Коллегия министерства подвела итоги года, заявив о положительной динамике развития отрасли
С 4 по 6 марта в Москве на расширенном заседании коллегии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации были рассмотрены итоги работы в 2002 г. и определены задачи на 2003-й. Прошедший год и для государства, и для отрасли можно расценивать как очередной период экономического подъема. Рост ВВП составил 4,3%; при этом темпы развития инфокоммуникаций значительно превысили средние показатели по стране, что позволяет говорить о новом шаге России к экономике информационного типа.
Леонид Рейман: “В 2002 г. сохранялась
положительная динамика развития отрасли”
Были отмечены стратегически важные для отрасли события - реструктуризация региональных предприятий электросвязи и АО “Ростелеком”, реформа почтовой связи и скоординированные с ней динамично развивающиеся проекты в сфере информационных технологий, развитие программы “Электронная Россия”, экспоненциальный рост мобильной связи, реформа законодательства в области телекоммуникаций.
В работе итоговой коллегии приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, представители Правительства России, Общероссийского профсоюза работников связи, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития РФ, ФАПСИ, Росавиакосмоса и других федеральных министерств и ведомств, руководители и специалисты предприятий и организаций связи и информатизации.
Общие отраслевые показатели
С основным докладом на заседании выступил министр связи Леонид Рейман. Он отметил, что в прошедшем году сохранилась положительная динамика производственно-хозяйственной деятельности отрасли, общий доход которой за 2002 г. составил 270 млрд. руб., почти на 40% превысив показатель 2001-го.
В консолидированный бюджет организациями отрасли перечислено 60,3 млрд. руб. (на 21,8% больше, чем в 2001 г.), в том числе в федеральный - 36,6 млрд. руб. (рост на 29,3%). Значительно вырос реальный объем услуг населению. На этом фоне существенно повысилась инвестиционная активность отрасли. Реальный объем освоенных капитальных вложений на важнейших объектах составил около 49 млрд. руб., что более чем на 10% превышает показатели предыдущего года и в 4,5 раза - средние по экономике (см. PC Week/ RE, № 11/2002, с. 7).
В 2002 г. введено в эксплуатацию более 50 тыс. км. кабельных (КЛ) и радиорелейных (РРЛ) линий связи, 3 млн. номеров автоматических телефонных станций (АТС) фиксированной связи городских и сельских телефонных сетей (соответственно ГТС и СТС), около 10 млн. номеров подвижной телефонной связи, свыше 70 тыс. междугородных и международных телефонных каналов.
В среднем по России цифровизация местных телефонных сетей возросла с 36,2% в 2001 г. до 40% в 2002-м, магистральных сетей - с 87,4 до 92%, применение волоконно-оптических систем передачи на магистральных сетях - с 71,5 до 78,0%. Телефонная плотность составила 25,6 аппарата на 100 человек населения против 24,1 в 2001 г.
Общее количество абонентов сетей сотовой подвижной связи России на конец 2002 г. составило 18 млн., коэффициент проникновения - более 12%, абонентская база по отношению к 2001 г. выросла в 2,3 раза. Количество зарегистрированных пользователей Интернета увеличилось на 39% и составило 6 млн. человек.
По состоянию на январь 2003-го в отрасли действует 14 602 лицензии, в том числе на оказание услуг электросвязи - 11 894, в сфере телевидения и радиовещания (ТВ и РВ) - 2515, почтовой связи - 187, международного информационного обмена - шесть. В течение 2002 г. выдано 1703 сертификата на различные виды оборудования связи.
Органами Государственной радиочастотной службы (ГРЧС) оформлено более 7000 разрешений на использование частот централизованного назначения, что способствовало дальнейшему развитию телекоммуникационной инфраструктуры, росту сетей фиксированной и мобильной связи, расширению сферы услуг и увеличению доходов операторских компаний.
Проведение 11 конкурсов на право вести наземное эфирное телерадиовещание, разработка более 70 дополнительных каналов для ТВ и свыше 100 частот для РВ - все это позволило увеличить количество телевизионных и радиовещательных программ в регионах России и обеспечить поступление в федеральный бюджет не менее 80 млн. руб.
В своем выступлении г-н Рейман остановился и на основных показателях развития трех важнейших подотраслей ведомства - телекоммуникаций, информатизации и почтовой службы, а также уделил внимание развитию систем спутниковой связи, реформам в отрасли и законотворческой деятельности в сфере инфокоммуникаций.
Телекоммуникации
Организациями электросвязи введено в эксплуатацию 23,8 тыс. км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и 27 тыс. км цифровых РРЛ. Наиболее крупными из них являются ВОЛС Россия - Казахстан (456 км), Томск - Молчаново (664 км), Екатеринбург - Березовский (183,6 км), Ульяновск - Дмитровград (144 км). Завершены линии “Транстелекома” на трассах МПС - протяженность новых ВОЛС составила 7,3 тыс. км.
Был существенно увеличен объем услуг, предоставляемых по автоматической междугородной и международной связи. В частности, в Москве построены автоматические междугородные телефонные станции (АМТС) на 5910 каналов, а общая емкость модернизированных АМТС ряда крупных городов достигла 57 690 каналов.
Развитие местной телефонной связи осуществлялось в основном на базе современных цифровых АТС, что позволило повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг (доступ в Интернет, ISDN, телематические службы, интеллектуальные сети). В 2002 г. отмечено увеличение темпов ввода мощностей практически по всем показателям: прирост коммутационной емкости превысил 3 млн. номеров (на 42,9% больше, чем в 2001 г.), в том числе 2,8 млн. номеров по ГТС и 0,25 млн. - по СТС.
Коэффициент емкости цифровых станций от общей монтированной емкости местных телефонных сетей в 2002 г. составил порядка 40% против 36,2% в 2001-м. Количество основных телефонных аппаратов выросло на 1,8 млн. единиц (прирост по сравнению с 2001 г. - 105,9%), из них около 90% установлено у населения. Положительная динамика темпов роста (по сравнению с 2001 г.) отмечается и по вводу линейных сооружений связи.
По предварительным данным, на 1 января 2003 г. в телефонной сети общего пользования (ТфОП) России действует порядка 195 тыс. единиц междугородных и местных таксофонов, в том числе 63 тыс. единиц универсальных таксофонов. Продолжается внедрение таксофонов с карточной системой оплаты. В населенных пунктах России их уже установлено около 128 тыс. единиц, из них 67,5 тыс. городских и 56,0 тыс. - универсальных. Прирост местных таксофонов с карточной системой оплаты за год составил около 15 тыс., универсальных - 12 тыс. единиц.
На ближайшие годы одной из наиболее сложных и капиталоемких задач, стоящих перед региональными операторами электросвязи, является замена АТС декадно-шаговых систем на современные цифровые системы коммутации. В прошедшем году было выведено из эксплуатации около 739 тыс. номеров аналоговых АТС.
Сохранились высокие темпы развития сетей сотовой подвижной связи (СПС). Количество абонентов СПС Российской Федерации в 2002 г. увеличилось на 121% - с 8,04 до 18 млн., а уровень ее проникновения за год вырос с 5,6 до 12,5%.
Продолжился процесс консолидации компаний и проникновения общенациональных операторов сотовой связи МТС, “Би Лайн” и “МегаФон” на региональные рынки, где достойную конкуренцию им оказывают региональные операторы СПС. В результате обострения конкурентной борьбы снижается стоимость услуг сотовой связи, становящихся все более доступными для граждан страны. К концу года количество региональных абонентов по сравнению с концом 2001-го увеличилось более чем в три раза, превысив 8,5 млн.
Прошлый год стал поворотным для операторов стандарта первого поколения NMT-450. Завершился длительный этап работ по выбору радиотехнологии для цифровизации диапазона 450 МГц. В декабре компания “Дельта Телеком” официально объявила об открытии в Санкт-Петербурге новой цифровой сотовой сети “Скай Линк”, работающей по стандарту IMT-МС-450.
Отмечено снижение численности абонентской базы сети NMT-450 в Москве и Петербурге и незначительный ее прирост в регионах. Переход от одной технологии к другой должен пройти безболезненно для абонентов аналогового стандарта. Создавая новые цифровые сети IMT-МС-450, операторы будут оказывать услуги связи и в сетях NMT-450.
В ушедшем году продолжалась работа в опытной зоне сети связи третьего поколения. По результатам исследований и с учетом мировых тенденций по внедрению этой технологии Минсвязи России при участии операторского сообщества займется выработкой адекватной технической политики в этой области.
Информатизация
В 2002 г. компьютерный парк России по сравнению с предыдущим годом увеличился на 20% и составил, по оценке министерства, девять ПК на 100 человек населения. Количество Интернет-пользователей, регулярно входящих в Сеть, возросло на 39% и достигло 6 млн. человек, что соответствует 4,2% населения страны. Объем отечественного ИТ-рынка вырос на 9%, превысив 4 млрд. долл.
В области развития информационных коммуникационных технологий важнейшей задачей министр назвал создание и систематизацию законодательства, определение характера и степени взаимодействия информационного права с другими правами, в первую очередь гражданским правом.
Весьма важным событием было принятие Федерального закона “Об электронной цифровой подписи”, который, как считают чиновники Минсвязи, создает условия для широкого распространения электронного документооборота, роста эффективности бизнеса и государственного управления, формирует необходимые предпосылки для вхождения страны в мировое информационное пространство (правда, представители бизнеса имеют иное мнение). Подготовлены проекты нормативных правовых документов по реализации указанного закона.
Значительной вехой стала разработка совместно с ЦИК России Федерального закона “О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»”, который устанавливает правовые нормы, регулирующие процессы эксплуатации, развития и использования федеральной автоматизированной системы, в том числе обработки и передачи документированной информации с применением электронной цифровой подписи.
Был выполнен больший объем работ и получены значительные научные и практические результаты в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия”: созданы основы для развития технологий “электронного правительства”, разработаны концепции по обеспечению доступности государственных информационных ресурсов, технические решения по поддержке массового доступа в Интернет, а также типовой технорабочий проект региональной подсистемы АС “Государственный регистр населения”.
Логика реализации мероприятий ФЦП в 2003 г. должна учитывать два существенных обстоятельства - ограниченность ресурсов федерального бюджета и необходимость достижения конкретных результатов уже в ближайшей перспективе. Это потребует концентрации ресурсов программы на ключевых направлениях, тесно увязанных с такими приоритетами в деятельности правительства, как административная реформа, реформа государственной службы, бюджетная реформа и реформа образования.
Почтовая служба
Распоряжением Правительства РФ одобрена концепция очередной реструктуризации организаций федеральной почтовой связи (см. PC Week/RE, № 44/2002, с. 24), которая направлена на обеспечение гарантированного и высококачественного предоставления общедоступных почтовых услуг по всей территории России, значительное расширение спектра услуг и создание современной эффективной почтовой инфраструктуры России, способствующей развитию торговых отношений, в том числе с учетом роста электронной коммерции.
В основу концепции положен принцип централизации управления государственной почтой в рамках одного юридического лица. Для его осуществления создано федеральное государственное предприятие “Почта России”. В рамках модернизации почты и внедрения новых информационных технологий начат ряд инновационных проектов.
Так, проект “Киберпочт@” призван обеспечить населению самых удаленных регионов доступ к услугам Интернета.
На базе сертифицированных криптографических средств защиты разрабатывается единая система почтовых переводов. Она позволяет полностью исключить или по крайней мере максимально сократить пересылку бланков и добиться значительного улучшения и ускорения предоставления услуги по переводу денежных средств.
Спутниковая связь, теле- и радиовещание
В области спутниковой связи основным ориентиром было постановление Правительства РФ “О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения”, в соответствии с которым произведен запуск космического аппарата (КА) связи “Экспресс А № 4” на орбитальную позицию 40 град. в. д. Таким образом, российская орбитальная группировка пополнилась шестью КА (три аппарата “Экспресс-А”, “Ямал-100”, “Горизонт-45” и “Экран-18”).
В продолжение этой работы заключены контракты и на производство пяти КА новой серии “Экспресс-АМ”. Принято решение о поэтапном переводе аналогового спутникового вещания на цифровые технологии, предусматривающее в течение 2002-2005 гг. модернизацию спутниковой распределительной сети и наземной сети распространения радиотелевизионных программ на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с указаниями Президента РФ об ускоренном развитии инфокоммуникационной инфраструктуры Дальневосточного региона и о поддержке аппарата полномочного представителя Президента в ДФО разработан проект создания спутниковой мультисервисной телекоммуникационной сети Дальнего Востока. Его реализация позволит в течение 2003-2010 гг. предоставить населению региона основной пакет телекоммуникационных услуг и обеспечить доступ к национальным и мировым информационным ресурсам.
Минсвязи России совместно с Министерством по делам печати, телевидения и радиовещания и Российским агентством по системам управления организовали разработку государственных стандартов для цифрового вещания в стране, которые позволят развернуть серийное производство отечественного цифрового радиотелевизионного оборудования и обеспечить практическое радиотелевизионное вещание в цифровом формате (см. PC Week/RE, № 40/2002, с. 20).
Разработана концепция регионального плана развития телерадиовещания с учетом предстоящего в 2004-2005 гг. пересмотра проекта “Стокгольм-61” и расширения зоны его действия от 40-го до 170-го град. в. д. Этот документ позволит Минсвязи России своевременно подготовить соответствующие вклады на Всемирную конференцию радиосвязи по принципам, методам и критериям планирования регионального телерадиовещания в новых условиях.
Реформа “Связьинвеста” и законотворчество
Среди наиболее важных итогов года Леонид Рейман назвал реорганизацию акционерных обществ электросвязи, входящих в состав холдинга “Связьинвест”, образование семи межрегиональных компаний связи, реструктуризацию “Ростелекома” и создание в центрах федеральных округов укрупненных филиалов этого акционерного общества. Появление крупных межрегиональных компаний позволит улучшить качество управления телекоммуникационными активами, сократить текущие затраты компаний, повысить ликвидность акций и рыночную капитализацию.
Рынок позитивно воспринял процесс укрупнения операторов. Капитализация “Связьинвеста” возросла с 1 млрд. долл. в январе 2001 г., когда реорганизация только началась, до 1,8 млрд. долл. после объединения региональных компаний связи. Как следствие, у компаний расширяются возможности по привлечению существенных объемов инвестиций и концентрации значительных финансовых ресурсов на приоритетных проектах развития сети российских телекоммуникаций.
В рамках концепции расширения рынка телекоммуникационных услуг Минсвязи России проводит работу по совершенствованию нормативной базы отрасли. Законопроект “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О связи»” представлен Правительством в Государственную Думу и 30 ноября 2002 г. одобрен в первом чтении. В настоящий момент проект закона находится в стадии подготовки ко второму чтению.
Законопроект направлен на преодоление сложившихся в отрасли диспропорций и призван создать условия, гарантирующие предоставление высококачественных услуг связи на всей территории Российской Федерации, существенно повысить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечить ускоренное развитие современной национальной инфраструктуры связи, способствовать улучшению предпринимательского климата на рынке телекоммуникационных услуг.
В нынешнем году предстоит большая работа по созданию новых и изменению и дополнению действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области связи в соответствии с новой редакцией Федерального закона “О связи”. При подготовке такого большого количества нормативных правовых актов важно сохранить весь положительный опыт министерства в правоустанавливающей сфере.
Сбалансированная нормотворческая позиция министерства подтверждается и судебной практикой. Так, в течение прошлого года представители Минсвязи России участвовали в 32 делах по оспариванию правовых актов в области связи. Из них пять судебных дел рассматривалось Верховным Судом страны, восемь - иными судами общей юрисдикции и 19 дел - арбитражными судами. И большинство их было решено в пользу министерства.
Проблемы
Доклад министра в основном сводился к перечислению достижений и практически не затронул “узких” мест отрасли. А их по-прежнему хватает. Например, серьезную обеспокоенность вызывает состояние дел с реализацией ФЦП “Электронная Россия” ввиду отсутствия эффективной системы управления программой. Образованная в октябре 2002 г. Межведомственная комиссия (МВК), являясь по статусу координационным органом, определяющим приоритеты в реализации ФЦП и призванным повысить эффективность ее ресурсного обеспечения, до настоящего времени не провела ни одного заседания. К тому же как не было, так и нет постоянно действующего рабочего органа при МВК.
Показатели работы отрасли в 2002 г.
В результате до сих пор остаются невыработанными приоритеты в реализации ФЦП на федеральном и региональном уровнях с учетом реального бюджета. А это тормозит дело. На сегодняшний день нет законченных проектов, которые могли бы быть рекомендованы для тиражирования в субъектах Российской Федерации, не проработаны вопросы, касающиеся инфраструктуры доступа к информации, в том числе подключения к Интернету органов власти и бюджетных организаций.
По словам генерального директора ФАПСИ Владимира Матюхина, действующая мировая практика разработки и внедрения механизмов защиты информации показывает, что решение этих задач поглощает почти 20% общих объемов ассигнований, требуемых на реализацию проектов в области ИТ. В противном случае создается благоприятная среда для распространения киберпреступности.
Тем не менее Федеральное агентство, являющееся участником половины всех программных мероприятий, в 2002 г. получило на выполнение проектов ФЦП лишь 3% годового объема финансирования Программы. А на нынешний год на выполнение всего спектра задач “Электронной России”, относящихся к компетенции ФАПСИ, предусмотрено выделение средств в объеме 0,7% годового бюджета Программы. Таким образом, государственное значение проблем обеспечения информационной безопасности в проектах ФЦП явно недооценивается.
Применение защищенных информационных и телекомуникационных технологий и систем тесно смыкается с вопросами участия отечественной промышленности средств связи в решении задач государственного масштаба и значимости, осуществляемых под эгидой Минсвязи. До сих пор это ведомство в своей технической политике в основном ориентировалось на западных поставщиков электронного оборудования и ПО, что вряд ли можно считать дальновидной позицией, в полной мере учитывающей национальные интересы.
Не менее важны вопросы взаимодействия Минсвязи с Министерством по антимонопольной политике (МАП). До сих пор предприятия “Связьинвеста” остаются заложниками деструктивной популистской политики МАПа: индексация тарифов на местную телефонную связь не сильно отдаляет их от бухгалтерской себестоимости: они не возмещают экономически обоснованных затрат, предусматривающих амортизацию и нормативную прибыль. Это снижает экономические показатели традиционных предприятий связи и возможности оплаты труда связистов. По оценке главы “Связьинвеста” г-на Яшина, сейчас наши тарифы в среднем в три раза меньше, чем в странах Центральной и Восточной Европы, и в восемь раз меньше, чем в Западной Европе. В результате такой практики средняя заработная плата в отрасли в прошлом году составила всего 4655 руб., что ниже средней по отраслям экономики страны.
Список проблем Минсвязи можно было бы продолжать еще очень долго.
Планы развития отрасли
С целью дальнейшего развития электросвязи, почты и информатизации коллегией определено продолжить работу по увеличению номерной емкости телефонной сети, выводу из эксплуатации аналогового оборудования, внедрению новых высокодоходных телекоммуникационных услуг, строительству интеллектуальных сетей связи и сетей кабельного телевидения, расширению имеющихся и строительству новых узлов доступа в Интернет, развитию сотовой и пейджинговой связи, предоставлению услуг телематических служб.
Предполагается активизировать подготовку и продажи второго пакета акций “Связьинвеста” с учетом анализа различных моделей приватизации, текущей ситуации на рынках капитала и мировых тенденций.
Минсвязи намерено обеспечить выполнение распоряжений Правительства по реструктуризации системы федеральной почтовой связи и созданию государственного унитарного предприятия “Почта России” и завершить разработку в установленные сроки концепции развития этого рынка.
Рекомендовано повысить результативность мероприятий ФЦП “Электронная Россия”, усовершенствовать механизмы и структуры управления программой, а также организацию конкурсов и контроля за ее осуществлением. Предполагается завершить работу по развитию ГАС “Выборы” и использовать эту систему при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации четвертого созыва.
Будет продолжаться финансирование программы создания пяти космических аппаратов связи новой серии “Экспресс-АМ”, а также изготовления и запуска в декабре 2003 г. космического аппарата “Экспресс-АМ22”; планируется разработать системный проект поэтапного перевода сетей спутникового вещания на цифровые технологии и реализовать первый этап проекта спутниковой мультисервисной телекоммуникационной сети Дальневосточного федерального округа.