Часть 3. Основные условия коммерческих лицензий на программное обеспечение
Окончание. Начало см. в PC Week/RE, № 14/2003, с. 40 и № 15/2003, с. 24.
Давайте рассмотрим ключевые права, которые предоставляются покупателям-лицензиатам.
Право пользования. Коммерческие лицензии предусматривают ряд ограничений на использование ПО физическими или юридическими лицами. В частности, для каждой рабочей станции, как правило, необходимо иметь отдельную легальную копию ПО. Подобные ограничения могут быть установлены как для определенного количества пользователей, так и на количество пользователей, которые могут одновременно работать с лицензионным ПО.
Право копирования. Распространение среди конечных пользователей исходных кодов в двоичном формате “для продажи” снимает необходимость постоянного контроля за возможными нарушениями авторских прав. Закрытые исходные тексты не позволяют конкурентам строить бизнес на инвестициях первоначальных создателей программ.
Фактически все коммерческие лицензии запрещают пользователям копирование программ, за исключением случаев, когда требуется сделать одну архивную или резервную копию.
Право на модификацию. Несмотря на то что доктрина “справедливого использования” дает пользователям довольно широкие права на модификацию первоначальных программ, коммерческие лицензии таких прав не предусматривают. Как правило, пользователям не разрешается исправлять, модифицировать, совершенствовать лицензионное ПО без участия его разработчика.
Право на распространение. В большинстве случаев по умолчанию пользователю некоммерческой лицензионной программы передается так называемое право”первой продажи”. Коммерческие же лицензии обычно запрещают любое последующее распространение или перепродажу ПО. Правда, на практике это право довольно сложно проконтролировать, когда дело касается физических лиц.
Обобщая основные права, предоставляемые в рамках лицензионных соглашений, можно сказать, что ограничительные условия коммерческих лицензий на ПО направлены в первую очередь на сохранение за его создателями их интеллектуальной собственности и на увеличение доходности от лицензионных операций. И все же доходы разработчикам приносят в основном непосредственные пользователи. А их права на работу с программами ограничены, а цены на ПО все больше подвержены влиянию монопольных его производителей. Очевидно, что увеличение числа ограничительных условий не будет способствовать росту продаж компьютерных программ. Баланс между правами производителей ПО и правами непосредственных пользователей - одна из серьезных проблем как юридического, так и экономического характера.
Далее остановлюсь на основных условиях, которые являются предметом лицензионных соглашений на коммерческое ПО.
Предконтрактные вопросы. Процесс определения возможностей лицензиара и потребностей лицензиата обычно начинается с запросов последнего - запроса на предложения (RFP) или запроса на информацию (RFI). Впрочем, началом этого процесса может быть объявление лицензиаром своих стандартных лицензионных условий использования ПО.
При большом объеме сделки покупателю предпочтительнее самому подготовить проект лицензионного соглашения и предложить взять его в дальнейшем в качестве основы. Как минимум, лицензиату следует включить в запрос на предложения те наиболее важные для него условия, которые должны быть включены в итоговый вариант лицензионного соглашения. Иногда лицензиаты начинают вести переговоры одновременно с несколькими производителями ПО, с тем чтобы в результате выбрать оптимальный вариант с точки зрения своих производственных потребностей и цены на программный продукт.
Еще до начала переговорного процесса лицензиару необходимо как можно больше узнать о специфике бизнеса лицензиата, чтобы лучше понять его нужды. А для лицензиата, в свою очередь, важно иметь информацию о финансовой стабильности лицензиара и его сегодняшнем положении на рынке, поскольку очевидно, что уход с рынка этого поставщика может повлечь негативные последствия для лицензиата.
Посредством ответов на “запрос на предложения” и в рамках переговорного процесса лицензиат получает информацию от лицензиара о характеристиках ПО, его функциональности, предполагаемой стоимости и сроках поставок. Кроме того, лицензиату следует по возможности опросить тех, кто уже реально пользовался таким ПО, чтобы понять, насколько качественен предоставляемый сервис и не повлечет ли впоследствии установка данного продукта непредвиденных дополнительных расходов. Основываясь на сведениях, собранных от таких пользователей и альтернативных поставщиков, можно делать окончательный выбор варианта ПО.
Вопросы собственности. Особое внимание лицензиат должен обратить на то, кто является собственником ПО, кому принадлежат оригинальные права на него, кто является его уполномоченным правообладателем на данной территории. Этим собственником может оказаться как физическое, так и юридическое лицо, которое будет выступать в качестве лицензиара. От него лицензиату следует получить гарантию на случай предъявления претензий со стороны третьих лиц о нарушении прав на результаты использования интеллектуальной собственности, связанных с ПО.
В дополнение к этому важно также иметь гарантию, предусматривающую возможность для лицензиата возместить свои убытки при справедливых претензиях третьих лиц в отношении интелектуальнной собственности на лицензируемое программное обеспечение. Это необходимо, поскольку такие защитные документы на интеллектуальную собственность, как патенты, во многом ограничены действием национальных юрисдикций, в то время как авторские права в соответствии с Бернской конвенцией имеют защиту на территории многих стран - участниц этого международного соглашения.
Объем лицензии. При приобретении ПО обязательно надо обратить внимание на срок действия лицензии - бессрочна она или ограничена определенным временем. Немаловажно прояснить и другие вопросы. Вы единственный, кто может ее использовать, или такое право есть и у третьих лиц? Какая лицензия вам необходима, чтобы все программисты, вовлеченные в конкретный проект, могли использовать нужное вам ПО.
Как правило, лицензиары стремятся в лицензионном соглашении явно указать на право лицензиата работать только с объектными кодами ПО. Ограничивают они его и в отношении объема использования, оговаривая такие вопросы, как возможность применения продукта только для внутренних бизнес-процессов лицензиата; географические ограничения; ограничения на количество рабочих мест или одновременных работающих пользователей; ограничения в части использования определенного оборудования с данным ПО.
Лицензиат, наоборот, должен стремиться получить максимально расширенную лицензию, ведь в дальнейшем, для того чтобы реализовать какие-либо права, четко не предусмотренные в лицензионном соглашении, он вынужден будет проводить отдельное согласование с лицензиаром и нести дополнительные расходы. Следовательно, лицензиату надо заранее учитывать свои потенциальные потребности. Например, при обсуждении объема лицензии он может оговорить возможное увеличение количества пользователей, которое не потребует еще каких-то затрат. Также заранее есть смысл предусмотреть случаи и механизм увеличения стоимости лицензии, например, в связи с расширением бизнеса лицензиата: увеличением численности сотрудников, открытием представительств в других регионах и т. д. Иногда лицензиату целесообразно получить у лицензиара исключительные права на лицензируемое ПО для предотвращения конкуренции со стороны третьих лиц как в своем регионе, так и на международном рынке. Особенно это касается ПО, разрабатываемого под заказ. Разумеется, такое условие повысит стоимость лицензии.
В любом случае, поскольку ПО, как правило, стоит немалых денег, необходимо добиваться того, чтобы получить лицензию: а) бессрочную; б) с разрешением использования ее всеми, кому это необходимо в производственных целях, включая аутсорсинговые потребности; в) с правом пользования ею в любых местах, которые задействованы в производственном процессе, в том числе дома у сотрудников.
В условиях экономического спада производители компьютерных программ стремятся ввести новые версии своего ПО или даже совсем новые программные продукты, чтобы за счет их продаж увеличить свои доходы от уже имеющихся клиентов. Фактически лицензиар может прекратить техническую поддержку и обслуживание прежних версий ПО, стремясь стимулировать клиентов приобретать его новые продукты. Поэтому лицензиат должен требовать, особенно при заключении крупных сделок, гарантий того, что лицензиар не станет в течение определенного времени выпускать новые версии или новые похожие программные продукты. Или же он может попросить гарантий того, что первоначальная плата за ПО покрывает установку всех последующих версий ПО или схожих продуктов. Кроме того, лицензиат вправе потребовать от лицензиара не прекращать техническую поддержку и обслуживание предыдущих версий ПО в течение предварительно согласованного периода, несмотря на появление новых версии.
Исходные тексты. Статус исходных текстов является весьма значимой составляющей коммерческого ПО. Не имея их, лицензиат всегда может столкнуться с проблемами в случае, если лицензиар не сможет или откажется поддерживать компьютерную программу либо вовсе прекратит свое существование как юридическое лицо. Поэтому очень важно получить исходные тексты или, на определенных условиях, - доступ к ним.
Если вы все же не смогли приобрести исходный текст или права на него, можете воспользоваться услугами депонирования ПО (software escrow). Это депонирование осуществляется обычно в рамках отдельного контракта, который заключается между лицензиаром, лицензиатом и третьим лицом - независимой специализированной организацией. По условиям стандартного контракта лицензиар передает последней на хранение оригинальную копию ПО, включая объектные, исходные коды и сопроводительную документацию. Специализированная организация хранит их и при определенных заранее обстоятельствах предоставляет лицензиату. Как правило, этими обстоятельствами являются неудачные попытки лицензиара самостоятельно исправить выявленные недостатки программы, его банкротство или иные факторы, свидетельствующие о финансовой нестабильности производителя программного продукта.
Ввод в эксплуатацию. Успешный ввод в эксплуатацию нового ПО во многом зависит от квалификации специалистов лицензиара, ответственных за его инсталляцию (если это предусмотрено условиями соглашения), возможностей обучения сотрудников лицензиата и уровня технической поддержки со стороны разработчика. Наиболее существенными для большинства лицензиатов являются сроки полнофункциональной инсталляции. Проведение ее в предусмотренные сроки в значительной мере обусловлено наличием в лицензионном соглашении четко определенных этапов установки с описанием работ и взаимодействия сторон по предоставлению информации и требуемых ресурсов. Особенно сейчас, не в самой благоприятной ситуации на ИТ-рынке, лицензиат должен стремиться иметь поэтапный график поставки ПО, предусматривающий отдельную оплату каждого выполненного этапа инсталляционных работ.
Для того чтобы составить ясное представление о квалификации персонала, устанавливающего ПО, лицензиату важно знать, сколько на счету лицензиара успешно проведенных инсталляций и каковы их виды. Лицензионное соглашение может давать лицензиату право отказаться от услуг неквалифицированных сотрудников и потребовать их замены, что автоматически должно вести к увеличению общего срока выполненных работ.
Тренинг специалистов лицензиата также является существенным моментом. Покупатель, будучи, естественно, заинтересован в эффективном использовании приобретаемого ПО, вправе рассчитывать на то, что лицензиар, если он стремится сократить расходы на техническую поддержку, обслуживание, дальнейшие исследования и разработку, а также уменьшать количество занятого этим персонала, будет выделять значительные ресурсы на проведение углубленного обучения сотрудников лицензиата. Все связанные с этим вопросы, включая стоимость, длительность и периодичность обучения, количество участвующих с обеих сторон и место проведения тренингов, должны быть детально оговорены в лицензионном соглашении.
Техническая поддержка и обслуживание. Стандартыми условиями соглашения предусматривается, что лицензиар обязуется исправлять программные дефекты, осуществлять мелкие улучшения программ, а в некоторых случаях выполнять небольшие работы по их модернизации и добавлять новые характеристики, расширяющие функциональность ПО. Уровень и вид технической поддержки и обслуживания зависит от конкретного ПО. То, что разрабатывается под заказ, будет требовать намного большей технической поддержки, чем готовые программные продукты. Ежедневная круглосуточная поддержка обойдется дороже, чем обслуживание в режиме нормального рабочего дня в рамках пятидневной рабочей недели.
Одним из ключевых аспектов в технической поддержке для лицензиата является время, в течение которого будут устраняться критические дефекты. Поэтому в соглашении необходимо предусматривать конкретные сроки для разрешения таких проблем, а не просто продекларировать общие цели сторон. Разумеется, время исправления ошибок в программах должно зависеть от того, насколько они серьезны. Как правило, оговаривают обязанность лицензиара начать устранение дефекта в течение определенного времени (час и менее) после получения соответствующего уведомления. Лицензиату также стоит обратить внимание на длительность технической поддержки и обслуживания, ведь ему нужно быть уверенным в том, что лицензиар не сможет прекратить обслуживание по собственной инициативе (исключая случаи неуплаты). Помимо этого лицензиат может заранее оговорить механизм возможного роста годовой платы за обслуживание.
В заключение хотел бы отметить, что внимательное отношение к ключевым условиям лицензионных соглашений одинаково важно как для пользователей, так и для производителей и распространителей ПО и является одной из составляющих успешного ведения бизнеса, в основе которого лежат лицензии на программные продукты.
С автором, сотрудником компании” ЭПАм Системз”, можно связаться по адресу: Siarhei_Dzivin@epam.com.