Вот уже несколько лет среди основных тенденций на рынке презентационного оборудования мы отмечаем неуклонное снижение цен на младшие модели. В результате желающему приобрести проектор ценой до $2000 сегодня придется выбирать из двух-трех (а то и более) десятков устройств, реально предлагаемых на российском рынке. В подавляющем большинстве это LCD-аппараты с разрешением SVGA и световым потоком не выше 1000 ANSI-лм. DLP-модели можно пересчитать по пальцам одной руки, а если понизить ценовой порог на $250-300 (в рассматриваемом ценовом диапазоне такая сумма оказывается уже весьма существенной), то данная технология будет представлена лишь одной моделью InFocus X1, с апреля нынешнего года доступной и россиянам.
DLP-проектор X1 - многообещающая новинка InFocus
Как обещает компания “Русский Стиль” (www.projector.rus.ru), продвигающая в России продукты корпорации InFocus, рекомендованная розничная цена аппарата X1 составит $1680. По прогнозу фирмы, это будет хит сезона, который позволит существенно увеличить объемы продаж и даже притормозит (по крайней мере в рамках InFocus) вполне очевидную тенденцию переориентации потребительского спроса на модели с разрешением XGA. Основания для такого прогноза дает не только заманчивая цена аппарата, но и его технические возможности, позволившие изготовителю позиционировать X1 как многоцелевое устройство, равно пригодное и для офисного, и для домашнего использования.
В том, что ультрапортативный (массой 3,1 кг) InFocus X1 вполне подойдет для мобильных офисных презентаций, сомневаться не приходится. Световой поток в 1000 ANSI-лм - это, конечно, по сегодняшним меркам немного, но для небольшой аудитории достаточно.
Иное дело - демонстрация видео, в которой на первый план выходит не яркость проектора, а качество картинки. До недавнего времени эксперты не рекомендовали использовать SVGA-модели в этих целях из-за довольно очевидного эффекта пикселизации изображения, в большей степени, правда, свойственного LCD-проекторам. Между тем благодаря совершенствованию технологии изготовления формирующих изображение матриц сегодня целый ряд таких известных производителей, как Panasonic, Philips, Sanyo, Sony, Toshiba, имеют в своих линейках недорогие LCD-аппараты с разрешением SVGA или Wide-VGA, предназначенные именно для оснащения домашних кинотеатров. InFocus X1 помимо сниженного эффекта пикселизации может противопоставить им, согласно паспортным данным, еще и более высокую контрастность (2000:1), во многом определяющую качество изображения, и мощную систему обработки видеосигнала, базирующуюся на процессоре DCDi фирмы Faroudja, который, как правило, используется в существенно более дорогих аппаратах.
Гарантирует ли это высокое качество видео? Необязательно, но авторы уже опубликованных в Сети обзоров, подготовленных по результатам тестирования (на американском рынке модель появилась полгода назад), заявляют, что X1 в своем ценовом диапазоне является одним из лучших аппаратов для демонстрации видео. Стоит ли удивляться тому, что “Русский Стиль” делает серьезную ставку на новый продукт, отдавая ему предпочтение при сравнении с другой аналогичной по цене новинкой - аппаратом Z1 фирмы Sanyo (см. PC Week/RE, N 8/2003, c. 20).
Хотя Z1 позиционируется несколько иначе (в первую очередь для использования в составе домашних кинотеатров и во вторую - для мобильных презентаций), подобное сравнение вполне уместно, однако выводы из него, на мой взгляд, не столь однозначны. Предположим, проектор приобретается главным образом для проведения компьютерных презентаций и лишь эпизодически (например, в выходные дни) будет использоваться для видеопросмотров. Очевидно, в этом случае преимущество имеет X1, поскольку на физическом уровне поддерживает стандартное для компьютеров разрешение 800x600 пикселов и обладает несколько более высокой яркостью (у Z1 она не превышает 700 ANSI-лм). Кроме того, в отличие от Z1 в нем предусмотрены встроенный динамик на 2,5 Вт и не часто используемый в мобильных презентациях, но иногда полезный выход на внешний монитор, а срок службы лампы составляет 3000 ч. Sanyo не оговаривает эту характеристику для своего продукта, но можно ожидать, что при эксплуатации Z1 в режиме максимальной яркости она не превосходит 2000 ч.
Не исключена и обратная ситуация, когда проектор лишь изредка используется для деловых целей, а большую часть времени служит составной частью развлекательного центра. При таком подходе многое меняется. В частности, X1 теряет свое преимущество в яркости. Хотя производитель не указывает на это прямо, как следует из обзора, опубликованного на специализированном сайте www.projectocentral.com, в режиме демонстрации видео в X1 не используется прозрачный сегмент вращающегося цветового фильтра, обеспечивающего поочередное воспроизведение на экране RGB-составляющих видеоизображения. В результате цвета получаются насыщенными, но суммарный световой поток уменьшается примерно вдвое (до 500 ANSI-лм). Даже очень незначительная внешняя засветка проекционного экрана нивелирует и разницу в обеспечиваемой проекторами контрастности изображения, неизбежно падающей в разы. При этом Z1, снабженный LCD-матрицами с разрешением 964x544 пиксела, по крайней мере на первый взгляд лучше приспособлен для воспроизведения кадров формата 16:9 и абсолютно исключает проявление так называемого эффекта радуги, который, правда, наблюдают, по некоторым оценкам, не более 1% пользователей (подозреваю, однако, что эта оценка занижена или меняется, например, в зависимости от широты местности или климатических условий). Есть у Z1 и еще одно важное для домашних условий достоинство: благодаря функции смещения объектива по вертикали и горизонтали этот проектор можно установить с отклонением от оптической оси экрана, не прибегая к цифровой корректировке трапецеидальных искажений, ведущей к снижению числа отображаемых на экране пикселов и требующей соответствующего преобразования входного сигнала.
Вывод из вышесказанного очевиден - единой рекомендации для всех пользователей дать нельзя. Каждому придется выбирать самостоятельно, и лучше это сделать очно в специализированном салоне. Ясно, однако, что появление на рынке недорогого DLP-проектора заставит и других производителей пересмотреть цены на свои близкие по функциональным возможностям продукты, так что нужно быть готовым к тому, что проблема выбора в скором времени еще более усложнится.