17-18 марта в Москве компания “Электронные офисные системы” (ЭОС) провела партнерскую конференцию “Электронное делопроизводство и документооборот 2003”. Это событие можно уверенно отнести к знаковым: ЭОС является одним из лидеров на российском рынке документооборота, но подобное мероприятие проводит впервые, что отражает серьезные изменения не только в бизнесе компании, но и на рынке в целом. Да и содержательная часть конференции во многом отличалась от традиционных схем таких партнерских встреч.
Начальник отдела ЭОС Елена Тарасова рассказывает о
перспективах развития системы “Дело”. В президиуме
конференции - генеральный директор ЭОС Владимир
Баласанян (слева) и его помощник Геннадий Егоров
Как заявил в отчетном докладе генеральный директор ЭОС Владимир Баласанян, на рынке автоматизации делопроизводства, по-видимому, начался лавинообразный рост, который сопровождается важными качественными изменениями. В 2002 г. оборот ЭОС увеличился на 80%. Ключевой продукт компании - система “Дело” - установлена сейчас у 400 заказчиков на 40 тыс. рабочих мест.
Все больше становится число организаций, использующих системы автоматизации делопроизводства (за 2002 г. у ЭОС появилось 147 новых клиентов, т. е. клиентская база выросла почти на 40%); продолжается расширение уже используемых систем (число установленных рабочих мест у постоянных клиентов ЭОС увеличилось более чем на 20%).
Говоря о географическом распределении пользователей продукции компании, нельзя не заметить, что среди них все больше становится представителей регионов России и стран СНГ, и при этом активность региональных фирм постоянно повышается. Партнерская сеть ЭОС по сравнению с прошлым годом выросла почти в два раза (число партнеров достигло 77), а объем продаж через нее увеличился в пять раз. Именно этот факт послужил основанием для рассмотрения развития партнерской сети как одного из главных стратегических направлений в деятельности ЭОС.
Примерно половину новых клиентов, появившихся у компании в прошлом году, составляли госучреждения и органы местного самоуправления, остальные - представители различных отраслей: кредитно-финансового сектора, топливно-энергетического комплекса, промышленности, связи, культуры, образования, СМИ и др.
Хотя ЭОС традиционно ориентируется на весьма крупных заказчиков, в 2002 г. у нее заметно увеличилось количество мелких и средних клиентов, покупающих “коробки” на 1-10 рабочих мест и самостоятельно осуществляющих настройку и внедрение системы. Таковых насчитывается 125. В денежном выражении основной доход все равно приносят крупные проекты, сопровождающиеся консалтингом и услугами по внедрению, но наблюдающаяся тенденция позволяет говорить о том, что в конечном счете российский рынок систем автоматизации документооборота может оказаться достаточно массовым и в большей степени похожим на российский рынок бухгалтерского ПО, нежели ERP-систем.
Прошедший год показал, что российские корпоративные организации и ведомства уже реально готовы к внедрению столь масштабных проектов. Еще одна заметная тенденция - рост интереса к электронному документообороту. Об этом, в частности, свидетельствует заметное увеличение продаж систем сканирования и средств криптозащиты. Стимулов к этому множество: принятие Федерального закона “Об электронной цифровой подписи” и Федеральной целевой программы “Электронная Россия”, да и просто накопление в российских организациях достаточного числа компьютеров и коммуникационных мощностей.
И все же специалисты ЭОС считают, что путь в светлое электронное будущее лежит через автоматизацию традиционных процедур и постепенный отказ от бумажных документов. Нас ожидает довольно длительный переходной этап, на котором будут мирно сосуществовать работа с бумажными оригиналами и электронными версиями документов. Поэтому системы для поддержки электронного документооборота, скорее всего, “вырастут” из существующих систем автоматизации делопроизводства, нежели будут разрабатываться и внедряться “с нуля”.
Еще одна тенденция, в явном виде не отраженная в докладе руководителя ЭОС, но отчетливо проявившаяся в самом составе спонсоров конференции (Microsoft, Oracle, Xerox, Documentum, Aladdin, “ПроСофт-М”, “Рускард”, “Термика”), - необходимость интеграции решений различных поставщиков для реализации современных ИТ-проектов. При этом стоит среди таких стратегических партнеров особенно отметить компании, представляющие на рынке конкурирующие технологии (чисто по техническим причинам в конференции не смогли принять участие представители Hummingbird). Однако в этом как раз и заключается особенность развития отечественного рынка документооборота - российские и западные разработчики очень часто являются не столько конкурентами, сколько партнерами (см. об этом PC Week/RE, № 40/2002, с. 43).
На конференции речь шла и об основных направлениях развития продуктов ЭОС. Параллельно с работой по улучшению традиционного варианта “Дело” (его новая версия 8.07 выйдет в апреле) начата подготовка качественно новой системы “Дело+”, создаваемой на платформе Microsoft .NET. В ней будет реализован принципиально иной уровень интеграции с семейством MS Office XP, широко применены Web Services и XML для информационного и функционального взаимодействия различных компонентов, а также использована технология ASP.NET для создания пользовательского интерфейса. Выпуск первой версии “Дело+” ожидается в конце года. Кроме того, осенью появится новый продукт “Электронный архив”, относящийся к категории систем управления документами, который ЭОС намерена продвигать также и на зарубежные рынки.
Завершилась конференция награждением лучших партнеров по итогам 2002 г. в шести номинациях: “Самый результативный партнер” - “Корпоративные системы” (Барнаул); “За успешное многолетнее сотрудничество” - “Консалтинг, Информационные Технологии” и “Тисса” (Казань); “Лучший зарубежный партнер” - Центр интеллектуальных компьютерных систем Белорусского государственного университета (Минск); “За вклад в развитие системы “Дело” - NetCom Technology (Киев); “Лучший старт” - “Софтек” (Уфа); “Самый крупный проект” - “Инфоинжиниринг” (Казань).