СТРАТЕГИИ

Популярность беспроводных сетей 802.11 стремительно растет, и многие страны активно развивают инфраструктуру общедоступного беспроводного доступа. По данным Dataquest, число зон (точек) беспроводного публичного доступа, называемых хот-спотами, в Европе увеличится с 73 в 2001 г. до 34 840 в 2007-м. Наиболее быстрый рост числа точек доступа - до 12 250 к 2007 г. - прогнозируется в Европе в жилых микрорайонах. При этом количество регулярных пользователей WLAN в Старом Свете вырастет со 154 тыс. в 2002 г. до 11 млн. в 2007-м, а основным средством доступа к WLAN останется мобильный ПК. По данным бюллетеня Analysys (www.analysys.com), сегодня 66% пользователей применяют для этого именно ноутбуки.

Gartner Dataquest предсказывает, что мировой рынок услуг беспроводного доступа к концу 2003 г. составит 2,8 млрд. долл. А главный директор IDC по аналитике Джон Гантц считает, что особенно показательным будет рост инвестиций в сферу WLAN со стороны субъектов развивающихся рынков (IDC’s sixth annual Predictions telebriefing, Dec 2002).

Сегодня в России 12 операторов уже предоставляют услуги передачи данных по беспроводным сетям стандартов 802.11, некоторые из них просчитывают собственные программы развития точек беспроводного публичного доступа.

Российский провайдер услуг беспроводного сетевого доступа ArtCommunications (www.artcoms.ru) сообщил о своих планах по развертыванию зон публичного беспроводного доступа (Hot Spots) в местах концентрации бизнес-пользователей. Эта компания предоставляет в Москве и ближнем Подмосковье телекоммуникационные услуги на базе собственной беспроводной широкополосной сети передачи данных, работающей в диапазонах частот 2,4 и 5,2 ГГц по стандартам 802.11b и 802.11a. Клиенты получают Интернет-доступ со скоростями от 64 кбит/с до 5 Мбит/с.

Генеральный директор ArtCommunications Александр Охотников полагает, что сложился ощутимый спрос на услуги беспроводного доступа в Интернет в столичных гостиницах, аэропортах, кафе, ресторанах. Компания планирует развернуть сеть точек беспроводного публичного доступа в Интернет на базе технологии 802.11 и тем самым сформировать устойчивый спрос на Wi-Fi. Компания наметила ряд пунктов развертывания хот-спотов в Москве: они будут созданы в 30 ресторанах и кафе и 17 гостиницах, пансионатах и клубах.

“Новые мобильные компьютеры, базирующиеся на технологии Intel Centrino для мобильных ПК, будут в условиях растущего спроса на услуги беспроводного доступа обязательно востребованы потребителями”, - уверен г-н Охотников. Он также надеется получить дополнительные преимущества для своего бизнеса, выступая единым фронтом с Intel - поставщиком основных компонентов для беспроводной инфраструктуры. Эта корпорация, в свою очередь, поддерживает все формы строительства общедоступной беспроводной инфраструктуры и, в частности, усилия российских провайдеров, развивающих собственные программы. Генеральный директор Intel в СНГ Алексей Наволокин сообщил, что Intel готова участвовать в совместных маркетинговых программах.

Несмотря на то что парк ноутбуков в России пока существенно меньше, чем в западных странах, его среднегодовые темпы роста в период 2003-2007 гг. могут составить 35%. Благодаря новым беспроводным технологиям наша страна имеет шанс стать на один уровень с наиболее развитыми государствами мира. Предпосылкой для такого скачка является тот факт, что Россия мало инвестировала в проводную инфраструктуру и ничто не мешает ей сразу начать внедрение современных беспроводных сетей.

“Перспективы развертывания беспроводных сетей в России не хуже, а может быть, даже лучше, чем за рубежом, - утверждает генеральный управляющий бизнесом корпорации Intel в регионе EMEA Стейси Смит. - В Европе большинство офисов телефонизировано и компьютеризировано с помощью традиционных, проводных сетей. В России же, где создается много новых офисов, быстрее и дешевле будет оборудовать их беспроводными ЛВС. Особенно эффективна беспроводная связь при компьютеризации старых зданий или в условиях быстрого роста сетей. Современный бизнес однозначно голосует за беспроводной доступ в офисах”.

По мнению Александра Охотникова, интернетизация страны, заложенная в госпрограмме “Электронная Россия”, может быть выполнена во многом благодаря использованию беспроводных технологий: “Общеизвестен факт практически полного отсутствия телекоммуникационной инфраструктуры на огромной российской территории. Крупные корпоративные сети, особенно в горнодобывающей, обрабатывающей, нефтяной, газовой и энергетической отраслях, также весьма востребованы и в данный момент активно развиваются и совершенствуются. Стоимость одной такой сети не превышает сотни тысяч долларов, что сопоставимо с развертыванием беспроводной сети в городе с миллионным населением”.

Аргументы в пользу Wi-Fi выглядят весьма убедительными. Осталось немного подождать и посмотреть, согласится ли с ними так называемая реальность.