Банки на “примерке” международных стандартов
Компании R-Style Softlab (www.softlab.ru) и “Интерком-Аудит” в рамках (www.rosec.ru) заключенного весной соглашения о партнерстве провели первый совместный семинар-конференцию для банков “Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): принципы, технологии, реализация”. На мероприятие съехалось около 100 специалистов из 75 банков Москвы, Казани, Барнаула, Новосибирска, Пензы, Смоленска и других городов России. Среди них - Доверительный инвестиционный банк, Сибакадембанк, Русславбанк, банк “Первое ОВК”, Татарский аграрно-промышленный банк и другие кредитные учреждения страны.
Заместитель генерального директора R-Style Softlab
Галина Киперварг приветствует участников семинара
На семинаре были рассмотрены основные принципы и стандарты МСФО, наиболее значимые для деятельности кредитных учреждений, представлены основные задачи и проблемы, связанные с введением МСФО в российских банках, а также изложены возможные способы реализации МСФО в банковской информационной системе (ИС).
Цели могут быть разными
Что определяет информационную стратегию банка в эпоху перемен? Во-первых, цель, которую преследует банк. Далее - общее состояние информационных технологий (ИТ) в банке на текущий момент и готовность к их модернизации. Немаловажны также сроки и стоимость необходимой модернизации, готовность персонала к работе с новыми технологиями.
Относительно целей при переходе к МСФО очевидны два крайних варианта. Первый - когда банк хочет повысить степень управляемости бизнесом, иметь информацию, соответствующую уровню и достоверности МСФО. Она нужна для руководства банком и холдинга, куда он, возможно, входит, для западных инвесторов. Так или иначе, это стремление получить информацию, более пригодную для принятия экономических решений, чем дает российская отчетность. Второй вариант - выполнить требование ЦБ России, чтобы не иметь проблем с законодательными органами. Конечно, возможны и промежуточные решения, но в большинстве случаев выбор состоит из этих двух. И реализация их различна.
Сегодня ясно, что переход на МСФО будет проходить постепенно в течение 2004-2005 гг., причем вначале придется вести оба вида отчетности одновременно с возможным приоритетом российских стандартов (РСФО). Если банк не решил, какую он ставит для себя задачу при переходе на МСФО, то его стратегия определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В пределах стандартов российского банковского рынка важным внешним фактором (особенно для крупных банков) является наличие западных партнеров, акционеров и клиентов - именно этим определяется глубина, детализация и адекватность информации по МСФО. Самый главный внутренний фактор - вид бизнеса. В этом отношении российские банки делятся на две категории: те, которые ведут собственный бизнес, и те, что обслуживают другие структуры (промышленные, торговые и пр.). Чем ближе банк к обслуживающему бизнесу, тем менее актуально для него соответствие международным стандартам. К внутренним факторам относятся также позиция менеджеров (это субъективный фактор), наличие ресурсов, качество ИТ и готовность персонала к переходу на МСФО. Последнее условие важно постольку, поскольку работа с более совершенными ИС потребует более высокой квалификации кадров, так как информация о выполняемых операциях вносится в режиме онлайн. Эти факторы и определяют выбор банка.
Учет и отчетность - вместе и порознь
В банковских ИТ в плане перехода на МСФО специалисты R-Style Softlab выделяют две части. Первая - это учет и первичные данные. Здесь важно, какая первичная информация содержится в АБС, насколько она подробна и позволяет учитывать банковские операции в режиме реального времени. Учет по МСФО базируется на иной оценке по активам, обязательствам, рискам, резервам, и если исходные данные не позволяют получить эти оценки, то формирование отчетности по МСФО потребует дополнительной информации и большого количества ручной обработки. Другая часть - отчетность. В идеале, эти две составляющие ИТ должны быть взаимоувязаны, так чтобы отчетность полностью использовала первичные данные с минимальной настройкой, а первичных данных было достаточно для ее формирования. В реальности эти задачи можно решать независимо одну от другой и с помощью различных средств, например, получив нужную детализацию на уровне первичных данных, сводить отчетность практически вручную или с помощью Excel. Есть программные продукты, имеющие полный набор форм по МСФО и все схемы корректировок данных, но при отсутствии необходимой первичной информации получить отчетность по МСФО невозможно.
Сегодня банки ведут бухгалтерский, налоговый, а некоторые - и управленческий учет. Формирование отчетности по международным стандартам возможно одним из трех способов. Первый - на основе данных бухучета (о счетах, проводках) и российской отчетности (метод трансформации). Второй - на основе данных по банковским операциям (двойной учет). Наконец, третий метод - комбинированный, когда для каждого вида банковского бизнеса используются свои методы ведения учета. В зависимости от вида бизнеса бывают разными и расхождения между российским и международным учетом. Например, для РКО (расчетно-кассовые операции) они невелики, а для операций с ценными бумагами и кредитами могут быть очень существенными. В этих случаях, принимая решение о подходе к ведению учета (детальный учет первичных данных или трансформация отчетности), надо исходить из размера расхождений и объема операций, с тем чтобы оптимизировать усилия и затраты на автоматизацию.
С точки зрения автоматизации подготовка отчетности по МСФО методом трансформации означает, что на верхнем уровне рассматривается соответствие балансовых счетов: если его степень неудовлетворительна, то осуществляется переход на уровень соответствия лицевых счетов или еще глубже - на уровень проводок; в случае же их недостаточности делаются корректирующие проводки. Для отдельных видов бизнеса такая технология себя оправдывает. Эта схема может быть более эффективной потому, что во время переходного периода требования ЦБ будут меняться и следовать ей проще, чем, наладив двойной учет, затем переделывать его.
Другой подход - формирование отчетности по МСФО методом двойного учета - подразумевает автоматизацию банковских операций и формирование проводок по различным методикам учета. Он дает глубокую детализацию данных, позволяет фиксировать время совершения операций по международным и российским стандартам, однако требует более глубокой проработки ИТ банка и выполняется большим числом сотрудников. Двойной учет нужнее там, где различия учета по российским и международным стандартам существенны.
Отчетность по МСФО: от идей - к продуктам
Требования к системе учета определяются ее конечной задачей - быстрым, удобным и адекватным формированием отчетности. Идеальная система отчетности для среднего банка, имеющего филиалы и много разных бизнесов, должна, во-первых, составлять отчеты по разным стандартам (МСФО, РСБУ, налоговый и управленческий учет), во-вторых, поддерживать методы и трансформации, и двойного учета. Для территориально распределенной банковской структуры при отсутствии централизованной АБС информация для создания отчетности консолидируется в едином месте. В случае разнородных средств автоматизации система отчетности должна быть независимой от системы учета, а связь с АБС иметь через шлюз. Есть два варианта создания такой системы отчетности. Первый реализуется в рамках оперативной системы банка или OLTP-системы теми средствами создания отчетности, которые присутствуют сегодня во всех АБС. Другой основан на базе хранилища данных (ХД) в рамках OLAP-системы, что позволяет консолидировать всю информацию и содержит средства для создания всех видов отчетов.
Как может выглядеть план реализации отчетности по МСФО в ИС банка? На первом этапе создается схема формирования отчетности через трансформацию и корректирующие проводки. Основная задача здесь - обкатка принципов МСФО в банке, поиск “узких” мест с точки зрения структуры активов и организационно-финансовых действий, определение недостающей информации и “цены” ее получения. Затем следует перейти к оптимально полному введению всех данных по операциям банка в бэк-офисах банковской системы и формированию отчетности по МСФО в рамках модуля АБС или трансформационного решения. Третий этап - построение ХД - являет собой идеальный путь к формированию отчетности по МСФО для крупных банков.
По оценке компании R-Style Softlab, большинство банков намерено в 2004-2005 гг. готовить отчетность по МСФО методом трансформации отчетности.
Метод трансформации будет поддерживаться всеми продуктами компании - RS-Bank 5.0, 5.1 и 6 (на платформе Oracle). Ввод информации в бэк-офисах и формирование отчетности на основании этих данных реализуется в RS-Bank 5.1 и 6.
Комплексная постановка технологии, позволяющей самостоятельно формировать отчетность по МСФО, и реализация ее на уровне ИС поможет банку до выхода регламентирующих инструкций подготовиться к переходному периоду. На семинаре R-Style Softlab и “Интерком-Аудит” представили совместную комплексную программу перехода банков на МСФО. Она включает несколько этапов: обследование банка и определение путей его перехода на МСФО; разработку схемы формирования отчетности и создание необходимых методологических материалов и трансформационных таблиц; модернизацию ИС банка и ее запуск в промышленную эксплуатацию; формирование отчетности по МСФО; заверение (аудит) отчетности по МСФО.