Станислав Жарков. Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 320 с.
Рано или поздно любому программисту приходит в голову простая мысль: “Что же это я работаю на дядю? Дай-ка напишу программу, буду сам ее продавать и получу за это бешеные деньги”. Самое интересное, что программист, мечтающий о вольных хлебах и собственном доме под Звенигородом с бассейном и камином, абсолютно прав: всех этих благ действительно можно добиться, написав свою shareware-программу и распространяя ее по всему миру. Российские примеры успешного бизнеса хоть и немногочисленны, но они есть: авторы проектов TVicHw32 и TVicPort, Eserv, ReGet, Advanced Disk Catalog и Chameleon Clock чувствуют себя вполне уверенно. Однако добиться этого, минуя многочисленные подводные камни, очень и очень непросто.
Книга Станислава Жаркова читается на одном дыхании, как роман о трех мушкетерах. Редко, когда человек одновременно является и специалистом в какой-то предметной области, и талантливым писателем, но в данном случае это именно так. Читатель из его книги не только узнает, чем приложения shareware отличаются от freeware, open source и public domain software, но и разберется, что такое adware, donationware, postcardware и homepageware, выяснит, как собирать с пользователей деньги за программу и как получать их в России, усвоит правила, по которым создаются успешные shareware-продукты, научится грамотно писать лицензионные соглашения и поймет, почему оригинальную программу, не имеющую аналогов на рынке, зачастую продать труднее, чем, например, еще один MP3-плейер.
“Имел Бобби хобби - он деньги любил”
В книге Жаркова замечательно описана история shareware, а портреты отцов - основателей индустрии, одного из которых супруга ласково называла старым дураком вплоть до момента, когда объем продаж его продукта достиг 4,5 млн. долл. в год, выписаны просто мастерски. Виктор Ежикеев, разработчик утилит TVicHw32 и TVicPort, утверждает, что для того чтобы зарабатывать на shareware-программе меньше 200 долл. в месяц, нужно сильно постараться, а некоторые успешные проекты, в частности вьювер ACDSee и архиватор WinZip, принесли своим создателям миллионы. На уровень 1000-3000 долл. в месяц середнячки shareware-бизнеса выходят обычно через год-два.
Как получить платеж
По мнению нескольких специалистов-разработчиков, ознакомившихся с книгой, самой ценной в ней является глава “Организация продаж и маркетинг”. “Как написать программу, мы и сами знаем, - говорили мне они, - а вот как платежи принимать или почему программу не стоит называть SuperCool Driver, мы прочитали в первый раз”. В книге приведена поучительная история. Один начинающий shareware-разработчик из Казани писал на своем сайте: “Вышлите деньги в конверте, приложив свои контактные данные. Правила отсылки денег: вырежьте два газетных или исписанных листа, которые по размеру в два раза больше конверта, сложите их пополам. Внутрь этих листов положите деньги и контактные данные. Проверьте, не просвечивают ли деньги на свету. Если просвечивают, возьмите еще один лист бумаги и оберните деньги”. На самом деле так действовать совершенно не обязательно, ибо на рынке существует огромное количество компаний-регистраторов, которые за небольшой процент берут на себя все хлопоты, связанные с приемом платежей за shareware-программы (например, www.regnow.com или www.pslweb.com). Многие регистраторы не только принимают платежи, но и рассылают регистрационные коды к программам, составляют и продают сборники ПО на компакт-дисках, создают собственные online-каталоги программ, ведут рекламу продуктов, открывают целые Интернет-магазины по их продаже.
Вопросы ценообразования
Как же правильно установить цену на программу? Оказывается, это очень тонкий вопрос. В книге приводится пример, когда одна фирма-регистратор с большим подозрением отнеслась к российским разработчикам из-за того, что их приложение объемом 650 Кб стоило 1000 долл. В то же время многие начинающие авторы считают, что чем меньше стоимость программы, тем лучше она будет продаваться, ведь цена почти всегда является самым главным параметром, на который обращает внимание пользователь при выборе товара. Кроме того, низкая цена обеспечит преимущество перед конкурентами с более дорогостоящими продуктами. Исходя из этих соображений новички в shareware часто назначают на свои программы цены в 3-10 долл. Почему так делать не надо, можно узнать, прочитав книгу.
В целом же, считают некоторые разработчики, в книге есть только один недостаток: непонятно, как заплатить налоги с заработанных денег:).