IBM намерена усилить свои позиции на российском рынке SMB
Через месяц после обнародования корпорацией IBM на конференции Partner World 2003 своей новой стратегии работы с предприятиями малого и среднего бизнеса IBM Small and Medium Business Advantage (см. PC Week/RE, N 10/2002, с. 10) московское представительство IBM EE/A (www.ibm.ru) провело круглый стол, посвященный данной проблематике.
Согласно исследованиям Gartner, объем мирового ИТ-рынка SMB (Small and Medium Business) превышает 300 млрд. долл., а европейского - 100 млрд. долл. Каков он в России - никому не известно, и это связано не только с отсутствием достоверной статистики и малой прозрачностью нашей экономики, но и со смутным представлением о границе, отделяющей один сегмент от другого. Так, Gartner причисляет к категории SMB компании, в которых работает до 1000 сотрудников и имеющие оборот до 100 млн. долл. Поскольку средняя эффективность отечественных предприятий существенно ниже, чем западных, к категории SMB у нас нередко можно смело причислять предприятия с десятитысячным штатом. И если уж совсем всерьез принять слова заместителя генерального директора по продажам IBM EE/A Бориса Мартынова, заявившего, что по меркам IBM и МПС следует считать предприятием среднего бизнеса, то круглый стол на этом нужно было бы закрыть.
Вопрос о том, чем отличается российский рынок SMB от западного, носит совсем не академический характер. Вряд ли без учета его локальных особенностей можно рассчитывать на успех, просто ретранслируя сюда глобальные инициативы штаб-квартиры IBM. Конечно, российским клиентам будут предложены специальные редакции Express системных программных продуктов DB2, Lotus Domino, Tivoli и WebSphere, ориентированные на рынок SMB, и соответствующие аппаратные платформы IBM. Партнеры получат возможность участвовать в программах обучения, технической и маркетинговой поддержки. Труднее будет организовать хостинг, который в США возьмет на себя мощное подразделение IBM Global Services.
Впрочем, и до объявления указанной инициативы многие российские партнеры IBM успешно разрабатывали и внедряли решения для малых и средних предприятий. Некоторые из них были представлены на круглом столе. Это, в частности, банковская система RS-Bank/400 на платформе iSeries400 (AS/400), развернутая в банке “Казначей”; учетно-управленческое приложение фирмы АИСА на платформе DB2, внедренное автодилером “Автолайт”, и система дистанционного обучения Высшей коммерческой школы, созданная на базе продуктов Lotus Sametime и Learning Space Forum.
Отдавая должное представленным решениям, следует признать, что в данном случае они были призваны просто продемонстрировать возможность построения надежных и производительных прикладных систем на платформах IBM для рынка SMB, в которой никто особенно и не сомневался. Если же IBM всерьез намерена выходить на этот рынок в России, то ей следует привлечь на свою сторону прежде всего местных производителей массовых программных продуктов (компании “1С”, “Парус”, “Галактика” и др.). А для этого нужно предложить им и их региональным партнерам привлекательные по ценам типовые программно-аппаратные конфигурации, техническую, маркетинговую и информационную поддержку.
Такой шаг потребует значительных первоначальных инвестиций. Готова ли пойти на них IBM? Как заявил г-н Мартынов, в ближайшее время IBM EE/A намерена сформулировать программу взаимодействия с российскими независимыми производителями ПО. Станет ли она настоящим прорывом на рынок SMB или прогремит “эхом далекой заокеанской грозы”, покажет ближайшее будущее.