Не секрет, Что внедрить систему планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP) нелегко. Процесс может затянуться надолго и даже закончиться провалом. Чтобы этого избежать, необходимо правильно организовать проект, учесть множество различных факторов и обойти многочисленные “подводные камни”. Ценную помощь может оказать опыт тех, кто уже прошел подобный путь. Обсудить этот опыт и предложила компания TopS Business Integrator (TopS BI), организовавшая “ERP-Форум”.
В форуме приняли участие 130 представителей от 76 организаций, использующих или намеревающихся внедрить “тяжелые” ERP-системы компаний SAP, Oracle и Baan. Главным отличием от других мероприятий такого рода стала его практическая направленность. Не было ни презентаций вендоров, ни докладов интеграторов. Выступали только представители предприятий-пользователей, а основной темой большинства докладов являлось не описание успехов и достижений, а обсуждение вопросов, связанных с выбором, внедрением и эффективным использованием ERP-систем, их адаптацией к особенностям российского законодательства и собственного бизнеса. Рассматривались только конкретные, насущные проблемы. А проблем при внедрении ERP-систем хватает. Из-за них далеко не все проекты оказываются успешными. Так, по оценке аналитиков из Гарвардской школы бизнеса, в США 14% таких работ заканчивается провалом или серьезными осложнениями, а 40% не приносят ожидаемого эффекта. Внедрение стоит дорого, занимает много времени и часто требует больше ресурсов, чем планировалось. В чем причина? Прежде всего в том, что для перехода на ERP-систему необходимо радикально перестроить бизнес-процессы предприятия. А это весьма сложно осуществить на практике. Недаром выступления многих докладчиков были построены по принципу “как должно быть в теории и как было в действительности”. Из основных проблем, которые упоминали едва ли не все выступавшие, можно выделить следующие:
- Недостаточная готовность и поддержка руководителей предприятия. Только они знают общие цели проекта и понимают все бизнес-процессы в совокупности. Однако у высшего руководства, как правило, не хватает времени на проект, и на деле его часто возглавляют менеджеры среднего звена, не имеющие достаточно рычагов воздействия.
- Существование так называемой “берлинской стены” между ИТ-подразделением и теми, кто занят основной деятельностью предприятия. Руководители зачастую не доверяют ИТ-специалистам, потому что те не понимают требований бизнеса и знают только программные продукты, а рядовые менеджеры считают, что проект нужен только ИТ-отделу.
- Неточная формулировка бизнес-целей и нечеткое описание бизнес-процессов. На многих предприятиях исправить это сложно из-за отсутствия четкого распределения обязанностей между сотрудниками.
- Трудности с выбором ERP-системы. Процесс выбора плохо формализуется, и окончательное решение, как правило, принимают акционеры предприятия исходя из своих соображений. При этом нередко они выбирают не ту систему, которую рекомендует ИТ-подразделение.
- Сложности в работе приглашенных консультантов. Они описывают бизнес-требования путем опроса ключевых пользователей, которые загружены текущей работой, не заинтересованы в проекте и часто не способны правильно описать свои требования.
- Необходимость реинжиниринга бизнес-процессов. Его надо выполнить до того, как начнется внедрение системы, однако на практике решение этого вопроса зависит от акционеров, и зачастую приходится сначала внедрять систему, а затем оптимизировать бизнес-процессы под нее.
- Длительность работ. Практически все представленные на форуме проекты заняли больше времени, чем планировалось. Одна из причин - учет не всех требований в момент планирования, другая - просчеты поставщиков систем, не принимающих во внимание мнения сотрудников предприятия. В результате намеченные сроки существенно сдвигаются (был даже случай, когда проект занял не 15 месяцев, а 42 месяца).
- При внедрении ERP-системы невозможно обойтись без консультанта (это единодушно отметили все выступавшие). Однако если систему внедрять только силами внешних консультантов, без участия работников предприятия, это обойдется слишком дорого. На практике обычно используется комбинированный вариант - сотрудничество собственных специалистов и внешних консультантов. Но в таком случае очень важно четко распределить между ними ответственность.
И это - далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются предприятия в ходе реализации ERP-проектов; на самом деле их гораздо больше. Тем не менее, как следовало из выступлений, они поддаются решению. Так что идея мероприятия, где можно ставить и обсуждать вопросы, жизненно важные для бизнеса, кажется весьма удачной. Не случайно собравшиеся высказались за систематическое проведение форума, и компания TopS BI обещала сделать его ежегодным.
Из выступлений участников ERP-Форума:
“В России вряд ли будут идеальные условия, а работать надо”
Леонид Тюкавкин, компания “Эльдорадо”
“В некоторой степени ERP-проект не завершается никогда”
Дмитрий Шевченко, ОАО “Уралкалий”
“Необходимо воспитывать руководство и убедить его в том, что ERP-система нужна”
Владимир Игнатенко, авиационно-производственное объединение КнААПО