Есть ряд тем, которые с полным основанием можно отнести к категории вечных, и одна из них, несомненно, связана с оценкой экономического эффекта тех или иных ИТ-проектов. Отсутствие видимого результата обсуждений этой проблемы в условиях незатухающего интереса к ней объясняется, вероятно, тем, что вопрос, крайне простой в постановке, не имеет однозначного и столь же простого ответа. Говоря житейским языком, заказчика интересует, стоит ли затевать этот проект. Кто и каким образом может и должен дать ему обоснованную рекомендацию? Ответы на эти вопросы пытались найти участники апрельского семинара “Эффективность использования ERP-систем: оценки, методики, опыт”, организованного корпорацией “Галактика” (www.galaktika.ru), изданием “iOne.Информационные технологии” и аналитической компанией Market-Visio/Gartner (www.marketvisio.ru).
У Николая Красилова свой
взгляд на вечную проблему
По мнению президента “Галактики” Николая Красилова, проблема актуальна именно вследствие нынешнего состояния российской экономики: промышленный рост за последний год замедлился, норма прибыли упала с 13 до 7%, возможности ценового маневра ограничены жесткой конкуренцией со стороны импортеров. Выжить в таких условиях можно только с помощью эффективного менеджмента, повышения производительности труда и применения новых технологий (в первую очередь информационных). Как общефилософское утверждение такой тезис трудно оспорить, но всех ведь интересует планируемый эффект от своего конкретного ИТ-проекта.
Анализ показателей экономической эффективности нескольких предприятий (из четырех различных отраслей промышленности), внедривших систему “Галактика”, свидетельствует, что там в среднем на 5% снижаются условно-постоянные затраты, на 12% эффективнее используются оборотные средства, на 10-20% снижается уровень неликвидных складских запасов, а издержки в целом уменьшаются на величину, эквивалентную 10% годового оборота. В то же время многие заказчики “Галактики” скептически оценивают саму целесообразность таких подсчетов. “Я не принимаю всерьез, если кто-то оценивает эффект от подобных проектов в конкретных суммах. Важнее всего то, что после внедрения ERP-системы мы стали компанией с гораздо более эффективной системой управления”, - отметил вице-президент “Сиданко” Сергей Юрчук.
Приведенные выше цифры - это оценки фактических результатов, а ведь намного чаще предприятия интересуются планируемым эффектом. Здесь положение еще более туманно. По данным исследований Gartner, о которых рассказала менеджер Market-Visio Ольга Шматалюк, в мире в целом предварительные расчеты такого рода делают лишь 5% заказчиков. Да и клиенты “Галактики”, как правило, заниматься этим не хотят. Причина, по-видимому, в том, что решить такую задачу непросто и дорого, бесплатно делать это никто не будет. Ведь чтобы подсчитать гипотетический выигрыш, нужно сначала достаточно точно описать существующее положение дел на предприятии. Серьезный консультант запросит за такую работу немалые деньги.
Не удивительно, что заказчики значительно чаще предпочитают оценивать положительные изменения, привнесенные в деятельность предприятия с помощью той или иной внедренной технологии по факту. При этом они более склонны использовать не количественные, а качественные характеристики. Так, приглашенные на семинар ИТ-руководители клиентов “Галактики” - тюменской мебельной фабрики “Заречье”, производителя моторных масел фирмы “БелОйл” и группы иркутских ликеро-водочных заводов “Кедр” - говорили о повышении конкурентоспособности, дисциплины и качества управления, об изменении стиля мышления менеджеров и т. д. А как поведал редактор iOne Игорь Пичугин, проведенный его изданием опрос руководителей ИТ-подразделений показал, что 24% из них характеризуют успешность внедрения ERP-системы на своих предприятиях нехитрой формулой “работает, вот и хорошо”, а из тех, что пытались формализовать оценки, никто не использовал такие современные методики, как, к примеру, Balanced Scorecards.
Аналитики Gartner обращают внимание на то, что, хотя повышение эффективности ИТ-проекта напрямую связано со снижением затрат на его реализацию, затраты эти должны быть еще и корректно учтены. Речь здесь идет, конечно, об известной методике подсчета совокупной стоимости владения (TCO), но не только о ней. Как правило, внедрением ERP-системы не ограничиваются все ИТ-проекты компании, а это значит, что оптимизировать затраты следует не в рамках одного проекта, а в рамках всего их портфеля: неэффективные в узком смысле решения могут оказаться оптимальными в масштабе всего предприятия.
Еще одна завуалированная статья затрат связана с управлением рисками. Gartner делит их на три категории: риски применения конкретной технологии, определенного продукта, а также выбора поставщика. Как с ними быть? Если риск крайне высок, то от проекта можно и вовсе отказаться, но обычно стараются либо минимизировать потенциальные потери, либо застраховать их. Любое из указанных решений сопряжено с финансовыми затратами, которые тоже следует относить на стоимость проекта.
Открытым остается вопрос и о том, кто же должен проводить оценку как планируемого, так и реального экономического эффекта. Поставщик решения - лицо заинтересованное, причем в продвижении именно своего продукта, а если речь идет о планируемом эффекте, то с текущим состоянием дел ему следовало бы сравнивать несколько альтернативных решений от разных производителей и только потом выбирать лучшее. В Gartner считают, что на эту роль лучше подходит заказчик, но он, с одной стороны, тоже не полностью нейтрален, а с другой - у него может и не быть нужных для этого финансовых и людских ресурсов. Возможно, лучше всего привлекать для таких работ по-настоящему независимых консультантов, но круг их, особенно в нашей стране, крайне узок.
Об интересной практике “МДМ-Банка” рассказал г-н Пичугин. В нем каждое подразделение находится на своеобразном хозрасчете, и если ему нужно некое ИТ-решение, подразделение берет у головной структуры кредит, который через какое-то время должен быть возвращен. Если эффективность проекта заведомо мала, то вернуть кредит не удастся и соответствующее подразделение просто не будет его инициировать. По словам Игоря Пичугина, для простых управленческих систем срок возврата инвестиций составляет 1-1,5 года, а для более мощных - 3 года. Иными словами, процедура оценки планируемого эффекта делегируется на уровень подразделения, которое “постарается не ошибиться”, поскольку в противном случае ему придется ответить рублем. Думается все же, что ответственность эта имеет свои пределы: вряд ли руководству банка придет в голову обанкротить собственное подразделение.
Хотелось бы сказать еще об одном аспекте обсуждаемой проблемы. Поскольку заказчик нередко предпочитает оценивать эффект от внедрения ERP-системы не количественными показателями, а качественными (иногда и эмоциональными), он, не отдавая себе отчета, может сравнивать результат не с исходной ситуацией, а с собственными ожиданиями. Чем более высокими были эти ожидания, тем менее эффективным покажется ему проект. А кто же порождает завышенные ожидания, как не менеджеры по продажам? Консультантам и поставщикам решений стоит задуматься: не слишком ли много они обещают своим будущим клиентам? Разочарования бывают опасны.