяти крупнейших телекоммуникационных компаний. Услугами BearingPoint пользуются все 14 министерств США, главы которых являются членами кабинета министров. Последний год был трудным для отрасли информационных технологий, и это не могло не сказаться на результатах бывшей KPMG Consulting: ее доходы упали с 2,86 до 2,37 млрд. долл., а убытки составили 26,9 млн. долл. Спад экономической активности повлек и сокращение штатов: число сотрудников уменьшилось на 7% и в настоящее время достигло отметки 16 тыс.

В России ситуация иная, и за год штат “БерингПойнт” вырос с 30 до 60 человек, а доход в 2002 г. составил около 10 млн. долл. Хотя одним из основных своих конкурентных преимуществ здесь считают возможность оказывать услуги местным представительствам крупных международных компаний (EFES, Siemens, Ericsson, BMW, DaimlerChrysler, Sanofi, Metro Cash & Carry), 90% указанного выше дохода получено от российских фирм (“Лукойл”, ЮКОС, “В-Лазер”, “Копейка”). Приоритетными для “БерингПойнт”, англоязычное название которой означает точку приложения сил, в нашей стране являются такие отрасли, как нефтегазовая, электронная, электротехническая, телекоммуникационная, фармацевтическая, пищевая, автомобильная и торговая. Глядя на этот перечень, можно предположить, что компания намерена существенно расширить спектр своих заказчиков.

У BearingPoint имеются партнерские соглашения с 50 ведущими мировыми поставщиками программных и аппаратных решений, из них шесть компаний - Cisco, SAP, Microsoft, Oracle, Siebel и Peoplesoft - считаются ее стратегическими партнерами. Российская “БерингПойнт” к таковым относит лишь две компании: SAP и KPMG (последняя теперь занимается только аудитом). По словам генерального директора “БерингПойнт” Томаса Штюмера, она готова выполнять проекты не только на базе продуктов SAP, но и на решениях Oracle. Хотя сегодня в компании нет специалистов по Oracle E-Business Suite, если вдруг появится реальный заказчик, их можно будет быстро привлечь из европейских подразделений BearingPoint.

Очевидный минус произошедшего переименования - необходимость огромных инвестиций в продвижение нового бренда: как считает глава BearingPoint Рэнд Блейзер, затраты могут составить от 20 до 40 млн. долл. Сложность ситуации состоит в том, что, с одной стороны, желательно обозначить родственную связь с авторитетной маркой KPMG, а с другой - хочется рассеять любые сомнения относительно того, что консалтинг BearingPoint и аудит KPMG каким-то образом зависят друг от друга. Найдено компромиссное решение: какое-то время в логотипе BearingPoint будет присутствовать пояснение Formerly KPMG Consulting (бывшая KPMG Consulting). Как заверил г-н Штюмер, в компании существует строгий запрет на участие BearingPoint и KPMG в одном проекте в качестве подрядчика и субподрядчика. Эта политика не распространяется лишь на давние контракты, заключенные в те времена, когда компания еще не была разделена.