ФОРУМЫ

По мере появления в России западных торговых сетей отечественные торговые предприятия ищут новые пути повышения конкурентоспособности. В этих условиях стратегия развития должна не только учитывать реакцию рынка, различные особенности конкурентов, но и совершенствовать собственную организационную структуру. Современное торговое предприятие немыслимо без активного применения новых ИТ и разнообразных аппаратно-программных средств, которые нуждаются в систематическом обслуживании - устранении неисправностей и сбоев, настройке, конфигурировании и т. п. На прошедшем в Москве 10 июня форуме, организованном компанией HP совместно с российским системным интегратором "Инлайн Групп", как раз и обсуждались указанные проблемы, а также решения, предлагаемые HP и позволяющие достичь торговой организации конкурентных преимуществ.

HP накоплен значительный опыт в автоматизации торговли. Так, на форуме было объявлено, что с момента объединения HP с Compaq общий доход, полученный на вертикальных рынках от крупных корпоративных заказчиков среди предприятий розничной торговли, превысил 1,9 млрд. долл. По поставкам серверов HP занимает 29% корпоративного рынка, и на базе таких серверов построены платежные системы многих крупных сетей розничной торговли США. Накопленный опыт в области автоматизации корпорация намерена передавать российским торговым предприятиям, главным образом через своих партнеров, таких, как "Инлайн Групп".

Ранее многие торговые фирмы самостоятельно создавали дорогостоящие специализированные системы управления, которые фактически были "закрытыми" и немасштабируемыми. Большое число таких систем, по данным HP, эксплуатируется и сегодня. В качестве нового, более дешевого решения корпорация предлагает так называемые "открытые" системы автоматизации, отличающиеся гибкостью и универсальностью, которые подходят как крупным торговым сетям, так и мелким и средним магазинам. Эти решения являются комплексными, охватывают все стадии внедрения и функционирования предприятия, создавая, по сути, гибкую информационную инфраструктуру. Одно из них - HP Adaptive Enterprise.

Наиболее интересная тема из обсуждавшихся на форуме - это концепция организации обслуживания ИТ (IT Service Management, ITMS). Она базируется на Библиотеке инфраструктуры информационных технологий (Information Technology Infrastructure Library, ITIL, см. PC Week/RE, N 34/2002, с. 35), представляющей собой обширную базу знаний, созданную на основе мирового опыта в области эксплуатации информационных систем (ИС). Методология, заключенная в ITIL, поддерживается программным комплексом HP Open View Service Desk 4.5, с помощью которого реализуются конкретные задачи организации обслуживания ИС на предприятии.

Многие российские компании, не подозревая о существовании ITIL, вместо того чтобы использовать уже накопленный мировой опыт в этой сфере, стараются приобрести собственный, что в конечном итоге приводит к снижению эффективности работы ИС и к необоснованным затратам на обслуживание, развитие, адаптацию их к изменяющимся условиям функционирования.

В российской торговле одним из первых крупных торговых предприятий, пожелавших использовать научную организацию обслуживания на основе ITIL, стала торговая фирма "Перекресток". Первая очередь внедрения системы HP Open View Service Desk 4.5 в этой компании была выполнена специалистами "Инлайн Групп" с декабря 2002-го по май с. г. Наиболее ответственным и сложным на этом этапе оказалась формализация бизнес-процессов, охватывающих инфраструктуру предприятия в области сервиса ИТ, и их взаимодействия.

По словам представителя ТД "Перекресток" руководителя службы Service Desk Романа Журавлева, система HP Open View Service Desk 4.5, установленная на предприятии, позволила значительно повысить эффективность функционирования служб ИТ, их оперативность при устранении неисправностей и сбоев программно-аппаратного обеспечения и выполнении заявок бизнес-пользователей на обслуживание программно-аппаратного обеспечения и другой офисной техники, сократить затраты, повысить стабильность работы в целом и спрогнозировать развитие информационной системы в правильном направлении.