Интернет-конференция “Технологическое обеспечение дополнительных офисов банка” и ее итоги
На сайте компании ОТР (www.o-t-r.ru) состоялась конференция “Технологическое обеспечение дополнительных офисов банка”. В ней приняли участие представители фирм ОТР, ФОРС, РТС, “Кворум”, Автобанка.
При обсуждении различных вопросов банковской автоматизации ИТ-специалисты, как правило, сосредотачивают свое внимание на центральных системах головных офисов и филиалов. Стоит ли вообще перед банками отдельная задача технологического обеспечения дополнительных офисов?
По мнению генерального директора компании “Кворум” Кирилла Кибалко, банки разных масштабов наращивают свое присутствие в регионах, увеличивают долю розничных услуг и расширяют их спектр. Во многом это обусловлено изменением состава банковских клиентов. Крупные компании значительно снизили активность, и кредитным организациям для обеспечения доходности и достаточности оборотных средств приходится обращаться к населению. Совершенствование технологий затронуло не только саму банковскую сферу - значительно изменились и запросы ее пользователей. Все это стимулирует развитие сети удаленных или дополнительных офисов кредитных организаций, специализирующихся на оказании финансовых услуг.
Политика банков относительно статуса своих дополнительных офисов бывает очень разнообразна, что во многом определяет выбор необходимого для их работы технологического обеспечения. Одни в таких офисах усматривают лишь физическое место расположения ”окошка” операциониста для взаимодействия с клиентом, ничем не отличающегося от такого же в центральном офисе банка. Другие же выделяют их в относительно самостоятельную бизнес-единицу со своим бюджетом, возможностью регулировать набор услуг, тарифы и т. д.
Специалисты ОТР считают, что спрогнозировать окупаемость дополнительного офиса столь точно, чтобы можно было однозначно остановиться на конкретном технологическом варианте его оснащения, банк иногда просто не в состоянии. Реальная стоимость обслуживания в нем на этапе открытия и становления всегда гораздо больше, чем получаемая при этом прибыль. Поэтому гораздо важнее не ошибиться с расчетами на более отдаленную перспективу и оценить, не понесет ли банк значительные убытки, приняв самый дешевый, автономный вариант технической реализации.
Геннадий Заманский (ФОРС) считает, что банк, который первым начнет оснащать удаленные офисы современными ПК и полнофункциональным ритейловым фронт-офисным ПО, получит выигрыш, во много раз превышающий все затраты.
Идеального решения на все случаи жизни не существует, и выбор зависит от предыстории того или иного дополнительного офиса, а также от текущего состояния и стратегии развития технологического обеспечения всего банка в целом.
Для компании РТС идеальным с точки зрения развития и управляемости представляется вариант, когда в банке устанавливается централизованная автоматизированная банковская система (АБС), а все подразделения работают с ней в режиме удаленных терминалов. Такой подход обеспечивает высокую скорость выполнения операций и возможность предоставления в дополнительных офисах большого набора услуг, прежде всего оперативных, недоступных при использовании других технологических моделей. А главное - гарантирует головному офису максимальную степень контроля за операциями филиалов, что является важным фактором, особенно для крупных банков.
Однако стремительное структурное развитие банка часто не позволяет ему подготовить необходимые телекоммуникационные каналы и обеспечить удаленные офисы хорошей связью. А значит, технологические решения для дополнительных офисов с учетом всех обстоятельств могут быть разными. Первый возможный вариант - предоставить такому подразделению рабочее место АБС, второй - использовать собственную систему с репликацией данных в конце операционного дня.
По мнению специалистов ОТР, идеальное технологическое обеспечение должно представлять собой целостное и независимое от АБС и режима связи с головным офисом решение. Банк должен иметь свободу выбора и возможность в любой момент менять режим взаимодействия с филиалом, варьируя таким образом свои затраты на телекоммуникации в зависимости от реальных потребностей каждого удаленного подразделения.
Участники конференции согласились, что выбор конкретных технологических моделей и решений зависит от множества различных факторов (прежде всего бизнес-задач, бюджета на автоматизацию и т. д.) и поиск оптимального решения в конечном итоге ложится на руководство банка и его ИТ-службы.
В день трансляции онлайновую конференцию (www.o-t-r.ru/otr/expert/conference/) посетило 4098 человек.