В конце апреля, когда в Москве еще было довольно холодно, компания Sterling Group при поддержке своих партнеров - корпорации SAP и компании Hewlett-Packard - провела ежегодную партнерскую конференцию в швейцарском городке Монтрё. В ней приняли участие 54 представителя крупных предприятий нефтегазовой отрасли, энергетики, связи и транспорта.
Из 25 стран, в которых мне довелось побывать, Швейцария, пожалуй, одна из самых разнообразных и недокучливых. Потому она так и нравится нашим соотечественникам. История этой страны тесно переплетена с историей России и всего мира. Монтрё - город музыкальных фестивалей, телекоммуникационных форумов и съездов сидха-йогов. Здесь как-то не приходится удивляться, что в гостинице, где проходила конференция, 18 лет прожил Владимир Набоков, а в Шильонском замке бывал Байрон. И уже совсем не удивительно в маленькой аптеке столкнуться нос к носу с бывшим мэром Москвы Гавриилом Поповым, приехавшим сюда на экономический форум.
Отличительной чертой нынешней конференции было то, что много внимания на ней уделялось обсуждению реальных проектов. О проблемах, особенностях внедрения, победах во время эксплуатации систем рассказали вице-президент Аэрофлота Николай Егоров и Игорь Суковатин, директор по информационным технологиям ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат”. Директор по развитию бизнеса Sterling Group Игорь Зимненко познакомил участников с методикой, используемой компанией для перехода от определения бизнес-задач к построению информационной системы. Методология, в основу которой положены разработки SAP и других вендоров, а также и собственные наработки специалистов Sterling Group, впитала в себя лучшее из мировой практики внедрения крупных корпоративных ИС.
После завершения конференции я побеседовал об ее итогах с президентом Sterling Group Сергеем Петровичем Токмаковым.
Сергей Токмаков
PC Week: Дни в Швейцарии промчались быстро, событий было много, что для вас оказалось главным после завершения конференции?
Сергей Токмаков: На мой взгляд, главное - это то, что участники разговаривали на одном языке, практически с полуслова понимая, о чем идет речь. Удалось показать реальные “боевые” системы, за что мы благодарны нашим докладчикам. Несомненно, эта конференция была полезной и интересной: участники задавали много вопросов, много проблем обсуждалось в кулуарах. Интерес у людей был, поэтому, на мой взгляд, конференция должна дать положительный результат.
PC Week: На конференции прозвучало, что ИТ-рынок становится все более конкурентным и к этой конкуренции надо готовиться. Почему он становится конкурентным, ведь условия игры на рынке существенно не поменялись?
С. Т.: Условия меняются. Если вернуться лет на 15 назад, то такого ИТ-рынка еще не было. Деньги “снимал” тот, кто мог привезти РС и продать его за 60 тысяч рублей, - это был верх пилотажа. В 1992-м их уже стали ввозить все, появилась конкуренция. Но тут на рынке появилась дырка под названием “сеть”. Сетями никто тогда не занимался, было три-четыре компании, которые на этом стригли купоны. Заказчик еще не был готов платить за сервис, ПО, еще что-то, но, привлекая его возможностью собрать сеть, можно было попутно продать много другого оборудования.. Затем все кинулись строить сети, и снова стало тесно. Примерно то же самое сейчас может произойти в секторе консалтинга и внедрения ERP-систем. Продают компьютеры пять тысяч компаний, сети собирает - тысяча, ERP-системы реально внедряют - десятка два. Можно прибежать в нишу, где конкуренция поменьше, но проблема в том, что стоимость выхода на рынок все время растет. Причем это не только деньги, но и время, нервы. Чтобы от продажи ПК перейти к монтажу сетей, нужно вложить, например, тысячу долларов. А вот чтобы от монтажа сетей перейти к внедрению ERP-систем, требуется уже не один миллион. Да и на процесс обучения людей и налаживания технологии требуется время.
Кроме того, сейчас на рынок ИТ-услуг в области внедрения ERP-систем выходят компании, традиционно работающие в сфере так называемого чистого консалтинга. Именно с этими компаниями мы сталкиваемся чаще всего.
PC Week: Что меня поразило (на примере Нижне-Тагильского металлургического завода), - это сильно возросший уровень самих компаний.
С. Т.: Сейчас появился определенный слой заказчиков, которые к ERP-системам относятся не как к моде, а как к конкретной потребности. Они четко знают, чего хотят, понимают, во что это выльется. Около 15 лет назад на НТМК своими силами с использованием технологий Oracle ими была разработана и почти полностью внедрена система по управлению комбинатом. А в 1993 г., когда встала эта система, встал и весь комбинат. Переходя на R/3, они уже имели определенное понимание, для чего это нужно. Вы абсолютно правы, уровень ИТ-специалистов компаний сейчас очень высок, и мы должны еще выше поднимать планку требований к уровню знаний наших специалистов, для того чтобы разговаривать на одном языке...
Из общего числа участников конференции реально нашими заказчиками является процентов двадцать. Как-то раз возник вопрос, что лучше: общаться с новичками либо с теми, кто уже имел опыт внедрения ERP-системы, бросил, посчитав, что результат внедрения не соответствовал ожиданиям. Для нас представители второй группы намного ценнее, интереснее. У нас было несколько примеров, когда мы приходили к клиенту, у которого уже был негативный опыт. Они потом не один год переживали и ругали нехорошими словами этот ERP и всех внедренцев. Но через какое-то время они все же приходили к нам и говорили: “Ну ладно, давайте попробуем”. С ними разговаривать легко и внедрять легко, они знают, что это такое, не питают никаких иллюзий, и у них все получается. Труднее же с теми, кто ничего никогда не внедрял, даже простых программ по автоматизации бухгалтерии и склада.
PC Week: Про R/3 существует распространенное мнение, что она заставляет менять сложившуюся на предприятии технологию, т. е. компании нужно менять стиль управления, подстраиваться под систему.
С. Т.: Я бы так утверждать не стал. Внедрение любой системы возможно только тогда, когда в компании выстроены бизнес-процессы. Они могут быть выстроены не опираясь на существующую ИТ- систему, но должны быть задокументированы. В компании должны строго следовать установленным правилам, тогда эти правила можно автоматизировать. Если этих процессов нет, то их и автоматизировать невозможно. При внедрении ERP основная проблема состоит не в том, что надо перестраивать процессы. Процесс внедрения заставляет задуматься, как это реализовано, отвечают ли бизнес-процессы поставленным задачам. Когда клиенты начинают вникать глубже, это выглядит как перестройка каких-то процессов. На самом деле с помощью R/3 можно сделать очень много. На нашей конференции мы с помощью наших клиентов на реальных примерах постарались показать все интересные стороны.
PC Week: Внутри любой компании постоянно происходят изменения, в вашей тоже. Наверняка и вашу систему под эти изменения постоянно надо “подкручивать”?
С. Т.: Естественно, как и любую другую. Если изменился процесс или его не было при первоначальном запуске, то систему надо подстраивать.
У нас в компании есть группа, которая занимается исключительно поддержкой “внутреннего” проекта. Учитывая тот объем функциональности, набор модулей R/3, который мы внедрили у себя, могу с уверенностью сказать - в России проекта такого масштаба, как у нас, я не знаю. Систему поддерживают всего четыре человека: и развитие, и поддержка, включение новых возможностей и функций. Мы периодически подключаем к ним людей из департаментов, которые работают на внешние проекты. Иногда, наоборот, привлекаем к внешним проектам, так как эти специалисты имеют ценный практический опыт.
При оценке трудозатрат был выявлен интересный эффект: если внедряется один модуль в каком-либо департаменте или бухгалтерии, то трудозатраты большие, отдача маленькая, так как результат внедрения сказывается на работе только одного подразделения. Если добавляют к системе еще одно подразделение, то отдача резко возрастает. А когда превышается некоторая критическая масса функционала, допустим, у меня есть склад, закупка, сбыт, финансы, кадры и все остальное, то только за счет установления между ними связей эффект резко возрастает, Каждое последующее изменение требует уже небольших усилий, но порождает много дополнительной функциональной информации. Чем крупнее система, тем больше от нее отдача. Мы в своей системе меняем что-то постоянно, чтобы лучше понять, что происходит. Год назад подобная задача требовала пять месяцев и шесть человек, сейчас - один за три дня делает все то же самое.
PC Week: Интересно, что последует за ERP? Похоже, передовые предприятия стадию внедрения ERP-систем прошли или проходят, куда они движутся дальше?
С. Т.: Любой бизнес состоит из процесса зарабатывания денег. То, что мы обычно понимаем под внедренной ERP, - это максимально полная информация о том, что происходит на предприятии, с точки зрения управления финансами, материальными ресурсами, людьми. А дальше это CRM, единый документооборот.
PC Week: На одном из недавних заседаний IT-клуба прозвучало, что Москва компьютерами наполнена, точка насыщения достигнута.
С. Т.: Не думаю. Если говорить об использовании того, что уже установлено, то можно увидеть еще много интересного. Москва весьма странное место - просто бермудский треугольник. В ней есть масса точек, где, например, население соприкасается с органами власти, теряя при этом огромное количество времени. Это говорит о том, что можно еще многое сделать, в том числе с помощью ERP.
PC Week: Спасибо за беседу.