Смотрины “М-3” в Росавиакосмосе
КОНФЕРЕНЦИИ
Дежурные стенания о гигантских возможностях отечественного машиностроения, до сих пор не раскрытых из-за чьих-то происков, далеко не всегда соответствуют реальной конкурентоспособности наших предприятий. Но есть, пожалуй, две отрасли, относительно экспортного потенциала которых мнения всех серьезных аналитиков сходятся, - это авиационная и ракетно-космическая промышленности. Их вхождение в рыночную экономику в силу ряда причин шло с огромными трудностями, следствием чего стало определенное отставание в использовании ИТ для управления бизнесом. Проблема эта осознана руководством отраслей и постепенно будет решаться: в качестве головных предприятий утверждены ЦАГИ (авиация) и ЦНИИМаш (ракетная техника). Знакомству с продуктами и технологиями, присутствующими на российском рынке, посвящена серия семинаров, проводимых Росавиакосмосом (www.rosaviakosmos.ru). На одном из них свою интегрированную систему управления предприятием “М-3” продемонстрировала фирма “Клиент-серверные технологии” (КСТ, www.m3system.ru).
Не исключено, что столь пристальное внимание к системе “М-3” объясняется ее родословной: в свое время разработка продукта (вернее, предшествующей версии “М-2”) началась на одном из предприятий авиапрома. По словам президента КСТ Дмитрия Шалюхина, “М-3” - это полноценная ERP-система, обеспечивающая управление финансами, материально-техническим снабжением и сбытом, кадрами, бухгалтерским учетом, проектами, ремонтами и планированием производственных ресурсов. В КСТ убеждены, что в первую очередь на предприятиях следует наводить элементарный порядок в управлении, а для этого необходимо как можно скорее внедрять базовые функции системы. Развивая данную идею, г-н Шалюхин призвал присутствующих отказаться от этапов предварительного обследования предприятия и реинжиниринга бизнес-процессов, которые он назвал бессмысленной тратой денег.
Определенная логика в его предложении есть: пока сотрудники не познакомятся как следует с возможностями продукта в реальной работе, они не смогут сформулировать требования к новым бизнес-процессам, а внешние консультанты оставят после себя только горы бесполезных отчетов. Что будет, если потом выяснится, что уже внедренная система не способна удовлетворить “по-настоящему” осознанные требования заказчика? КСТ берется тогда доработать свою систему “М-3” в соответствии с нуждами клиента. Но станет ли такая услуга бесплатной? В “М-3” есть инструментарий для выполнения подобных доработок, однако в отличие от многих конкурентов, разрешающих выполнять данные работы своим партнерам, КСТ оставляет это право только за собой.
В своем докладе, посвященном перспективам использования на отечественных предприятиях CALS-технологий, главный конструктор ИТ в авиационной промышленности Николай Буньков невольно вступил в дискуссию с г-ном Шалюхиным, ратовавшим за первоочередность внедрения систем управления бизнесом, за которым должны последовать САПР, CALS, АСУ ТП и другие решения. Он высказал совершенно очевидную, но для компаний, занимающихся в основном продажами и обслуживанием, по-видимому, революционную мысль о том, что конкурентоспособность предприятия - это прежде всего конкурентоспособность выпускаемых им продуктов. А если это так, то приоритет должны иметь системы управления жизненным циклом изделий - от разработки до проектирования, изготовления и поддержки. Сегодня уже нельзя рассчитывать на серьезные контракты, если в электронной форме отсутствует конструкторская и технологическая документация на изделие. Конечно, желательно, чтобы они гладко состыковывались с ERP-системами: ведь, к примеру, себестоимость узла разумно было бы оценивать еще на этапе проектирования.
Одним из участников семинара стал также Межвузовский центр информационного менеджмента (МЦИМ), директор которого - Софья Кузнецова - остановилась на проблеме рационального выбора информационно-управленческой системы для предприятий авиационно-космической отрасли. Критические слова и снисходительное “похлопывание по плечу” нашлись в адрес большинства отечественных и западных продуктов: у “Паруса”, “Галактики”, “Инфина” и “1С” слишком слабая для таких предприятий функциональность, у SAP R/3 и Baan функциональность, наоборот, избыточна, да и стоят они непомерно дорого, консультанты по внедрению Axapta просят за свою работу 100 долл. в день и т. д.
Читатель уже, наверное, догадался, что свободной от всех указанных недостатков оказалась лишь система “М-3”. Почему мы должны поверить МЦИМ? Потому что это солидная общественная организация, объединяющая специалистов крупнейших российских вузов и ведущая, в частности, проекты внедрения интегрированных систем управления. Когда я спросил г-жу Кузнецову, как общественная организация может участвовать в коммерческих проектах, директор МЦИМ пояснила, что внедрением занимаются консультанты (частные лица) - члены центра, использующие его методики.
Немного смущает лишь то, что и МЦИМ, и КСТ расположены по одному и тому же адресу, а их контактные телефоны отличаются в последнем, седьмом знаке. Возможно, это простое совпадение, но при таком подходе к консалтингу мы еще долго будем сетовать на невостребованность подобного рода услуг.