ИНТЕРВЬЮ
Компания BenQ в России известна как производитель компьютерной периферии, однако в Европе она уже заявила о себе в качестве поставщика сетевого оборудования для небольших и средних предприятий. Основу сетевой стратегии BenQ составляют решения для Wi-Fi. Беспроводными сетями начинают заниматься не только американские производители компьютеров (вроде Dell), где рынок Wi-Fi уже набрал обороты, но и прежде не помышлявшие об этом вендоры из Юго-Восточной Азии, - всему виной китайские умельцы, научившиеся делать недорогой и качественный чипсет для массового потребителя.
Недавно Москву посетил Винсент Ляо, курирующий бизнес сетевых решений BenQ в Европе. Мы встретились в московском офисе компании и обсудили несколько вопросов.
Винсент Ляо
PC Week: С чем связано обращение BenQ к новому типу продуктов и к технологиям, довольно далеко отстоящим от того, чем до сих пор занималась ваша компания?
Винсент Ляо: Сетевые продукты - новый бизнес для нас. Он отличается, например, от торговли мониторами - это всегда продажа решения, а не штучного продукта. В ближайшие годы данный рынок будет очень быстро расти, и это основная причина, побудившая нас развивать направление широкополосных устройств. Широкополосное оборудование перспективно, поскольку растет рынок Интернет-услуг. Мы концентрируемся на производстве сетевого оборудования для сектора SoHo, для малого и среднего бизнеса и на разработке беспроводных продуктов, т. е. на самых растущих сегментах рынка. Особенно перспективен рынок продуктов для небольших компаний - от 20 до 200 пользователей.
PC Week: Модельный ряд сетевого оборудования BenQ вводится в России без всяких ограничений?
В. Л.: Все, что можно продавать - и сетевое, и обычное оборудование, будет предлагаться в России без всяких исключений. Но в первую очередь нам бы хотелось сфокусироваться на беспроводном оборудовании, поскольку это новая технология.
PC Week: Давайте сфокусируемся на беспроводном оборудовании.
В. Л.: Сейчас у нас девять моделей, и все они будут поставляться в Россию. У нас есть точка доступа, с помощью которой вы просто подключаетесь к Интернет-каналу и без всяких паролей получаете доступ в Интернет со всех компьютеров, установленных в радиусе 400 м и оснащенных сетевой картой. Конечно, если у вас офис с толстыми стенами, то расстояние сокращается. У нас также есть интегрированный продукт - точка доступа, маршрутизатор и четырехпортовый коммутатор в одном устройстве; сетевая карточка для ноутбуков; универсальный USB-адаптер, который подходит и к ноутбуку, и к ПК, поскольку все имеют такой вход. Кроме того, мы сделали уникальную по дизайну вещь - сетевую карту BenQ.
PC Week: Начинку для этих устройств вы делаете сами или берете у ОЕМ? Все ли беспроводные продукты - собственная разработка BenQ или какие-то из них выпускаются по лицензии?
В. Л.: Мы сами спроектировали и выпускаем все наши устройства, никаких ОЕМ здесь нет. Это наш дизайн, наше производство. У нас достаточно ресурсов и большой потенциал. Мы много сделали в плане разработок, у нас есть свои патенты, свои технологии. BenQ вкладывает примерно 4% дохода в исследования и разработки. Нам есть что показать. Все, кроме микросхем, - исследования, дизайн, разработка, производство - все наше. В Китае научились делать микросхемы Wi-Fi 802.11b, они заметно дешевле американских.
PC Week: В каком направлении BenQ намерена расширять свою линейку Wi-Fi?
В. Л.: Мы создали беспроводный мультимедийный шлюз. Его идея заключается в том, что это передатчик ТВ-сигнала, вообще любого мультимедиа-приложения - кабельного ТВ, Интернета, онлайновой Интернет-игры, можно подключать DVD-плейер - и он беспроводным способом транслирует эти данные на ваш ноутбук, LCD-TV, монитор, на вашу беспроводную сетевую карту. Он тоже работает на 802.11b. Мы начинаем его продажи в сентябре.
Сейчас мы проектируем устройство, которое можно условно назвать портативным LCD-TV. Внешне оно напоминает ноутбук, но в нем содержится только приемник TV-сигнала, передаваемого по каналу Wi-Fi.
PC Week: Можно ли сказать, что развитие своих беспроводных устройств BenQ связывает со стандартом 802.11b?
В. Л.: Да, это так. Но лишь в том, что касается массовых приложений и домашних устройств. Стандарт 802.11g мы также считаем перспективным и активно развиваем связанное с ним направление. Как только он будет официально утвержден, мы запустим производство продуктов для него.
PC Week: Пожалуйста, пару слов по поводу продуктов, поддерживающих 802.11g.
В. Л.: Линейка этих продуктов аналогична нашим устройствам для 802.11b, но обеспечивает большую скорость передачи данных - до 54 Мбит/с. Самое важное здесь то, что продукты для g совместимы с продуктами для b. Но мы видим трудность в том, что в России данный стандарт не разрешен для свободного использования.
PC Week: Стандарт получает отраслевую поддержку в силу массы разных причин, и его технологические преимущества часто отходят на второй план перед экономическими или иными обстоятельствами. Какие стандарты в связи с этим вы считаете перспективными, на что ставите?
В. Л.: Пока мы имеем четыре стандарта: a, b, b+ и g. Три из них практически одинаковы (кроме различий в скорости) и работают в одном частотном диапазоне. BenQ считает, что в ближайшие пять лет главным требованием к продуктам будет совместимость, поэтому мы не уделяем большого внимания стандарту а, который из-за своих пяти гигагерц может работать только со своим оборудованием. Тогда как если у вас в ноутбуке карта b или b+, то где-нибудь в аэропорту вы обязательно получите доступ в сеть. Поэтому мы фокусируемся на стандартах 802.11b и g, а спецификацию 802.11a находим не очень интересной.
PC Week: Что вы думаете о тенденции к объединению стандартов в одном продукте?
В. Л.: Это весьма перспективно. Именно на принципах интеграции стандартов мы строим линейку наших новых продуктов для среды 802.11g и b. Для 802.11a мы все-таки будем делать карточки - не упускать же рынок. Многие вендоры в предвкушении 802.11g планируют свернуть производство продуктов 802.11b и ввести g. Мы этого делать не собираемся. Когда появится g - не важно, по какой цене, - то b будет на 30% дешевле. Потребителям это понравится.
PC Week: Есть ли место для хот-спотов в вашей стратегии продвижения беспроводных продуктов?
В. Л.: Хот-споты будут играть ключевую роль в маркетинге нашей продукции, по крайней мере на первом этапе. Мы хотим найти здесь партнера и планируем организовать хот-споты в Москве и Петербурге. До 10 в Москве и до 5 в Петербурге.
В России далеко не все пользователи знают о возможностях беспроводных широкополосных сетей, поэтому при организации хот-спотов в России мы преследуем две основные цели - образовательную и рекламную. Мы видим хот-споты как некий образовательный центр, где сможем раздавать брошюры и объяснять, как это работает. Мы хотим демонстрировать наши устройства и создавать слой потенциальных клиентов, потребителей.
PC Week: Итак, BenQ выходит на российский рынок беспроводных сетей. У вас уже сложился собственный взгляд на него?
В. Л.: По сравнению с Западной Европой ваш рынок пока очень мал. Однако я считаю его весьма многообещающим; мы ждем от него одного из самых высоких темпов роста в мире - от 400 до 600% в год.
Наиболее сильный рост я жду от Москвы и Санкт-Петербурга. Тут много людей, им интересны новые продукты, они хотят окружить себя новыми технологиями. Мне эта ситуация напоминает мобильную телефонию: при том, что Россия начала позже, чем развитые страны, сейчас ваш рынок мобильной телефонии один из самых больших в мире.
PC Week: Все-таки этот бизнес сильно отличается от того, чем вы занимались до сих пор. Как вы собираетесь строить партнерский канал и торговать беспроводным оборудованием?
В. Л.: На самом старте мы планируем продавать его через ИТ-каналы, уже имеющие опыт продаж сетевого оборудования. Потом мы планируем установку хот-спотов в Москве и Петербурге, чтобы с их помощью познакомить потребителей с нашим оборудованием и подготовить рынок. После этого мы начнем продвигать продукты Wi-Fi через каналы для потребительского рынка. Наше оборудование таково, что вы можете сами его установить.
PC Week: Спасибо за интервью.