Говоря о том, что органы государственного управления не должны заниматься бизнесом, мы рискуем попасть в двусмысленное положение, забывая о первоначальном значении слова “бизнес”, а ведь это просто - дело. По-видимому, такими же соображениями руководствовались и организаторы 3-й международной конференции “Электронный бизнес в России”, прошедшей в рамках выставки Комтек: добрая половина докладов на ней была посвящена федеральной целевой программе “Электронная Россия”, реализации концепции электронного правительства, порталов госучреждений и систем электронных госзакупок.
С точки зрения менеджмента у электронного бизнеса в традиционном понимании и у той его части, что связана с управлением государством, есть много общего. Об этом упомянул в своем сообщении директор проекта центра компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России Владимир Дрожжинов, который, в частности, обратил внимание на смысловую близость таких понятий, как бизнес-процессы и административные регламенты.
По своей тематике доклады варьировались в широчайших пределах - от сугубо академических, ставящих под сомнение даже существующие определения электронного бизнеса, до крайне прагматичных, призванных представить во всей красе ту или иную компанию либо созданное ею решение. Среди последних отметим реализацию финансовой корпорацией “НИКойл” сервиса “Электронный аккредитив”, о котором рассказал руководитель ее отделения электронной коммерции и электронного офиса Александр Евтюшкин. Участники электронной сделки, обычно никак не застрахованные от поставок низкокачественной продукции или нарушения условий ее доставки, в “лице” данного сервиса получают надежного независимого посредника. Денежные средства покупателя резервируются до момента отгрузки товара и не могут быть им использованы по другому назначению. Оплата же поставщику производится только после того, как клиент получит заказанную продукцию. Оператором системы “Электронный аккредитив” является входящая в состав “НИКойла” фирма “НИКойл-Эскроу”.
В тех случаях, когда предметом продажи становится информация, ждите проблем с нарушением авторских прав. Как рассказала заместитель директора Ассоциации распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ) Ольга Ринк, пиратские сайты не только подрывают бизнес поставщиков, но и - в силу своей полной безответственности - заметно повышают риск манипулирования рынком ценных бумаг. Поскольку надежды на правоохранительную систему оправдываются далеко не всегда, при участии АРФЭИ принят “Кодекс поведения на рынке финансовой информации”. Вопрос - подпишут ли его пираты?
Рабочая сила - тоже товар, а в ее подготовке и продаже все чаще применяются электронные технологии. Вероятно, этим объясняется широкое представительство на конференции учебных и сертифицирующих центров [“Микроинформ”, ЛАНИТ, (ISC)2, “Специалист”] и рекрутинговых агентств (“Адекко”, “Аккорд Групп”). Остается надеяться, что со временем благодаря подобным конференциям любой бизнес будет заведомо электронным, а само это слово уйдет из названия данного форума как не несущее дополнительной информации.