Бёрд Киви. Книга о странном. М.: Бестселлер, 2003. - 208 с.
Эта книга не о компьютерах, а скорее о миропонимании, что к высоким технологиям, разумеется, имеет непосредственное отношение. История ее такова. В 1998 г. сначала на сайте “Компьютерры”, а потом и на ее страницах появилась еженедельная колонка “Кивино гнездо”, в которой автор от имени виртуального персонажа Бёрда Киви комментировал неординарные события в области высоких технологий, науки, защиты информации и деятельности спецслужб. В подаренной мне автором книге собраны наиболее интересные, с его точки зрения, онлайновые публикации, касающиеся поиска внеземных цивилизаций, в том числе проекта SETI (www.seti.org) и его необычных побочных результатов, различных новых гипотез строения Вселенной, неординарных ученых нашего времени, таких, как Роджер Пенроуз, Фред Хойл, Давид Бом, Рашид Файзуллин, Евгений Подклетнов и др.
Сразу могу сказать, что книгу стоит прочесть. По стилю ее скорее всего можно отнести к почти исчезнувшему за последнее десятилетие жанру научно-популярной литературы. Мои замечания относятся только к некоторым принципиальным моментам, в которых я не согласен с позицией автора.
Начнем с приведенной им оценки логики Аристотеля, данной Бертраном Расселом, считавшим, что в философии Аристотеля не только полностью ложны доктрины логики, но и вообще в свете современной науки любая идея из его исключительно влиятельных книг “Физика” и “О небе” не может считаться верной. Не буду говорить об упомянутых книгах, но заявления о ложности логики Аристотеля совершенно неправомочны. Аристотель пользовался троичной логикой, и благодаря этому у него не было логически неразрешимых задач. Более того, выбранный им набор логических операций (а в троичной логике их может быть много тысяч) совершенно адекватен нашей физической реальности. Удивительно другое: насколько мало математиков в мире были способны понять гениальность Аристотеля. Один из них - автор “Алисы в стране чудес” Льюис Кэрролл. Кстати, из бесед с Н. П. Брусенцовым, создателем троичной машины “Сетунь”, прочитавшим труды Аристотеля по логике в подлиннике, я с интересом узнал, что они были из-за непонимания существа дела переведены на русский с грубыми ошибками. Вопрос о правоте Аристотеля далеко не схоластический - от этого зависит, например, как учить школьников математике. Есть серьезное опасение, что нынешние учебники для этой цели не очень годятся.
Думаю, что многим будут интересны главы, посвященные малоизвестным страницам истории вычислительных машин для криптографии, в первую очередь английских Colossus (1943 г.) и Colossus II, в создании которых принимал участие Алан Тьюринг. В конце войны у Великобритании было уже 10 машин подобного класса. Автор рассказывает также о машине, созданной для расшифровки советских шифров под конец войны в Германии, и о криптографической машине Bomba, разработанной поляками в 1930-х годах для вскрытия германского шифратора Enigma. (Слово “bomba” в польском языке часто используется в значении “супер, нечто выдающееся”. Поэтому “bomba” польский парень может сказать, восхищаясь красивой девушкой. Российская подружка на такой эпитет скорее всего обидится.) В Colossus был учтен опыт именно этой малоизвестной разработки.
Интересно, что подобными работами в СССР, по всей вероятности, занимался и будущий главный конструктор ЭВМ “Стрела” Ю. Я. Базилевский (см. “Галерею славы” в www.computer-museum.ru). В некоторых воспоминаниях о нем говорится, что до прихода в СКБ-245 в 1950 г. он работал над релейным компьютером. О самой машине весьма красноречиво умалчивается, и, вообще говоря, неизвестно, была ли она в конце концов сделана. Однако известно, что в 1949 г. Базилевский получил Сталинскую премию второй степени. А просто так эти премии, выплачиваемые из личных средств И. В. Сталина, не давали. Легенда, что Юрий Яковлевич разрабатывал в это время весы для сельского хозяйства, малоубедительна.
История с упомянутой релейной машиной на самом деле еще загадочнее. Информация из Швейцарии, куда Цузе пытался пристроить свою Z-4, могла попасть в СССР только в 1947-1948 гг. Следует учесть, что промышленные компьютеры Цузе использовались на немецких авиационных заводах для расчета крыла радиоуправляемых авиабомб. Поэтому можно предположить, что в руки одной из групп, занимавшихся анализом трофейных технических новинок, попала захваченная в Берлине одна из машин Конрада Цузе или ее фрагменты. Очень красочное описание того, как работали такие группы и как силами трех стрелковых дивизий с одного из берлинских авиационных заводов, отходившего в американскую зону оккупации, за три дня было вывезено все оборудование, можно найти в первом томе интереснейших воспоминаний Б. Е. Чертока “Люди и ракеты” (М.: Машиностроение, 1999). Если это предположение верно, тогда отдельные факты укладываются в более-менее логичную схему.
Сейчас у всех работающих - острая нехватка времени. Из-за этого круг чтения, к сожалению, сужается, и всякий раз приходится думать, стоит ли тратить время на ту или иную книгу. В данном случае, полагаю, вам жалеть не придется. Нужно отметить еще одну полезную сторону такой литературы: со временем у каждого человека формируется своя модель мира, свои стереотипы. Почти все, что не подпадает под них, отметается. Но чтобы сохранить свежесть мышления, нужно стараться периодически эти стереотипы ломать или осознавать границы их действия. И в этом также может в какой-то степени помочь “Книга о странном”.