КОНФЕРЕНЦИИ

Что противопоставить изрядно опорочившей себя "новой экономике" (New Economy)? Неужели придется уныло возвращаться к "старой"? Ничего подобного - уже придуман новый слоган Now Economy, обсуждению которого был посвящен пленарный доклад вице-президента Gartner Research Энди Кайта на прошедшей в конце июня в Вене ежегодной европейской конференции SEUGI 21, собравшей около 2000 пользователей решений компании SAS (www.sas.com) не только из Европы, но и из Австралии, Китая, ЮАР и Японии. Если вы думаете, что все ограничивается изобретением очередного забавного, но трудно переводимого англоязычного каламбура, получающегося путем замены одной буквы в слове New, то вы ошибаетесь. Речь идет вовсе не о том, что эпоха мыльных пузырей дот-комов закончилась и вот сейчас-то (Now) приходит время настоящей экономики. В повестку дня ставится концепция "экономики быстрого реагирования", для реализации которой управление предприятием должно осуществляться в реальном масштабе времени (Real Time Enterprise, RTE).

Какое отношение ко всему этому имеет компания SAS, известная своими средствами построения хранилищ данных и бизнес-анализа (Business Intelligence, BI)? Самое прямое. Когда мы говорим об анализе данных, накопленных в транзакционных системах, то иногда забываем о том, что анализ этот производится не просто для того, чтобы получить красивую диаграмму или хорошо структурированный отчет, - все это нужно для принятия рациональных управленческих решений. А управлять предприятием, как, впрочем, и любым другим объектом, не имея представления о его предыстории и нынешнем состоянии, не зная, насколько эффективны те или иные меры воздействия на контролируемый объект, попросту невозможно.

 Параллельно с конференцией работала

 выставка решений SAS и ее партнеров

Если провести аналогию между предприятием и автомобилем, то ERP-система обеспечивает выполнение основных функций (работу мотора, систем охлаждения, электроснабжения и т. д.), сам же процесс управления всегда конкретен: он начинается с задания стратегической или тактической цели (куда и зачем едем) и должен учитывать состояние объекта, наличие ресурсов, окружающую обстановку (достаточна ли грузоподъемность машины, нужно ли по пути заправляться, как избежать пробок). Для управления предприятием важно не только постоянно контролировать ключевые показатели эффективности его деятельности, но и прогнозировать развитие ситуации, с тем чтобы вовремя принимать упреждающие решения.

Россия входит в зону ответственности

вице-президента SAS Майкла Хэгстрема

Неслучайно практически все производители инструментов BI предлагают сегодня продукты категории Business Performance Management (BPM). В арсенале SAS - это реализующий популярную ныне методологию Balanced Scorecards продукт SAS Strategic Performance Management. На самом деле аналитическая подсистема должна занимать центральное положение во всех модулях управления. У SAS есть семейство горизонтальных решений (для управления финансами, рисками, цепочками поставок, отношениями с клиентами, маркетинговыми кампаниями) и вертикальных (для банков, страховых и телекоммуникационных фирм). Ряд новинок был представлен и на венской конференции SEUGI 21.

Джим Гуднайт (справа) рассказывает менеджерам

 Morgan Stanley, как технологии SAS помогают бороться

 с отмыванием денег

Говоря в самых общих словах о сути управления предприятием в реальном времени, Энди Кайт отметил, что от события до реакции на него должно проходить минимально возможное время. С точки зрения конкуренции это означает, что вы должны почувствовать изменение обстановки раньше других и быстрее, чем они, на них отреагировать. Если же смотреть с позиций BI-технологии, то концепция RTE-предприятия предполагает, что аналитические процедуры выполняются в онлайновом режиме, а хранилище данных всегда находится в актуальном состоянии.

Есть ли объективные критерии для отнесения системы к категории "реального времени"? Думается, прежде всего нужно сопоставлять время, необходимое для принятия решения, с характерной длительностью соответствующих бизнес-процессов: нет смысла доводить реакцию до секундной, если последующие процедуры занимают часы или даже дни. В учетных системах характерным хронологическим масштабом является время завершения транзакции, стало быть, в идеале хранилище данных должно обновляться синхронно с каждой транзакцией. Иными словами, при последовательной реализации концепции RTE когда-нибудь сотрется существующая сегодня четкая грань между транзакционными и аналитическими системами.

Судя по тому, что продемонстрировала SAS на SEUGI 21, грань эта уже начинает стираться. В большинстве CRM-систем клиенты заранее (на основе исторической информации) распределены по сегментам и в процессе контакта предложение им делается на основе фиксированных правил. В продукте же SAS Interaction Management профиль клиента оперативно обновляется с завершением каждой транзакции. По сути, это значит, что сегментация в промежутках между загрузками хранилища данных может непрерывно изменяться, а клиенты - плавно "переплывать" из одного сегмента в другой. В момент контакта с ними оператор call-центра имеет возможность сделать наиболее привлекательное в данной ситуации предложение. По данным Gartner, результативность мероприятий, инициированных поставщиком товара или услуги, крайне низка (на них откликается лишь 3% аудитории), однако если этот поставщик способен сгенерировать разумное предложение в тот момент, когда клиент сам обратился к нему с каким-либо вопросом, результативность вырастает до 40%. Но дело тут не только в скорости. Как говорит вице-президент SAS Фил Уинтерс, "...плохое предложение не становится лучше оттого, что делается в реальном времени". Умение оперативно отслеживать изменение поведения особенно важно в программах, направленных на удержание колеблющихся клиентов.

Еще один интересный новый продукт - SAS Marketing Optimisation, предназначенный для банков, розничных торговых сетей, телекоммуникационных и страховых компаний с сотнями тысяч клиентов. В отличие от традиционных систем планирования и контроля реализации маркетинговых инициатив здесь в реальном времени решается оптимизационная задача, учитывающая ограничения в бюджете и иных ресурсах. Это бывает особенно полезно, когда предприятие параллельно ведет несколько маркетинговых кампаний, поскольку отвечающие за них менеджеры иногда при взаимодействии с одним и тем же заказчиком конкурируют между собой и, добиваясь успеха в рамках своей кампании, упускают выгоду в масштабах всего предприятия. В качестве ограничений может выступать число каналов связи или максимально допустимое количество контактов с клиентом за определенный промежуток времени (чрезмерная назойливость дает обратный эффект). Система постоянно должна анализировать входной поток заявок и, учитывая профиль клиента, особенности его поведения и наложенные ограничения, автоматически генерировать предложения, оптимальные для всего предприятия. Стоимость решения на базе SAS Marketing Optimisation зависит от числа записей с информацией о заказчике и варьируется от 200 тыс. до 700 тыс. долл.

Вообще системы, предлагаемые SAS, рассчитаны в первую очередь на достаточно крупные компании. По словам вице-президента компании по Северной, Центральной и Восточной Европе Майкла Хэгстрема, типичные клиенты SAS в каждой из стран этого региона - это пять-шесть крупнейших банков и несколько телекоммуникационных компаний, промышленных предприятий и государственных организаций. Характерен в этом смысле список организаций, представлявших на конференции реализованные в России проекты на базе продуктов SAS: Министерство путей сообщения, компании "Мобильные телесистемы", Газпром и Юкос.

Таким заказчикам приходится обрабатывать огромные массивы информации, поступающей из разнородных источников. Им необходимы полнофункциональные надежные и масштабируемые решения, способные работать на любых распространенных программно-аппаратных платформах. По мнению президента и исполнительного директора SAS Джима Гуднайта, именно наличие в арсенале его компании полного набора средств для извлечения, трансформации и загрузки данных, их хранения и аналитической обработки (все это подается под флагом Intelligence Value Chain) позволяет ей на протяжении 26 лет подряд наращивать свои обороты. Вот и в 2002 г., в целом неблагоприятном для софтверной отрасли, доходы SAS выросли на 4,4% и составили 1,18 млрд. долл. Из них 49% получены на американском континенте, 42% - в странах EMEA и 12% - в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За пять месяцев нынешнего года доходы компании выросли на 13%.

Весь упомянутый выше набор средств, включающий инструментарий проектирования хранилищ данных, репозиторий метаданных и средства администрирования, серверы OLAP, Data Mining и генерации отчетов, образует платформу SAS System, версия 9.1 которой также была представлена участникам конференции. По сравнению со сделанным ранее анонсом выпуск ее отодвигается на три месяца: ограниченный круг заказчиков получит продукт в IV квартале нынешнего года, а коммерческий его релиз станет доступен в I квартале следующего. Кроме того, к выпуску готовится ряд вертикальных решений для банков, страховых и телекоммуникационных компаний, которые, в частности, позволят выявлять наиболее прибыльных клиентов и предупреждать попытки мошенничества.

Большие надежды возлагаются на продукт SAS Anti-Money Laundering for Banking, предназначенный, как следует из его названия, для активного противодействия отмыванию денег в банковской сфере. По данным Международного валютного фонда, за год в мире отмывается от 800 млрд. до 2 трлн. долл. Поскольку часть этих денег идет на финансирование международного терроризма, в последние годы правительства ведущих стран принимают все более жесткие стандарты отчетности финансовых организаций, позволяющие четко контролировать подозрительную активность и сомнительные операции. В новом продукте SAS найдут применение методы выявления скрытых закономерностей, статистического прогнозирования, профилирования и сегментации, отслеживания сложных цепочек передачи активов и др. Надо полагать, что рынок этот весьма перспективен, не зря же обсуждению проблемы отмывания был посвящен "показательный" круглый стол, проведенный в рамках пресс-конференции Джимом Гуднайтом с топ-менеджерами известной финансовой компании Morgan Stanley.

В заключение хотелось бы сказать пару слов еще об одном ресурсе, которым SAS успешно управляет на протяжении многих лет. Речь идет о бренде. Компании с миллиардным оборотом удалось сохранить имидж элитного научного центра, не порвавшего с творчеством и ведущего обширные поисковые исследования. На перспективные разработки (R&D) здесь тратят 25% от суммы годового оборота: это существенно больше, чем позволяют себе, к примеру, Microsoft или Intel. И тут самое время упомянуть одну из немаловажных особенностей SAS. Это компания частная. Она не зависит от капризов акционеров и может без оглядки на них реализовывать самые смелые стратегические замыслы. Совсем недавно, когда капитализация большинства публичных фирм безудержно росла, консерватизм SAS казался ошибкой. Сегодня вопрос о первичном размещении ее акций если и обсуждается, то скорее как некая отдаленная и не самая актуальная проблема. Ничего удивительного: Now Economy!