Башмаков А. И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2003. - 616 с.

Компьютерные (или электронные) обучающие курсы под разными названиями, разного предназначения и уровня сложности появились уже давно. Это экономически доступная практически всем желающим возможность воспользоваться средствами телекоммуникационного доступа к учебным курсам и другим электронным средствам обучения. Уже возникли и укрепились термины “дистанционное обучение”, “открытое обучение” и т. п.

В то же время ушло в тень, как бы потеряло смысл понятие качества учебного курса, электронного - в данном случае. Автор этих строк не так давно пытался выяснить, существуют ли сейчас хоть какие-то правила, положения, регулирующие появление на рынке обучающих средств новых курсов. Оказалось, что в лучшем случае уполномоченные на то центры сертификации могут формально оценить качество курса как программного продукта. И еще оказалось, что создатели новых курсов даже и по этому поводу крайне редко туда обращаются. Как мощно выразился когда-то корифей российской системной интеграции и производства софта Александр Галицкий: “Есть программы хорошие, есть плохие, а есть те, которые продаются”.

Рецензируемая книга рассматривает процесс создания качественных электронных пособий и может быть востребована теми, кто заинтересован в появлении учебных компьютерных курсов, но не знаком с технологией их разработки. Для общения с потенциальным исполнителем, берущимся создать нужный вам курс, такие знания необходимы.

В отличие от некоторых популярных рекламных публикаций на эту тему авторы не обращаются с читателем как с потенциальным покупателем конкретного программного продукта. Они последовательно рассказывают о проблемах, встающих перед создателями электронных курсов, затрагивают вопросы формирования психолого-педагогической стратегии, выбор дидактических приемов, детали разработки информационно-логической модели учебного материала. Среди прочих рассмотрены вопросы, не получившие должного освещения в методической и технологической литературе. К ним относятся: подготовка ТЭО и технического задания, изучение подходов и аналогов, анализ требований к знаниям и умениям, разработка структуры компьютерного учебника (КУ), выбор его служебных функций и подходов к их реализации (в том числе средств защиты от несанкционированного копирования и использования продукта и входящих в него информационных компонентов). Введено понятие “компьютерная дидактика”, исследованы и описаны обобщенные дидактические приемы, используемые при создании КУ.

Существенное место отведено проблемам разработки средств контроля знаний. Предложены оригинальные модели и алгоритмы генерации учебно-тренировочных заданий.

Пособие сочетает технологический уровень изложения со строгими математическими описаниями. Повторимся, непривычно было для нас редкое свойство столь серьезной книги - понятность (не путать с простотой, точнее - с элементарностью). Авторы не идут вслед за предупреждением Монтеня: “В твоем сочинении никто не должен понимать ни слова, иначе скажут, что ты не придумал ничего нового”.

Основную категорию читателей этой книги, видимо, составят специалисты, применяющие или заинтересованные в применении компьютерных учебных курсов в своей профессиональной деятельности. В качестве пособия она может использоваться на факультетах повышения квалификации преподавателей, а также студентами старших курсов, магистрантами и аспирантами.

В заключение приятно отдельно отметить высокий полиграфический уровень издания, казалось бы, уже не характерный сегодня для научно-педагогической литературы.

Версия для печати