Автоматизация производственных компаний на платформе “1С:Предприятие”

КИС

В последнее время в публичных выступлениях представители фирмы “1С” регулярно сетуют по поводу устоявшегося на российском рынке мифа об ограниченности возможностей применения технологий “1С:Предприятие” кругом задач, связанных с фискальным (в частности, бухгалтерским) учетом. Впрочем, формированию такого мнения в значительной степени способствовала весьма осторожная маркетинговая политика самой фирмы, руководители которой избегают слов ERP, CRM, MRP, ”управление предприятием”. Да и линейка коробочных продуктов ”1С” до недавнего времени была представлена в основном системами для решения учетных задач.

Алексей Нестеров: ”Уровень систем автоматизации

для   российских   производственных   предприятий

должен соответствовать международным стандартам”

Но чтобы покончить с мифом о функциональной ограниченности ”1С:Преприятия” (мы сейчас не говорим о вопросах масштабирования - это несколько иная тема), нужно вспомнить, что данная технология представляет собой не столько семейство готовых продуктов, сколько платформу для создания специализированных решений. В расширении сферы применения этой платформы особая роль отводится партнерам-разработчикам, которые активно “вгрызаются” в новые пласты вертикальных рынков. Один из последних примеров - представление в середине февраля компанией ИТРП (“Институт типовых решений - Производство”) своего обновленного продукта ”ИТРП ПРОФ”, реализованного на базе “1С:Предприятия 7.7”.

История бизнеса ИТРП начинается с 1998 г., когда она имела статус подразделения компании ”1С:Рарус”. Три года назад, оставаясь ”дочкой” ”1С”, она обрела самостоятельность и стала специализироваться на автоматизации промышленных предприятий. До недавнего времени ее главным продуктом была система “ИТРП: Производственное предприятие Стандарт”, общее число проданных коробок которой составляет сегодня около 1000 шт. (более 5000 клиентских лицензий). Продажи ведутся и напрямую, и через собственную партнерскую сеть - примерно 100 фирм в России и 20 в других странах СНГ. Парадокс, но в данном случае ”1С” является партнером своей дочерней фирмы, выступая дистрибьютором ее ПО.

“ИТРП ПРОФ” предназначен для комплексной автоматизации средних и крупных промышленных предприятий. Его разработка велась около двух лет, директор компании Алексей Нестеров оценил трудоемкость проекта в 100 человеко-месяцев. По своим характеристикам продукт существенно вышел за рамки привычного и ожидаемого от “1С:Предприятия” функционала: появились модули производственного планирования (ресурсного, операционного и материального), оперативного управления производством, сквозного управления потребностями. В результате спектр функций “ИТРП ПРОФ” полностью соответствует требованиям, предъявляемым к системам стандарта MRP II и частично - ERP.

Хотя весь функционал продукта реализован исключительно штатными средствами платформы ”1С:Предприятие 7.7” (базовые компоненты ”Бухгалтерский учет” и ”Оперативный учет”), применялись они не всегда традиционно: разработчики использовали ряд неочевидных (но задокументированных) свойств платформы. Ими были найдены неожиданные решения, не применявшиеся ранее ни самой фирмой ”1С”, ни ее партнерами.

“ИТРП ПРОФ” реализована в виде четырех основных функциональных модулей: “Управление складскими запасами”, “Управление потоками потребностей”, “Учет хозяйственных операций”, “Планирование ресурсов и операций”. Предлагаемая схема ценообразования в значительной степени отражает трудозатраты на создание этих компонентов: первые два продаются по 200 долл. каждый на всю организацию, а последние - по 400 и 800 долл. на одного пользователя!

Архитектура продукта позволяет компоновать модули в различных сочетаниях, что, в частности, решает проблему масштабируемости. Функциональное расширение конкретных решений возможно за счет тесной интеграции с продуктами стратегических партнеров: “1С” (полный набор учетных задач, финансовое планирование и управление распределенными базами данных), “Инталев” (управление корпоративными финансами), “Аскон” (технологическая подготовка изделий) и “Курс” (управление маркетингом). Это позволяет создавать полноценные ERP-системы.

Новый продукт разрабатывался с прицелом на возможность внедрения как в виде готового ”коробочного” продукта, так и в качестве базы при создании систем (силами партнеров и самой ИТРП), предполагающих глубокую адаптацию под нужды конкретного клиента. Со своей стороны, компания предлагает технологию быстрого внедрения продукта, отлаженную ранее в ряде проектов.