Говоря о тенденциях развития ИТ-рынка, эксперты довольно часто показывают впечатляющую кривую (рис. 1), которая, хотя и в утрированной форме, но хорошо отражает суть происходящих на нем процессов. Однако при этом аналитики отмечают, что в нынешних кризисных условиях одним из наиболее устойчивых сегментов оказалась сфера сервиса. Например, Dataquest оценивает объем мирового рынка ИТ-услуг в минувшем году в 560 млрд. евро, что на 15 млрд. больше, чем в 2001-м, и прогнозирует его рост до 840 млрд. в 2006 г. (правда, приведенные оценки на 25-30% ниже тех, что делались этой же компанией полтора года назад). Примечательно, что крупные игроки данного сегмента рынка переживают кризисный период успешнее других. Это, в частности, подтверждается деятельностью компании Siemens Business Services (SBS, www.sbs.ru) - с опытом ее работы мне удалось познакомиться на прошлогодней и нынешней выставках CeBIT.

Пауль Штодден

Как известно, Siemens AG - это огромный многопрофильный концерн, для которого информационные технологии - лишь одно из направлений бизнеса. SBS как самостоятельная компания появилась в его составе восемь лет назад. Создана она была на основе подразделения, до этого выполнявшего функции центра обработки данных для всех структур Siemens. За 1996-2001 гг. оборот SBS увеличился с 0,5 мрлд. до 6,0 млрд. евро. В сегменте ИТ-услуг компания занимает второе место в Германии, пятое в Европе и десятое в мире. При этом сам концерн Siemens AG остался ее крупным клиентом, но на его долю в структуре доходов SBS приходится лишь 30%.

Рис. 1. Основные изменения в динамике развития ИТ-рынка

Одним из самых сложных для компании стал 2001 г.: несмотря на небольшой рост оборота по сравнению с 2000-м, ее убытки составили 259 млн. евро. Тогда это дало аналитикам повод предсказывать возможность полной ликвидации данного направления. Однако еще на CeBIT’2002 Пауль Штодден, лишь незадолго до этого назначенный на пост президента SBS, подчеркнул, что руководство концерна намерено, напротив, расширять направление ИТ-услуг, поскольку считает его стратегически очень важным, а финансовые проблемы - временными (см. PC Week/ RE, № 16-17/ 2002, c. 52).

Расчет оказался верным. Хотя в 2002 г. объем бизнеса SBS сократился почти на 200 млн. евро, компания получила 101 млн. евро прибыли (максимальную за все годы ее деятельности). Как подчеркнул руководитель компании в беседе с российскими журналистами на CeBIT’2003, во многом это было достигнуто за счет начала реализации новой стратегии бизнеса. Суть ее заключается в том, что SBS, оставаясь глобальным поставщиком ИТ-услуг (рис. 2), решила сконцентрировать свою деятельность на наиболее приоритетных направлениях.

Рис. 2. Представительства SBS работают в 44 странах (красный цвет - собственные

подразделения, синий - в составе офисов Siemens AG)

Географически деятельность компании отныне сфокусирована главным образом на Европе и Северной Америке, на которые приходятся соответственно 87% (50% - доля Германии) и 9% бизнеса фирмы. В других регионах свое присутствие SBS планирует осуществлять через партнерскую сеть. Приоритет будет отдан наиболее прибыльным и быстро окупаемым проектам, хотя, возможно, и не очень масштабным. По-прежнему самыми значимыми потребителями продукции компании остаются представители промышленности и финансового сектора, но особое внимание в последнее время уделяется работе с государственными структурами. На CeBIT’2003 был показан целый ряд проектов категории E-government (реализованных в разных странах), многие из этих проектов базируются на технологиях смарт-карт.

Услуги SBS представлены во всех основных сегментах сервисного рынка, в их числе: Solution Business (консультирование, проектирование и внедрение бизнес-систем, системная интеграция), Operation Related Services (аутсорсинг в области хостинга вычислительных ресурсов, локальных сетей, центров обработки вызовов) *1 и Product Related Services (установка и техническая поддержка аппаратного и программного обеспечения, обслуживание инфраструктуры). Доли указанных направлений в общем объеме бизнеса компании составляют соответственно 32, 46 и 22%.

_____

*1. В ходе поездки на CeBIT компания SBS организовала визит российских журналистов в свой крупнейший вычислительный центр, расположенный в Мюнхене. Мы планируем подробнее рассказать о его работе в одном из ближайших номеров нашего еженедельника.

Традиционными видами деятельности SBS являются внедрение и поддержка технологий SAP (в SBS работает более 2600 SAP-консультантов). На CeBIT’2003 была развернута специальная экспозиция, демонстрировавшая совместные достижения этих двух компаний, причем не только в области ERP-решений, но и в интеграции систем, создании корпоративных порталов и решений по управлению знаниями. Нужно отметить, что успеху подобных проектов во многом способствует опыт, полученный SBS в ходе автоматизации внутренних подразделений Siemens. Например, организовать широкое взаимодействие с российскими электротехническими гигантами специалисты московского офиса фирмы смогли в значительной степени благодаря наличию опыта реализации аналогичных проектов на предприятиях Siemens AG.

Есть у SBS и другой стратегический партнер - Microsoft. Однако это сотрудничество пока распространяется в основном на сферу общесистемных (управление вычислительными ресурсами, миграция приложений и пр.), а не прикладных решений. На мой вопрос, не собирается ли SBS заняться проектами на базе технологий Microsoft Business Solutions, представители компании дали уклончивый ответ: “Нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация в течение двух-трех лет”. В то же время компания не намерена ограничиваться сферой традиционных ERP-решений и собирается начать, в частности, более активное продвижение проектов в области управления документами, взаимодействуя с ведущими поставщиками таких систем.

Говоря о перспективах бизнеса SBS в России, Пауль Штодден сказал: “Россия - европейское государство. Заявленное нами желание расширить свое присутствие в Европе подразумевает среди прочего и активизацию деятельности в вашей стране. Мы довольны ходом реализации наших планов в России”.

Версия для печати