Статья только в электронной версии журнала
ЛИЦОМ К ЛИЦУ
Бывший советник президента США дает оценку правительственным решениям в области безопасности
Ричард Кларк
За три десятка лет, проведенных в Вашингтоне, Ричард Кларк прошел путь от рядового сотрудника госдепартамента до высшего руководителя антитеррористической программы всего государства. Он завоевал репутацию человека, знающего свое дело, и стал влиятельной фигурой во внутренних коридорах власти американской столицы. Кларк проработал в Белом доме 11 лет - при трех президентах; по его инициативе и при его участии создавалась Национальная стратегия безопасного киберпространства. Сегодня он является консультантом новостного телеканала ABC News и нескольких производителей средств безопасности. Старший редактор eWeek Деннис Фишер недавно встретился с Ричардом Кларком в Бостоне и обсудил с ним вопросы национальной безопасности - как они решаются в правительстве и частном секторе и чего можно ожидать от нового национального центра кибербезопасности.
eWeek: Свой уход из правительства вы планировали, или это произошло спонтанно, по какой-то причине?
Ричард Кларк: я подумывал об отставке лет 20. А отметив 30-летний юбилей своей работы в правительстве, решил завершить государственную карьеру.
eWeek: А какую роль сыграло в вашем решении создание целого министерства национальной безопасности и то, как это делалось?
Р. К.: Я помогал президенту и правительству создавать это министерство. Мы решили вывести подразделения кибербезопасности из состава пяти разных ведомств и собрать их воедино. Более того, еще при разработке национальной стратегии безопасного киберпространства мы специально заложили в нее два с половиной из пяти приоритетов, которые придется реализовывать новому министерству. Так что планы о переводе таких функций в это ведомство были разработаны почти за год до его создания.
eWeek: Какое у вас складывается впечатление о происходящем? Вы видите отдачу от консолидации сил уже сейчас?
Р. К.: Вы прекрасно понимаете, что при слиянии частных компаний, когда создается одно целое из двух-трех составляющих, нужно время для притирки. А министерство национальной безопасности пытается сейчас интегрировать сразу 22 организации, что намного труднее. Естественно, при этом возникают болезни роста.
eWeek: Вы считаете, что это продлится долго?
Р. К.: Да. Вспомните историю с созданием других федеральных ведомств, например министерства транспорта или энергетики. Чтобы новая организация ощутила себя единым целым, требовалось от четырех до шести лет.
eWeek: Мои знакомые из частного бизнеса жалуются на то, что не знают, куда обращаться, когда обнаружена новая брешь или другая проблема безопасности. Сейчас что-то изменится?
Р. К.: Раньше в таких случаях некоторые звонили в Центр защиты национальной инфраструктуры ФБР, другие обращались в координационный центр CERT или его федеральный аналог FedCIRC. Когда же все эти организации будут сведены под одну крышу, появится единый центр национальной кибербезопасности, официальное представление которого должно вот-вот состояться. Именно сюда и нужно будет обращаться во всех подобных случаях.
eWeek: И при возникновении инцидентов, и при обнаружении новых брешей...
Р. К.: Да. Этот центр, видимо, создается не только для реагирования на уже произошедшее. Он займется выработкой политики, информированием общественности, поддержанием связи с ней. Кроме того, он должен стать местом, где будут воедино собраны все пять киберкомпонентов. Но для того чтобы организация стала по-настоящему работоспособной, ей нужен руководитель высокого ранга. Она не может вариться в собственном соку.
eWeek: Похоже, вы на этот пост не рветесь?
Р. К.: Ни в коем случае! Я провел на государственной службе 30 лет, причем 11 из них - в Белом доме. Никто больше так долго в нем не задерживался. Это сродни каторжным работам.
eWeek: Вас не удивило, что Говард Шмидт ушел вскоре после вас?
Р. К.: Нет. Мне кажется, что Говард поступил правильно. Своим уходом он подал администрации и министерству национальной безопасности знак, что нужно как можно быстрее создавать национальный центр и искать такого кандидата на пост его руководителя, который бы обладал реальной властью. Одной из причин того, что администрация собирается объявить о создании этой организации в ближайшее время, как раз и стала отставка Говарда.