Коммерческие лицензионные модели
Продолжение. Начало см. PC Week/ RE, № 14/2003, с. 40.
Условно бесплатное ПО (shareware). Под условно бесплатным ПО понимаются программы, свободное распространение которых для ознакомления осуществляется в течение определенного времени (как правило, это срок от 15 до 30 дней) либо ограничено тем или иным числом запусков.
По окончании ознакомительного периода пользователь обязан либо купить ПО, либо прекратить работу с ним. Если программа понравилась, можно оплатить стоимость регистрации (обычно она невысока) и стать обладателем пароля или “ключа”, ввод которых превращает пробную программу в полнофункциональную. Помимо этого прошедшие регистрацию пользователи получают право на бесплатную поддержку и консультации со стороны создателей продукта, а в некоторых случаях могут рассчитывать также в дальнейшем на бесплатное обновление версии.
Условно бесплатное ПО можно получить или бесплатно, или по цене носителя, либо по цене трафика скачивания с сайта WWW или BBS. Цена регистрации этого ПО, то есть получения полнофункциональной программы и прав на ее использование, обычно не превышает $50 (максимум - $100).
В качестве примеров наиболее успешных программных продуктов этого типа можно привести: PKZip, браузер Netscape, антивирус McAfee Virus Utilities.
Перечислю и некоторые виды условно бесплатных программ, в которых исходные тексты в большинстве случаев не могут быть модифицированы без предварительного согласия автора.
Postcardware. Для того чтобы легально пользоваться такой программой, вы должны отправить автору почтовую открытку. Некоторые авторы требуют почтовых карточек на определенную тему.
Photoware. Это ПО можно копировать и использовать после отправки правообладателю своей электронной фотографии.
Nagware. Вариант условно бесплатного ПО, на пользовательском интерфейсе которого создаются визуальные помехи, исчезающие лишь после того, как вы заплатите за программу.
Adware. Эти программы прокручивают рекламу во время работы с ними. По сути, здесь применяется один из видов Интернет-маркетинга, заключающийся во встраивании в программу баннеров. При этом ПО распространяется, как правило, бесплатно, а его правообладатель получает деньги от рекламодателей. Таким образом, пользователь, желающий работать с программой, вынужден просматривать рекламу.
Demoware. Демоверсия программы, предназначенная для того, чтобы пользователь мог составить представление об интерфейсе и функциональности продукта. Как правило, такие версии больше всего похожи на записанные видеоролики (а иногда и являются ими) и не дают возможности обрабатывать данные. Чаще всего делаются демоверсии коммерческих программ.
Donationware, или в переводе на русский - “кто сколько может”. На самом деле это и есть классическая shareware-программа: никаких ограничений, расчет на честного пользователя, который заплатит, если программа ему понравится.
Homepageware. Программа предоставляется пользователям бесплатно, однако работает только при условии, что домашней страницей в браузере является Web-сайт ее производителя.
Careware. Программа предоставляется бесплатно, но не даром. Поль Лютус, предложивший концепцию careware, сам объясняет ее так: “Иногда деньги являются не самым лучшим платежным средством при совершении некоторых сделок, в частности такой, как приобретение программы на условиях careware. Вы можете использовать программу лишь при условии, что перестанете жаловаться на трудности и свою жизнь:) Но справедливости ради надо сказать, что если вы не выполните этого условия, никто не постучит в вашу дверь ночью”.
Особенности коммерческого лицензирования. Коммерческое ПО изначально создается для последующей продажи, т. е. с целью извлечения прибыли, выгоды, и распространяется обычно без исходного кода. Это означает, что оно доходит до пользователей в двоичном формате, не допускающем возможности модификации программы. Полностью коммерческое ПО является основным объектом лицензионных соглашений, различных по своим условиям, но все же имеющих ряд общих характеристик.
Для серверных продуктов используют главным образом две модели лицензирования: лицензирование самого сервера (серверная лицензия для установки ПО на сервер плюс клиентские лицензии на устройства, обращающиеся к службам сервера) и лицензирование процессора (процессорная лицензия для каждого процессора сервера). Персональные операционные системы, настольные приложения, игры, мультимедийные программы лицензируются в основном по принципу одна лицензия на один компьютер, а средства разработки - одна лицензия для одного физического или юридического лица.
Лицензирование ПО охватывает различные аспекты, включая вопросы интеллектуальной собственности, авторского и контрактного права, патентования, использования торговых марок, коммерческой конфиденциальной информации. Существуют тысячи лицензионных соглашений, каждое из которых имеет свою специфику, отражающую особенности конкретного программного обеспечения. Я бы выделил такие виды лицензионных соглашений:
- лицензия на рабочее место;
- лицензия для конечного пользователя;
- корпоративная лицензия;
- лицензия на использование ПО;
- OEM-лицензия;
- “коробочная” лицензия;
- “оберточная” лицензия;
- Clickwrap-лицензия.
Остановимся на них подробнее.
Лицензия на рабочее место ограничивает применение программного обеспечения одним рабочим местом с заранее определенным количеством пользователей. Идентификация числа пользователей и конкретного их места работы - дело не всегда простое. Практика все больше идет по пути признания того, что использование лицензируемого компьютера другой рабочей сменой в качестве переносного или для работы дома является законным.
Значение термина “рабочее место” варьируется в зависимости от конкретного лицензионного соглашения. На практике во многих производственных ситуациях сложно обеспечить использование рабочей станции одним сотрудником на одном рабочем месте. Существуют особенности режима работы, внутрипроектных взаимодействий, взаимозаменяемости программистов на разных этапах разработки, в отделах, среди команд разработчиков. Компьютеры могут физически меняться из-за обновления ПО, устаревания моделей, механических повреждений. Иногда из-за аварий, связанных с коммуникациями, возникает необходимость в срочной установке того или иного ПО или еще одной, резервной рабочей станции. Поэтому при выборе ПО следует внимательно изучить условия лицензирования, с тем чтобы они максимально соответствовали вашим производственным или личным потребностям.
Разновидностями лицензии на рабочее место можно считать сетевую и site-лицензию. Первая предполагает возможность развертывания ПО в локальной сети внутри компании, а вторая дает разрешение работать с компьютерной программой по месту расположения вашего офиса. Как правило, в site-лицензии оговаривается, что использовать программу можно только в том здании, в котором вы находитесь, к примеру, ваш филиал, имеющий доступ через интранет к этому ПО, юридически не вправе этого делать. Такие же ограничения могут существовать и для ваших сотрудников, работающих на условиях телекомьютинга через dial-up с домашнего компьютера. Впрочем, при покупке лицензии эти детали уточняются и при определенной доплате такие ограничения могут быть сняты.
Лицензия для конечного пользователя (EULA) предоставляет право использовать лицензионное ПО на любой рабочей станции (дома, в офисе, в поездках с ноутбуком) только конкретному физическому лицу, но никак не его родственникам, друзьям или коллегам по работе. Это наиболее распространенный вид лицензий на рынке продаж ПО. В зависимости от вида ПО разработчики предоставляют различный объем прав на его использование. В каждом случае есть свои особенности. Наиболее типичными являются следующие:
- при покупке прикладной программы (например, Microsoft Word 2000) вы имеете право установить ее только на одном компьютере, а также сделать вторую копию для себя лично на портативном компьютере. Разрешается установка и использование лишь одной копии ПО и только на одном компьютере, в качестве которого может выступать рабочая станция, терминал или любое другое цифровое электронное устройство. Иногда допускается обращение к компьютеру небольшого заранее определенного числа пользователей, которые также обязаны выполнять условия лицензии;
- приобретая операционную систему, вы получаете право установить ее только на один компьютер. При необходимости использовать одновременно с нею прикладные программы того же производителя вам нужно подтвердить, что у вас есть лицензия на ОС. Например вы не получите право использовать Microsoft Internet Explorer, если у вас нет базовой лицензии на Microsoft Windows;
- лицензии на мультимедийные программные продукты предоставляют вам право установить их с диска CD-ROM только на один компьютер;
- лицензии на использование языков программирования обычно предполагают установку копий на неограниченное количество компьютеров при условии, что никто, кроме вас, не будет прибегать к этому языку. В качестве примера можно привести Visual Basic;
- в лицензионных соглашениях на процессор необходима отдельная лицензия на каждый процессор или сервер. Обращаться к этому серверу или процессору может любое количество клиентских рабочих станций.
Корпоративная лицензия необходима для использования программного обеспечения в рамках одной компании. При наличии у фирмы такой лицензии любой ваш сотрудник имеет право работать с программой. Права, которые передаются с корпоративной лицензией, включают в себя возможность работы из дома по dial-up или через Wide Area Network. Лицензии такого вида являются наиболее дорогостоящими, поэтому их приобретают в основном крупные компании, где с одинаковыми программными продуктами работает большое количество сотрудников.
Лицензия разработчика (development license) дает право применять ПО для разработки и/или тестирования приложений, а иногда - и для их установки, развертывания, запуска и последующей поддержки приложений (deployment license).
В качестве примеров подобных лицензий можно привести следующие:
- лицензия для рабочей группы, дающая право на разработку и тестирование приложений и его компонентов команде программистов, но при этом каждый из них должен иметь индивидуальную лицензию на использование ПО;
- лицензия на конкретный проект, предоставляющая разработчикам право на получение обновлений ПО и технической поддержки. В этом случае также каждый специалист, вовлеченный в разработку и тестирование приложений, должен иметь индивидуальную лицензию.
Лицензии на установку, развертывание и запуск программ (deployment license) могут быть следующие:
- лицензия на использование ПО в формате Single-User Runtime, дающая право доступа на определенное время работы с ПО только одному пользователю;
- лицензия на использование Web-сервера позволяет получить доступ к приложению, причем только через Интернет, на определенное время при неограниченном количестве Web-браузеров;
В зависимости от способа приобретения лицензии могут быть следующими.
OEM-лицензия (original equipment manufacturer). Предусматривает приобретение ПО уже установленным вместе с компьютером или с аппаратным обеспечением, находящимся внутри него. Такие лицензии стоят гораздо дешевле коробочных версий ПО. Непременным атрибутом легального программного продукта в виде ОЕМ является сертификат подлинности (Certificate of Authenticity, COA). Как правило, он прилагается отдельно либо наклеивается на корпус ПК. Помимо этого OEM-версия продукта обычно включает: лицензионное соглашение, дистрибутив с продуктом, документацию. В некоторых случаях при покупке новых компьютеров с предустановленной ОС пользователь не получает носителя с программым продуктом, поскольку последний полностью установлен на жестком диске компьютера. Использование OEM-продукта отдельно от соответствующего аппаратного обеспечения запрещено.
“Коробочная” лицензия. Наиболее известный и наименее распространенный у нас на сегодняшний день способ приобретения лицензионного программного обеспечения - это покупка коробки с программным продуктом. Такое ПО могут приобретать как физические, так и юридические лица. В коробке должно находиться лицензионное соглашение, сертификат подлинности, регистрационная карточка, дистрибутив с программным продуктом и книга с документацией. “Коробочные” версии программ в основном подходят для тех, кому нужно не более пяти копий.
“Оберточная” лицензия. Подобная лицензия с юридической точки зрения представляет собой разновидность так называемой конклюдентной сделки, при которой лицо выражает свое желание установить правоотношение не в устной или письменной форме, а своим поведением (действиями), по которому можно судить о том, что у него есть такое намерение. Вскрытие покупателем упаковки экземпляра компьютерной программы (например, путем разрезания или разрыва прозрачной пленки упаковки) и является таким конклюдентным действием, осуществляя его, покупатель выражает свое согласие с указанными на упаковке условиями “оберточной” лицензии. В оберточных лицензиях, как правило, указывается, что пользователь имеет право установить данный экземпляр компьютерной программы только на одной рабочей станции, и отмечается недопустимость одновременной работы с ним в сети более чем одного человека. При этом оговаривается и возможность свободного (по желанию пользователя) использования результатов, полученных с помощью компьютерной программы. В случае несогласия пользователя с условиями лицензии ему предлагается немедленно возвратить нераспечатанную упаковку с соответствующей документацией продавцу.
Зарубежная практика предусматривает расположение текста лицензии на внешней стороне запечатанных в прозрачную пленку упаковок. Иногда, если полный текст лицензии занимает много места, он вкладывается внутрь запечатанной упаковки, а на ее внешнюю сторону наносится предупредительная надпись. В этом случае в обязанности продавца входит предпродажное ознакомление покупателя с содержанием лицензионного соглашения.
Clickwrap-лицензия используется поставщиками ПО при распространении его через Интернет. Онлайновый покупатель должен, до того как инсталировать программу, выразить свое согласие с условиями лицензии, щелкнув мышью на иконке “Согласен”. Clickwrap-соглашение позволяет онлайн-продавцу защитить свое ПО от нарушения авторских прав, прав на торговую марку, а также предотвратить некоторые случаи мошенничества с кредитными карточками.
Риск подвергнуться такому мошенничеству в сфере электронной коммерции и продаж с использованием Интернет-технологий существенно выше, чем при обычных оптово-розничных продажах. Поэтому наличие юридически эффективного clickwrap-соглашения на вашем Web-сайте поможет свести такой риск к минимуму. Значительную часть убытков онлайновые продавцы несут от уплаты комиссионных вознаграждений кредитным учреждениям, обслуживающим карточные системы. При наличии clickwrap-соглашений онлайновые продавцы имеют возможность возместить эти расходы, используя юридические процедуры. Кроме того, в тексте таких соглашений есть запись, предупреждающая потенциального покупателя о том, что нажатие иконки “Согласен” влечет наступление юридического акцепта сделки, то есть необходимость исполнения платежных обязательств на условиях данного соглашения.
Как правило, в clickwrap-лицензиях предусматриваются следующие обязательства покупателя:
- оплатить расходы по переводу денежных средств, если банк -эмитент кредитной карточки по какой-либо причине откажется возмещать такие расходы;
- предоставить о себе полные и точные данные (имя, адрес, телефонный номер и т. д.), чтобы продавец мог проверить законность проводимой транзакции;
- осуществлять любые действия, связанные с условиями лицензии в соответствии с законодательством страны своего местонахождения.
Кроме того, покупатель должен гарантировать, что он (она) достиг возраста 18 лет, что автоматически влечет возможность привлечения его к ответственности.
Несложно понять, почему данные условия являются существенными для clickwrap-лицензий. В соответствии с этими условиями заявление покупателя о том, что “моя карточка была украдена”, “я никогда не получал посылку” или даже “я это не заказывал” не могут служить аргументом для отказа от оплаты продукта. Во избежание конфликтных ситуаций очень важно тщательно проверять информацию, предоставляемую владельцем кредитной карточки. Онлайновый продавец вправе потребовать, чтобы фактический адрес получателя товара совпадал с адресом, указанным в кредитке. При этом одним из условий доставки может быть обязательство покупателя собственноручно расписаться в квитанции за получение заказа.
(Окончание следует)