Виктория Рощанинова: “Всё что ни делается - к лучшему”

Путь в ИТ-бизнес и свою жизнь в нем Виктория Рощанинова, вице-президент по маркетингу корпорации Kraftway и директор одноименной клиники, обрисовывает так.

После школы я закончила двухгодичные (при Министерстве внешней торговли) курсы иностранной (на английском языке) машинописи и стенографии. Конкурс там был очень большой - 15 человек на место. Заниматься было очень тяжело, но интересно: нас учили этикету, умению общаться с людьми, тонкостям ведения переговоров и даже азам дипломатии. Популярность курсов объяснялась тем, что там готовили референтов для работы за рубежом. Но чтобы поехать работать за рубеж, девушки после окончания учебы не могли выходить замуж несколько лет. Причем не за иностранцев, а за своих. Делалось это для того, чтобы не допустить распада семей. Ну не полагалось в советское время добропорядочной даме уезжать за рубеж и оставлять мужа одного!

Виктория Рощанинова

Я же закончила курсы, получила диплом и практически в тот же день вышла замуж. Мне показалось, что замужняя жизнь гораздо интересней, чем в темпе речи строчить каракули, пусть даже в Африке или Австралии, а затем их расшифровывать.

И вообще я считаю, что люди не должны заниматься тем, что им не нравится. Ничего хорошего из этого в конце концов не получится. В то же время нельзя быть безынициативными, нужно активно искать точки приложения своих способностей и наклонностей. Однако вернемся к моему пути в ИТ-бизнес. Из-за замужества к работе за рубежом я оказалась непригодной, но мне удалось устроиться в Главное управление местного телевидения и радиовещания, которое кроме всего прочего тщательно следило за тем, какая из местных программ может попасть на центральные каналы, а какая не может.

Затем мне довелось поработать в только что открытом после реконструкции Центральном доме журналиста, совмещая должности референта и делопроизводителя. И параллельно начала выбирать, куда пойти учиться, чтобы затем всю жизнь не жалеть о полученной профессии. Вуз выбирала долго и в конце концов остановилась на Московском экономико-статистическом институте, который закончила с красным дипломом по специальности “маркетолог”. Почему именно маркетолог? Видите ли, когда я поступала в институт, в моде были банкиры, финансисты, экономисты и прочие связанные с деньгами люди. Мне же приглянулась реклама, без которой, как известно, нет успешной торговли. Вероятно, здесь сыграли роль гены - ведь мои родители, а также родители моих родителей в той или иной степени были связаны с продвижением товаров: дедушка при нэпе имел собственную лавку, а папа работал в Министерстве внешней торговли. Справедливости ради надо отметить, что в школе у меня интересов к маркетингу не было. Мне хотелось стать косметологом, балериной, юристом и много еще кем.

Я считаю, что если человек захочет, то он может научиться всему. Однако можно получить хорошее образование, но быть посредственным, безынициативным специалистом, т. е. сидеть на работе и просто в меру способностей выполнять все то, что тебе поручат. Мне же такой образ жизни не по нутру. Постоянно проявлять инициативу, иногда - наказуемую, я начала со школьной скамьи. Всегда выполняла какую-то общественную работу, была комсоргом, старостой и так далее. Мне и сейчас нравится общаться с людьми, устраивать различные корпоративные мероприятия, придумывать какие-либо нестандартные маркетинговые ходы...

В корпорации Kraftway я работаю с 1998 г., сначала - руководителем отдела рекламы, а затем - вице-президентом по маркетингу. В 2000-м взяла на себя обязанности директора нашей клиники. Сейчас в ее штате 60 человек, которые обслуживают десять стоматологических кабинетов и шесть косметологических.

При этом все медицинские вопросы находятся в ведении главврача, кандидата медицинских наук, очень известного не только в России, но и за рубежом хирурга-имплантолога. На мне же лежит решение хозяйственных, финансовых и маркетинговых вопросов, выработка ценовой политики и т. д. Мне очень нравится работать в клинике. Я прихожу туда даже в выходные. Очень приятно видеть довольных пациентов и сознавать, что мы сумели сделать их жизнь лучше и веселее.

По дому мне во многом помогает мама. Да и дети у меня уже не маленькие: одному ребенку 11 лет, а другому - девять. Сама я готовить не особенно люблю, но этим искусством отлично владеет мой муж, кибернетик по специальности. Правда, пользуется он своим умением крайне редко - несколько раз в году. Особенно ему удаются мясные блюда, салаты и оригинальные соусы.

Время нашего отдыха привязано к школьным каникулам. Благодаря детям у нас в году четыре отпуска. Больше всего я люблю море. Поэтому и отдых мы любим морской. Летом и весной ездим в Европу, а осенью и зимой - в различные азиатские страны. Одним словом, мы едем туда, где в данный момент тепло. В выходные я люблю бывать в театре, посещаю все балетные спектакли, как авангардные, так и классические. В кино хожу только на детские фильмы вместе с детьми. Взрослые же кинокартины предпочитаю смотреть дома, с DVD-дисков.

Что я думаю о правильных отношениях между подчиненными и начальниками? Еще в древности говорили: хочешь человека проверить, дай ему власть. У некоторых людей, даже очень хороших специалистов в той или иной области, от этой власти буквально голова идет кругом. Так что далеко не все могут быть руководителями. Я по натуре не диктатор, поэтому у меня со всеми демократические отношения. Голоса я не повышаю никогда в жизни. Если получу совет, который покажется мне правильным, то прислушаюсь к нему. Я вообще считаю, что отношения начальников и подчиненных должны строиться на принципах взаимного уважения. Кроме того, коллектив должен быть сплоченным, проникнутым единым корпоративным духом (ради чего, собственно говоря, и делаются какие-то совместные мероприятия). Ну и, разумеется, в нем не должно быть интриг, сплетен и прочих негативных явлений.

Что же касается стилей управления, то мужчины всегда все пропускают через голову, а женщины чаще руководствуются тем, что им подсказывает сердце. Они более эмоциональны. Ну а мягкость или жесткость в стиле управления, на мой взгляд, зависит не столько от пола, сколько от характера. Среди женщин, например, встречаются такие диктаторы, которые мужчинам и не снились. И наоборот, бывают очень мягкие мужчины, такие, что мухи не обидят. Но в целом мужчины более прагматичны. В то же время они скорее пойдут на риск, чем женщины. Это особенно сказывается при вождении машины. Я, например, почти безошибочно могу определить, кто едет впереди меня - мужчина или женщина.

В приметы не верю. Не верю гороскопам, которые печатаются в журналах. В то же время существует судьба (кому суждено сгореть, тот не утонет!), психофизические особенности организма предопределены уже при рождении. Вообще все, что Бог ни делает, - к лучшему. В этом я убеждалась множество раз. Скажем, уйдет кто-нибудь с работы, а ты думаешь: ну все, теперь пропадем. Однако проходит время, и открывшуюся вакансию заполняет другой сотрудник, еще более грамотный. Только не подумайте, что в Kraftway текучесть кадров! Наоборот, у нас очень стабильный коллектив. И даже многие из тех, кто уходит, по прошествии времени возвращаются обратно. Я думаю, что из 400 сотрудников корпорации таких примеров можно найти до десятка. С другой стороны, мы никого не уговариваем остаться: если человек сделал выбор, он должен ему следовать. Судьбе нельзя препятствовать!

В мужчинах я больше всего ценю ум и щедрость. Внешний вид и разные там атрибуты материального благосостояния важны только при знакомстве, вспомните русскую пословицу: “Встречают по одежке, провожают по уму”. Я думаю, что даже те девушки, которые в раннем возрасте обращают внимание на мускулатуру и прочие особенности телосложения юношей, постепенно меняют идеалы, и интеллект избранника выходит для них на первое место.

Беседовал Владимир Митин.

Версия для печати