Эволюция концепции ERP
Концепция ERP (Enterprise Resource Planning) разработана компанией Gartner Group в 90-х годах. За прошедшее время она стала настолько распространенной, что аббревиатурой ERP теперь обозначают целый сегмент рынка программного обеспечения. Однако жизнь не стоит на месте, и поэтому некоторое время назад Gartner Group предложила новый вариант данной концепции - ERP II. В нем нашли отражение современные тенденции развития технологий ведения бизнеса и инновации в области ПО. Как же происходила эволюция ERP?
Концепция ERP фокусируется в основном на планировании ресурсов, тщательном управлении запасами и обеспечении прозрачности производственных процессов. После того как ERP-системами стали пользоваться не только промышленные предприятия, но и компании самого разного профиля, а функциональность этих систем была существенно дополнена, например модулями для управления персоналом, проектами и пр., стали говорить о расширенной ERP. Со временем все больше компаний обзаводилось ERP-системами и их применение перестало создавать дополнительные конкурентные преимущества. Неудивительно, что предприятия начали присматриваться к таким приложениям, как SCM (управление цепочками поставок), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), и с недавнего времени к инструментам для ведения электронного бизнеса. Совокупность всех этих средств, объединенных под флагом enterprise application suite (набор корпоративных приложений), представляет собой некий универсальный комплект функций, удовлетворяющий нужды всех категорий потребителей. Сегодня ERP-системы достигли в своем развитии насыщения с точки зрения функциональности. Ее в продуктах уже гораздо больше, чем используется клиентами на практике.
Поэтому, согласно концепции ERP II, дальнейшее развитие прикладных систем для управления бизнесом пойдет по следующим направлениям. Во-первых, основное внимание будет уделяться не расширению, а углублению имеющейся функциональности, т. е. поддержке как можно большего набора вариантов выполнения типовых бизнес-задач. Во-вторых, существенно упростится создание специализированных отраслевых решений, теснейшим образом интегрированных с базовой ERP-функциональностью. И в-третьих, все большую роль будут играть средства для управления межкорпоративными бизнес-процессами.
Отметим, что все три направления развития должны рассматриваться в комплексе и продвижение в каждом из них само по себе еще не гарантирует принадлежности системы к классу ERP II.
Эволюция систем автоматизации не могла не отразиться и на технологиях ведения бизнеса. В поисках конкурентных преимуществ и стремлении обеспечить более высокий уровень сервиса лидеры рынка тщательно анализируют потенциальные возможности всех новейших решений и технологий. Еще недавно онлайновая торговля считалась диковинкой, а уже сегодня, по мнению Gartner Group, этап использования Интернета исключительно в целях электронной коммерции, т. е. преимущественно для размещения электронных каталогов продукции, приема заказов и их оплаты, можно считать пройденным.
Период с 2000 по 2005 гг. Gartner связывает с первой волной collaborative commerce - совместной коммерции, совместного бизнеса. Она характеризуется налаживанием интерактивного взаимодействия компаний с их постоянными партнерами через Интернет. Такое взаимодействие подразумевает предоставление внешним пользователям гораздо большего доступа к корпоративной информации и поэтому должно основываеться на принципах гарантии безопасности и доверия к партнеру, а также на согласованных правилах работы.
2005-2007 гг. будут временем второй волны collaborative commerce, основанной на еще большей открытости ERP-систем. Предполагается, что ведущие производители реализуют интерфейсы между своими системами, появятся новые торговые площадки и сформируется новая инфраструктура для ведения бизнеса (например, на основе деловых Web-сервисов в архитектуре .Net). Ясно, что в отличие от первой волны в данном случае речь идет о взаимодействиях “многие - ко многим”, т. е. предприятия будут сотрудничать не только с постоянными партнерами, но и со всеми членами бизнес-сообщества.
В апреле на российский рынок выпущена очередная локализованная версия системы Microsoft Business Solutions - Axapta 3.0. Появившиеся в ней функциональные и технологические инновации позволяют отнести систему к классу ERP II.
Отраслевые решения
Большинство поставщиков ERP-систем в последнее время все активнее стремятся удовлетворять специфические потребности предприятий тех или иных отраслей, используя при этом различные стратегии развития своих вертикальных решений. Действительно, почему бы сервисной компании не иметь в своей корпоративной системе функции развитого биллинга? Более того, пользователи вправе ожидать, что требуемое специализированное решение будет прозрачно, “бесшовно” интегрировано с базовыми модулями, желательно в рамках единого приложения.
Следует отметить, что создание отраслевых решений на основе ERP-системы возможно только при наличии у нее встроенных средств разработки и инструментов для интеграции с другими приложениями. В этом смысле Axapta и раньше была мощной технологической платформой: ее модули поставляются с открытым исходным кодом, в нее входит интегрированная среда разработки (Morph X) и собственный объектно-ориентированный язык программирования (X++), оптимизированный для написания бизнес-приложений. С помощью указанных инструментов можно как модифицировать существующую бизнес-логику, так и строить новые функции.
За время трехлетнего присутствия Axapta на российском рынке местные разработчики предложили целый ряд отраслевых решений, которые все активнее используются самыми разными отечественными предприятиями: автодилерами, распределительными центрами, торговыми холдингами, нефтеперерабатывающими комплексами, розничными сетями и т. д.
В Axapta 3.0 получили дальнейшее развитие средства администрирования и разработки (в том числе и для Web). Реализован контроль доступа к данным на уровне записей, дополнен синтаксис языка X++, расширен набор готовых компонентов для Web-разработки и пр.
Кроме этого партнерам, создающим вертикальные решения, предлагается специальная программа лицензирования, защищающая их от любых проблем несанкционированного распространения. В ее рамках они, выполнив ряд формальных условий, получают от Microsoft Business Solutions лицензионный ключ и право на продажу своего решения совместно с базовыми модулями Axapta.
Корпоративный портал
Сегодня бизнес-процессы, как правило, выходят за рамки отдельной компании. Цепочки поставок затрагивают значительное количество партнеров, которые вносят свой вклад в производство и дистрибуцию конечной продукции. Очевидно, что для повышения эффективности работы и снижения затрат вовлеченные в цепочку компании должны существенно интенсифицировать информационный обмен друг с другом. К примеру, доступ партнеров к сведениям о гарантийных ремонтах позволяет им целенаправленно повышать качество своих комплектующих.
Таким образом, современному предприятию необходимо автоматизировать и интегрировать уже не только внутренние, но и межкорпоративные бизнес-процессы, т. е. те, что связывают его с конкретным партнером либо с целым рядом поставщиков, объединенных для решения некоторой задачи. Предназначенным для этого инструментам в последнее время уделяется все большее внимание, а одними из наиболее популярных и востребованных стали корпоративные информационные порталы.
Функциональный контур “Корпоративный портал”, впервые появившийся в Axapta 3.0, - это комплексное Web-приложение, которое предоставляет персоналу компании, ее клиентам и поставщикам доступ к корпоративной информации, а также различные сервисы для ее обработки. В первую очередь указанный портал ориентирован на использование информации из системы Axapta, но допускается и интеграция данных из других источников, если, конечно, они достаточно открыты для этого. В качестве примеров такой интеграции в стандартной поставке имеется набор компонентов для отображения информации из Microsoft Outlook, Navision (Attain), а также с сайтов с онлайновыми биржевыми котировками и прогнозами погоды.
Портал в Axapta администрируется на основе ролей, поэтому каждый пользователь имеет доступ только к той информации и тем функциям ERP-системы, которые нужны в работе именно ему. Помимо выполнения специфических задач, определяемых его ролевой принадлежностью, он может обращаться и к таким стандартным для порталов сервисам, как поиск, просмотр и публикация информации, участие в опросах и дискуссионных форумах.
Безусловно, портал полезен не только для внешних пользователей. В последнее время отмечается тенденция роста числа сотрудников, подключаемых к корпоративным системам. По прогнозам IDC, к 2008 г. их доля достигнет 75%, а в сфере услуг - и 100%. “Корпоративный портал” в силу своей архитектуры существенно упрощает подключение дополнительных сотрудников. Кроме того, с его помощью успешно преодолевается зависимость сотрудников от их местоположения: свои задачи они могут решать в любой точке земного шара, где есть доступ в Интернет. Значительно снижаются и затраты на администрирование, поскольку для организации клиентского рабочего места достаточно установить стандартный Web-браузер.
Движение вглубь
Концепция ERP II предполагает развитие базовой ERP-функциональности не вширь, а вглубь, путем совершенствования существующих модулей. В Axapta от версии к версии появляются все новые дополнительные возможности в финансовом, логистическом и производственном контурах.
Так, теперь в системе реализовано ведение раздельного учета по разным юридическим лицам в рамках одного приложения с общей базой данных. Для группировки информации по каждому юридическому лицу используется атрибут “компания”. Если в предыдущих версиях внутренние взаиморасчеты затрагивали только финансовый контур системы, то в новой они распространены и на логистический контур. Это позволяет нескольким дочерним компаниям или центрам дистрибуции вести товарообмен в рамках единой инсталляции системы Axapta. Внутренние заказы или закупки обрабатываются автоматически, а руководство компании получает более полную картину товародвижения между дочерними компаниями и может эффективно его контролировать.
Другой пример - расчеты векселями. Векселя весьма часто применяются для расчетов с контрагентами компании. Эта практика характерна не только для России, но и для многих стран Западной Европы. Вот почему в новой версии реализована возможность проведения подобных расчетов. По любой дебиторской или кредиторской задолженности можно оформить вексель и в дальнейшем отследить его полный жизненный цикл: акцепт, предъявление к оплате, собственно оплату, опротестование и перевыписку.
Для управления запасами Axapta 3.0 предлагает два метода формирования сводных планов - статический и динамический. Под сводным планированием в Axapta понимается расчет закупок сырья и материалов, а также объемов производства, необходимых для удовлетворения поступивших заказов и поддержания требуемых уровней складских запасов. Понятно, что при интенсивных товарных потоках расчет потребностей сопряжен с существенными временными затратами. Как правило, реализуется еженедельный пересчет сводных планов в выходные дни. Если статический сводный план каждый раз пересчитывается с нуля на основании всех исходных данных, то при динамическом планировании можно оперативно обновлять ранее рассчитанные данные, учитывая при пересчете только те заказы и закупки, которые претерпели изменения с момента завершения последней сессии планирования. Иными словами, динамический сводный план, наиболее точно отражающий текущие потребности, может обновляться ежедневно.
Автор является менеджером продукта Axapta в компании Microsoft Business Solutions. С ним можно связаться по e-mail: vegorov@microsoft.com.