Компания Cognitive Technologies ставит своей задачей ни много ни мало создание общероссийской концепции электронной торговли. В ее основе лежит концепция организации региональных информационно-маркетинговых центров - в целом та же идея, что проповедуют Ambit и “Парус”. Естественно, что платформой для построения таких центров Cognitive видит свой собственный продукт “Cognitive Лот”.

По словам Сергея Сухоцкого, директора Cognitive по корпоративным продажам, функциональное назначение “Cognitive Лот” четко ограничено: она обеспечивает только проведение торгов. Процесс формирования и работы с бюджетом в каждом регионе уникален, и компания стремилась “не влезать” в эту область. Подобная фокусировка позволяет избежать многих ненужных сложностей при внедрении и затягивания работ (сейчас оно длится менее месяца).

“Cognitive Лот” позволяет вести анализ электронных торгов

В этом смысле “Cognitive Лот” относится к тому же классу систем, что и продукт фирмы Ambit. Однако есть и очень серьезные отличия: система Ambit не проводит торгов в чистом виде, а занимается лишь мониторингом цен. “Cognitive Лот”, напротив, обеспечивает сбор заявок.

Бизнес-процесс выглядит так: пользуясь заведенным в систему классификатором и средствами работы с ним, администрация находит нужный товар и назначает по нему торги, даты их начала и окончания. Автоматически оповещенные по e-mail поставщики размещают свои предложения. До окончания торгов все эти предложения никому недоступны, кроме лица, их разместившего (оно может менять данные в оферте). В назначенный час торги закрываются, электронные “конверты” вскрываются и конкурсная комиссия получает список поставщиков, отсортированный по цене оферты. (В принципе, можно запрограммировать и многокритериальную оценку поставщика, но в стандартной поставке этих средств нет.) Очевидно, что в данной точке система расходится с принятой сейчас процедурой проведения конкурсов, которая требует, чтобы конверты с предложениями были бумажными, а не электронными. Поэтому Cognitive и ряд администраций регионов выступили с инициативой законодательного изменения этой процедуры.

Работа с системой заканчивается на заседании конкурсной комиссии. Ее члены просматривают список поставщиков и выбирают наиболее подходящего, после чего отсылают ему уведомление, а “Cognitive Лот” помогает закупщику заполнить поля в шаблоне договора.

Помимо перечисленных возможностей в системе есть средства хранения всей информации о контрагентах, ведения “черного списка”, учета и анализа статистики торгов (определение тенденции изменения цен), пополнения классификатора, использования стандартных классификаторов и пр.

Перспективы

На сегодняшний день система опробована в трех субъектах Российской Федерации, в том числе во Владимирской области, где областное законодательное собрание планирует разработать и принять специальные правовые регламенты, обеспечивающие юридическую базу для проведения процедуры электронных госзакупок. Большая программа внедрения идет в Уральском федеральном округе на всех уровнях власти. В этом году вместе с Минсвязи Cognitive участвует в тендерах еще по трем регионам, а 22 региона готовы работать с фирмой по прямым договорам.

На этапе формирования рынка компания собирается отдавать ПО безвозмездно, беря плату только за обучение и внедрение. Кроме того, Cognitive собирается вместе с Минсвязи разработать концепцию структуризации отношений с регионами, а также сформировать органы управления этой отраслью. Компания ожидает, что в 2003 г. ее доля на рынке систем госзакупок составит 25-30%.

Версия для печати