Рене Буше Фергюсон
Чтобы связать между собой разные технологические операции, ИТ-подразделения обращаются к моделированию бизнес-процессов
В поисках новых ИТ-решений, внедрение которых позволило бы еще больше повысить производительность труда, компании все чаще обращают свои взоры в сторону средств моделирования бизнес-процессов - так называемых систем BPM (Business Process Management).
Главная задача - создать платформу, вплетающую в общую ткань все процессы независимо от поддерживающего их ПО. Благодаря этому удается интегрировать, в частности, системы планирования корпоративных ресурсов (ERP), средства управления отношениями с клиентами (CRM), а также ряд других корпоративных приложений. Не требуя от ИТ-подразделений существенной переделки кодов, такие модели тем не менее делают процессы более эффективными, повышают прибыльность бизнеса и ускоряют выпуск новой продукции.
По оценке Лазара, перестройка
бизнес-процессов сэкономит
округу Колумбия 150 млн. долл.
“Последние полтора десятка лет все только и говорили о том, что нужны средства моделирования бизнес-процессов и продукты, способные автоматически настраиваться на совместную работу, - говорит Томас Галлидж, профессор университета Джорджа Мэйсона и президент фирмы Enterprise Integration (Фэрфакс, шт. Виргиния). - Если этого удастся добиться, сразу же произойдет мощный рывок вперед”.
Менеджеры ИТ, а вместе с ними и специалисты по бизнесу уже осознали: перед тем как приступать к развертыванию систем управления бизнес-процессами, крайне необходимо провести моделирование, потом - оптимизацию и лишь после этого переходить к самому управлению. На первом этапе каждая конкретная бизнес-операция разлагается на отдельные составляющие - как концептуально, так и графически, а затем строится ее модель, четко описывающая взаимодействие процессов с системой, приложениями и - во все большей мере - с людьми.
Техническая реализация такой модели как раз и возлагается на систему ВРМ. ИТ-организациям уже стало совершенно ясно, что ни без первого, ни без второго им не обойтись. Моделирование процессов ведется уже давно, однако инструментарий управления процессами, способный эксплуатировать создаваемые модели, появился всего года полтора-два назад.
Коренное отличие нового инструментария от прежнего программного обеспечения состоит в том, что средства моделирования сочетаются в нем с функциями управления в реальном масштабе времени. Такой подход позволяет применять системы ВРМ в рамках всего предприятия и даже за его пределами.
В последних разработках новой технологии уровень исполнения связан с уровнем управления, благодаря чему компании получают возможность следить за процессами и измерять характеризующие их показатели, что называется, на лету.
“Будущее принадлежит потокам операций, правилам и Web-сервисам, - убежден аналитик из фирмы Gartner (Стэмфорд, шт. Коннектикут) Джим Сайнур. - Поэтому нужны языки моделирования, которые позволяют генерировать такие потоки, управлять правилами и создавать элементы взаимодействия клиентов с Web-сервисами”.
По данным Gartner, 55% опрошенных ею клиентов заявили, что использование механизма ВРМ помогло им автоматизировать административные задачи, снизить стоимость транзакций и иных операций. Кроме того, как показало это же исследование, внедрение ВРМ приводит к более четкой координации работы отдельных подразделений и филиалов (это отметили 70% респондентов), высвобождению персонала, необходимого для выполнения бизнес-задач (70%) и даже упрощению некоторых процессов (85%). А около 85% от числа опрошенных отметили также повышение качества продукции, снижение количества ошибок, рост индивидуальной производительности труда и сокращение сроков выпуска новой продукции.
Разрабатывая свою стратегию в области ВРМ, организации могут выбрать программное обеспечение трех различных групп производителей. Подобные системы сейчас предлагают компании, специализирующиеся исключительно на средствах моделирования бизнес-процессов, поставщики интеграционных EAI-инструментов и разработчики систем управления ресурсами предприятия.
Как ни странно, но последними за ВРМ взялись такие крупнейшие производители корпоративных приложений, как Siebel Systems, SAP AG и Oracle. Siebel и SAP анонсировали свои интеграционные инфраструктуры, предназначенные для описания, реализации, управления и мониторинга бизнес-процессов, равно как и развертывания Web-сервисов.
Прошлой осенью фирма Siebel (Сан-Матео, шт. Калифорния) обнародовала свою инициативу Universal Application Network (универсальная сеть приложений), в рамках которой планируется выпустить готовые наборы бизнес-процессов для различных отраслей. SAP (Вальдорф, Германия) объявила об оснащении компонентами ВРМ своей новой архитектуры Enterprise Services Architecture for Web Services. Уже в нынешнем году эта немецкая фирма собирается выпустить систему с брокером-интегратором для обработки XML-сообщений, дополненным механизмом ВРМ, способным обеспечить разработку, реализацию и мониторинг бизнес-процессов.
Набор готовых к применению бизнес-процессов Conference Room Pilots решила предложить своим клиентам и корпорация Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния). В него входит 97 процессов, разделенных на 19 функциональных групп и предназначенных для использования с ее пакетом E-Business Suite.
Тем временем компании, специализирующиеся исключительно на программных продуктах ВРМ, ищут новые пути. Корпорация HandySoft (Виенна, шт. Виргиния), например, трудится над созданием библиотеки прикладных бизнес-процессов для уже разработанного ею механизма BizFlow. В этой библиотеке, как сообщается, пользователи найдут бизнес-правила, модели процессов, средства создания отчетов, интерфейсы решений, адаптеры и службы быстрого развертывания.
Другие производители наращивают свои возможности за счет партнерства. Так, фирма Intalio (Сан-Матео, шт. Калифорния), представившая в начале марта вторую версию своего комплекта управления бизнес-процессами n/3 Business Process Management System, заключила соглашение сразу с двумя разработчиками программных средств моделирования - Popkin Software и IDS Scheer AG. По словам представителей Intalio, благодаря такому сотрудничеству партнеры фирмы смогут дополнить свои системы моделирования средствами эксплуатации создаваемых с их помощью моделей.
Немецкая компания IDS Scheer из Саарбрюкена намерена включить свои модели в разработки ряда крупных производителей. Соответствующие переговоры, как сообщил ее исполнительный директор и президент Матиас Кирчмер, уже ведутся с Microsoft, IBM и PeopleSoft.
IBM (Армонк, шт. Нью-Йорк) для реализации своей стратегии в области ВРМ приобрела в прошлом году две фирмы - CrossWorlds и Holosofx. О результативности этого шага отчасти можно будет судить уже в I квартале, когда Holosofx представит на рынке новую версию WebSphere с интегрированными функциями моделирования, управления и документооборота.
“Компании, работающие в области ВРМ, отлично справляются с отображением и исполнением процессов, базирующихся на взаимодействии и между системами, и между людьми, - считает Сайнур из Gartner. - Что же касается поставщиков инструментов EAI, то они основное внимание уделяют системам, забывая порой о человеческом факторе. Ну а производители комплексных ERP-продуктов вступили в игру слишком поздно и не поспевают за рынком. На их продукцию могут обратить внимание разве что те, кто целиком и полностью верит в безусловное превосходство комплексных решений. Но много ли найдется таких легковерных? Среди моих клиентов нет ни одного”.
Отвечающий за эксплуатацию ключевых ИТ-систем в округе Колумбия Сэнфорд Лазар сейчас полностью перестраивает свое административное и серверное хозяйство. В частности, предусматривается реинжиниринг бизнес-процессов снабжения, оплаты труда, учета рабочего времени, работы с кадрами, бюджетирования, установления надбавок и льгот, начисления пенсий и управления собственностью.
Эта программа рассчитана на пять лет. При общей проектной стоимости в 71,5 млн. долл. новая система, по оценкам Лазара, за этот же пятилетний период позволит сэкономить 150 млн. долл.
“Успех здесь возможен только при перестройке бизнес-процессов, - отмечает Лазар. - Мы вовсе не собираемся пройти первые 13 шагов, а потом разбираться, как исправлять сделанное. Мы перестраиваем свои процессы целиком и полностью”.
Правда, для решения поставленной задачи Лазар использует не имеющуюся у него ERP-систему, а ПО корпорации SeeBeyond Technology, которая специализируется на интеграции корпоративных приложений.
“В арсенале SeeBeyond замечательные инструменты, позволяющие передавать исполнение разных этапов процесса от системы к системе”, - поясняет Лазар.
По его мнению, не имеет смысла тратить тысячи человеко-часов на отображение уже существующих бизнес-процессов, хотя такой подход казался логичным еще лет 10-15 назад.
Профессор Томас Галлидж, возглавляющий фирму Enterprise Integration, отдает предпочтение инструментарию моделирования бизнес-процессов Aris, который выпускает фирма IDS Scheer. Он использует это ПО для настройки бизнес-процессов в министерствах сухопутных войск, военно-морских сил и обороны США.
“С помощью IDS мы спроектировали три ERP-системы и еще два решения для военного флота, затратив на это всего лишь год, - рассказывает Галлидж. - В развитие проекта министерство обороны попросило нас разработать концепцию перспективной системы снабжения, которая отвечала бы потребностям вооруженных сил страны на 2006-2015 гг.”.
Как отмечает Сайнур из фирмы Gartner, к средствам управления бизнес-процессами компании в первую очередь прибегают, когда хотят расшить самые узкие места в своей инфраструктуре: “Если, например, есть подозрение, что где-то теряется прибыль, вам стоит взглянуть на те процессы, в которых возможна ее утечка. Не исключено, что причина кроется в дебиторской задолженности”.
Приступать к развертыванию систем ВРМ можно уже сейчас, не дожидаясь появления идеальных решений.
“Управление бизнес-процессами еще не выросло из коротких штанишек; сегодня, как мне кажется, этой технологией пользуется меньше 5% компаний, - говорит Эрик Аустволд, аналитик бостонской фирмы AMR. - Однако у нее огромный потенциал. Когда в игру вступили Siebel, PeopleSoft и SAP, пользователи получили доступ к процессам, реализованным в их приложениях. Эти процессы стали более доступными и для внешних приложений”.
Стандартизация тоже не стоит на месте
Рене Буше Фергюсон
Перед тем как приступить к развертыванию системы управления бизнес-процессами, очень важно определиться со стандартами.
Список предлагаемых сегодня языков и интерфейсов довольно обширен и постоянно пополняется - здесь и Web Services Choreography Interface, и BPML (Business Process Modeling Language - язык моделирования бизнес-процессов), и BPEL (Business Process Execution Language - язык выполнения бизнес-процессов), и WSFL (Web Services Flow Language - язык организации потоков Web-сервисов), и Xlang. Некоторые из этих спецификаций находят поддержку даже у соперничающих между собой производителей. Как только ситуация со стандартами утрясется, аналитики и программисты смогут отслеживать выполнение бизнес-процессов в сценариях бизнес-бизнес.
Хорошие шансы на успех имеет опубликованная прошлым летом спецификация BPEL for Web Services - совместная разработка IBM, Microsoft и BEA Systems. Главное назначение этого языка - упростить описание процессов и способов, применяемых при заказе Web-сервисов. В дополнение к BPEL корпорация IBM (Армонк, шт. Нью-Йорк) предложила еще две спецификации - Web Services Transactions (транзакции с участием Web-сервисов) и Web Services Coordination (координация Web-сервисов).
BPEL является на сегодняшний день явным лидером, вобравшим в себя спецификации WSFL и Xlang. Первую из них разработала Microsoft (Редмонд, шт. Вашингтон), отобразив в ней принципы, на которых базируется ее пакет BizTalk, а вторая заложена в основу ПО промежуточного слоя MQSeries корпорации IBM.
Тем временем две другие организации объединенными усилиями трудятся над BPML - метаязыком моделирования бизнес-процессов. Это, во-первых, Workflow Management Coalition (Коалиция управления деловыми процедурами), куда входят IBM, BEA, Microsoft, Sun Microsystems и Oracle, а во-вторых, - Business Process Management Initiative (Инициатива по управлению бизнес-процессами).
“BPEL for Web Services станет очень важным элементом, - уверен аналитик фирмы Gartner (Стэмфорд, шт. Калифорния) Джим Сайнур. - В BPML и BPEL общего больше, чем различий, нужно только договориться о семантике взаимосвязи. Мне кажется, победа достанется крупным игрокам”.
К тому же, как отмечает Сайнур, при моделировании бизнес-процессов компании продолжают использовать язык XML, поэтому изменения, касающиеся деталей построения модели, их не слишком-то затрагивают.
IBM, со своей стороны, продвигая BPEL (поддержка данного стандарта будет включена в очередную версию ее интеграционного ПО WebSphere), одновременно подчеркивает, что не намерена дискриминировать и другие стандарты управления бизнес-процессами.