Онлайновый журнал OLAP Report (www.olapreport.com), издаваемый компанией Optima Media Group, опубликовал предварительные данные о мировом рынке продуктов и услуг, связанных с OLAP (Online Analytical Processing - оперативная аналитическая обработка данных), за 2002 г.

Аналитики OLAP Report подчеркивают, что для них есть только один критерий, по которому они относят программный продукт к категории OLAP, - его соответствие тесту FASMI (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information; www.olapreport.com/fasmi.htm, www.olap.ru/basic/fasmi.asp). Причем это касается и инструментальных средств (включая OLAP-серверы и OLAP-клиенты), и приложений, разработанных на их основе (OLAP-приложения). Продукты, не соответствующие в полной мере тесту FASMI, OLAP Report не учитывает, даже если сами поставщики позиционируют их как OLAP-продукты. С другой стороны, далеко не все компании выделяют доходы от своих OLAP-продуктов из общего оборота, а многие частные фирмы вообще не афишируют свои финансовые показатели. Кроме того, рынок OLAP-продуктов не изолирован, он сильно пересекается с другими сегментами софтверного рынка, такими, как аналитические приложения, управление эффективностью (BPM), хранилища данных, управление отношениями с клиентами (CRM), информационные системы для руководителей (EIS), поддержка принятия решений, средства формирования запросов и массовой генерации отчетов и даже реляционные СУБД. Так что, когда продажи OLAP-продуктов осуществляются на этих рынках, аналитики прибегают к экспертным оценкам.

Ведущие игроки рынка OLAP

Итак, согласно OLAP Report, оборот мирового рынка OLAP, включая услуги по внедрению, составил (в долларах США): в 1996 г. около 1 млрд., в 1997-м - 1,4, немногим более 2 млрд. в 1998-м, в 1999-м - 2,5 млрд., чуть больше 3 млрд. в 2000-м, в 2001 г. - 3,3 млрд. долл. и в 2002 г. - 3,5 млрд. Рыночные позиции ведущих поставщиков приведены в таблице (зеленым цветом выделены данные, свидетельствующие об улучшении, красным - об ухудшении рыночных показателей в сравнении с предыдущим годом).

В этой таблице приводятся данные по виртуальной компании “Hyperion Solutions - общий рынок”, отражающие приблизительные доли продаж через всех реселлеров (IBM, Comshare и др.), которые продают сервер Essbase.

В прошлом году значительно возросло количество организаций, использующих OLAP-сервер Analysis Services корпорации Microsoft (по лицензии он - часть MS SQL Server, но с программно-технической точки зрения отделен от него), что и вывело ее в лидеры мирового рынка OLAP. Многие компании, по мнению аналитиков OLAP Report, покупают MS SQL Server только ради OLAP-сервера, а сам MS SQL Server (реляционную СУБД) не используют. В целом же благодаря выпуску OLAP-сервера Microsoft средние цены на мировом рынке OLAP значительно снизились, а рост (в денежном выражении) самого рынка в последние годы замедлился.

Улучшение позиций фирмы Hyperion Solutions связано с выпуском ею приложений для управления эффективностью бизнеса класса BPM (Business Performance Management). Business Objects сохранила свою долю на рынке и при этом еще и обошла компании MicroStrategy и Oracle, поскольку их показатели снизились.

Oracle c семейством продуктов Oracle Express в 90-е годы занимала вторую позицию на рынке, а в 2002-м оказалась на седьмом месте. Дело в том, что в начале октября 2000-го корпорация сообщила, что СУБД Oracle9i будет включать новое, интегрированное с нею расширение OLAP Option, которое претендовало на роль наследника Oracle Express. Это отрицательно сказалось на продажах продукта Oracle Express, не имеющего, как решили тогда многие, перспектив. Но когда летом 2001 г. СУБД Oracle9i была выпущена, выяснилось, что OLAP Option далек от совершенства, и его практически никто не использовал. Прошлым летом появилась версия СУБД Oracle9i Release 2, в которой OLAP Option доработан почти полностью, но до сих пор не вполне готовы средства разработки приложений и еще не выпущены аналоги приложений Oracle Express. Тем не менее аналитики OLAP Report полагают, что как только Oracle доведет все свои новые OLAP-продукты до рабочего состояния, она сможет восстановить утраченные позиции на рынке. Что касается Oracle Express, то обеспечивать поддержку продуктов этого семейства обещано так долго, как это будет нужно пользователям.

Российский рынок OLAP

Отечественный рынок OLAP-продуктов начал формироваться примерно в 1996 г., когда некоторые западные фирмы, прежде всего Oracle, стали продвигать свои продукты в России и странах СНГ.

Можно констатировать, что в настоящее время наиболее активны на нашем рынке компании Oracle, Microsoft и Hyperion Solutions. Однако о каких-либо количественных показателях в силу закрытости участников рынка говорить не приходится.

Безусловно, Oracle сегодня - лидер российского рынка OLAP: сотни организаций используют ее OLAP-продукты, и в этом большая заслуга местных партнеров корпорации, создавших десятки тиражируемых и заказных приложений для банков, телекоммуникационных компаний, предприятий энергетики, правительственных учреждений и т. д. В частности, фирма “Борлас” реализует на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК), по-видимому, крупнейший в России проект по разработке и внедрению аналитических витрин данных на базе Oracle Express, пользователями которых по завершении проекта станут более 800 сотрудников ММК.

Финансово-аналитические приложения представляют, пожалуй, наиболее развитый сектор российского рынка OLAP. Помимо Oracle и ее партнеров в нем активно работает основной партнер корпорации Hyperion Solutions в России и странах СНГ компания ЛАНИТ, продвигающая приложения Hyperion (а также ее OLAP-инструменты) и собственные решения; сюда же можно отнести Brio Technology, Comshare и еще целый ряд западных и российских фирм. Кроме того, финансово-аналитические OLAP-приложения входят в состав ERP-систем SAP AG, Oracle, Microsoft, “Паруса”, “Галактики” и т. д.

Есть основания полагать, что на российском рынке OLAP Microsoft заняла заметное место (а по числу пользователей, возможно, и первое). Тем не менее некоторые партнеры Microsoft считают, что корпорация, обладающая огромными ресурсами, ведет себя недостаточно активно: фирмам, разрабатывающим аналитические приложения на платформе Microsoft, приходится самим заниматься продвижением приложений и ее продуктов на российском рынке, борясь с Oracle и Hyperion Solutions, которые проводят тематические семинары и рекламируют решения своих партнеров. А ведь при этом нельзя забывать еще и о том, что в силу прочно укоренившихся у нас предрассудков крупные и даже средние компании до сих настороженно относятся к решениям Microsoft, считая их слишком “легкими”.

Стоит отметить успешную деятельность в этом сегменте рынка московской фирмы Intersoft Lab, которая предлагает и оригинальные OLAP-инструменты (аналитическую платформу “Контур”), и OLAP-приложения на их основе, в том числе и для системы “1С:Предприятие”. OLAP-компонент “Контур” этой фирмы успешно продается на мировом рынке через крупнейшие Интернет-магазины (www.componentsource и др.) и является одним из лидеров в своей категории.

Большинство основных поставщиков OLAP-продуктов представлено в нашей стране. В ряде фирм, являющихся системными интеграторами, таких, как “Борлас”, ЛАНИТ, IBS и др., действуют специализированные подразделения по разработке, распространению и внедрению аналитических приложений для крупных и средних предприятий и организаций. OLAP уже несколько лет не диковинка для наших специалистов, по нему опубликовано немало информации в российских изданиях и Рунете, есть специализированные сайты, выходят книги. В целом можно определить развитие отечественного рынка OLAP как вполне успешное.

Версия для печати