ВЗГЛЯД АНАЛИТИКА

Информационные технологии - это модно, актуально и+ важно! Корпорации, холдинги и компании все большее значение придают новой функции менеджмента - управлению информацией. Появление в рядах топ-менеджмента должности ИТ-директора сигнализирует о возрастающей сложности внедрения информационных технологий. Удастся ли специалисту по ИТ реализовать амбициозные планы по охвату всего и вся, или же ситуация на самом деле выглядит гораздо прозаичней? Попробуем разобраться, отвечая на вопросы, поставленные ниже.

Что беспокоит ИТ-директора?

Что же сегодня волнует ИТ-директора больше всего? Если абстрагироваться от вороха технических проблем, то наибольшее беспокойство у него вызывает свое собственное место и роль в структуре управления компании. Дело в том, что спецификация должности, функции и ответственность пока еще недостаточно определены - и не столько для него самого, сколько для коллег и руководства.

Подразумевается, что ИТ-директор объединяет под своим началом всех ИТ-специалистов. В его ведении находятся (или должны находиться) группа технической поддержки, группа разработки, системные и сетевые администраторы, администраторы баз данных, аналитики бизнес-приложений и так далее и тому подобное. И вот за все, что выдадут на-гора эти работники, он и отвечает. В его лице сосредоточены неудачи и успехи всех ИТ-менеджеров. Такое общее, усредненное представление о миссии и роли ИТ-директора хотя и несет в себе некий идеальный образ, но отнюдь не обеспечивает успеха его начинаниям. Поэтому каждому ИТ-директору приходится постоянно уточнять свои полномочия - отчасти для себя, но в основном для коллег; доносить до внутрикорпоративных заказчиков, каковы его миссия, роль, функции и возможности. В этом, на мой взгляд, и состоит основной предмет беспокойства ИТ-директора.

По мере развития информационных технологий эта должность все больше и больше приобретает политический характер. Политический в том смысле, что эта персона должна и может влиять на принятие корпоративных решений, а по некоторым вопросам и навязывать свою волю. В его распоряжение передаются материальные и финансовые ресурсы. И уж если подразделение платит за ИТ-услуги, оно "мечтает" за свои, пусть и хозрасчетные, деньги сполна получить все и сейчас. Положение осложняется еще и тем, что интегрированные решения затрагивают все подразделения и потенциально несут в себе источник управленческих конфликтов. А ресурсов так мало! Вот и остается в распоряжении ИТ-директора основной метод политика - искусство возможного.

Даже если этому руководителю переданы и полномочия, и ресурсы, повод для беспокойства не исчезает. Способен ли ИТ-директор освоить имеющиеся ресурсы, правильно воспользоваться своими полномочиями - все это мучает высшее руководство. В самом деле, хватит ли ему способностей, знаний, интуиции, чтобы охватить весь замысел развития информационной структуры компании? А потом развить, донести и воплотить этот замысел, найти союзников, нейтрализовать недоброжелателей и прочая, и прочая. Вот руководство и осторожничает, с оглядкой допускает ИТ-директора к управлению корпорацией. А тому постоянно приходится доказывать, что он сможет, что все получится и все будет хорошо.

Было бы замечательно, если бы пресса помогла рассеять туман вокруг новаторской профессии ИТ-директора, чтобы тем, кто имеет к ней отношение, меньше сил пришлось тратить на разъяснение и уточнение своей роли и миссии в организации.

Какие задачи являются наиболее сложными при построении КИС?

Сразу оговоримся, что под построением КИС подразумевается развертывание, а не разработка системы. Так вот, при ее развертывании (или на этапе выбора) к наиболее сложным относятся две задачи: выбор функционала и определение этапности работ. Можно было бы "выбор функционала" заменить на "выбор КИС", но это неточно отражало бы суть дела. Прежде всего осознанно или неосознанно ищется приемлемый функционал, а затем уже носитель этого функционала - корпоративная система. Что, впрочем, не мешает оперировать только конкретными наборами функций, сосредоточенными в конкретных продуктах.

И здесь следует бросить камень в сторону разработчиков. Маркетинг им неведом. Рынок КИС - это практически полный диктат производителя. Никто не пытается изучать потребителя, классифицировать и сегментировать, исследовать предпочтения, заблуждения и стереотипы. Вы не согласны? Вы думаете, что это не так? Тогда объясните живучесть двух рецептов от производителя: "глубокий" реинжиниринг при внедрении и чтобы внедрением занимался лично (!) директор компании заказчика.

Господа разработчики, если вы такие умные, то почему...? Конечно, что-то нужно изменить в организации работы, подкорректировать бизнес-процедуры, одни рабочие места сократить, другие - создать. Но не создавать же новое предприятие ради внедрения КИС!

Тем не менее каждую тиражную корпоративную систему сопровождают четыре недостатка:

· Отсутствие пригодного для детальной оценки и планирования описания функционала КИС, а также инструкций по его применению.

· Низкая эргономичность интерфейса, кнопок, подсказок и помощи. Интуитивно ясный интерфейс - это пока дело далекого будущего, правда, кое-где его можно увидеть и сегодня. Например, в Microsoft Office и подобных продуктах.

· Непрофессиональная терминология. Некоторые меню, подписи и заголовки вполне годятся на роль шарад и головоломок, некоторые веселят, иные же просто бесят. Пример - программа "Оазис" персонифицированного учета ПФР (хотя могу ошибаться - дело вкуса).

· Отсутствие системы отчетов и показателей. Конечно, отчеты есть, есть и генератор отчетов, а системы - нет. Должны же быть - отчеты: о состоянии управляемого объекта, о состоянии самой системы управления, о состоянии процессов и т. д. Вроде бы где-то найти их можно, но все фрагментарно, с погрешностями, в непрофессиональной терминологии. И опять выгружаешь все в Excel, суммируешь, форматируешь+ Впрочем, любая система имеет - и, вероятно, будет иметь - подобные недостатки. Вопрос, в какой мере. Именно поэтому перед ИТ-директором встает задача выбора КИС, наименее обремененной ими. Ведь каждый недостаток - это будущая проблема и источник конфликтов. Конечно, на этапе оценки системы ИТ-директор может привлечь свой персонал, внешних и внутренних консультантов, дабы разделить ответственность, но выбор-то все равно останется за ним. И отвечать за неправильное решение будет тоже он. А уж после него, может быть, ответят и другие. (Длина очереди определяется нанесенным ущербом от автоматизации.) Но допустим, что КИС выбрали. Возникает следующая проблема: определить этапность работ. Не весь же функционал осваивать сразу и единовременно. Одновременное развертывание всего функционала в общем-то возможно, но, вероятно, только во вновь создаваемых компаниях.

Итак, освоение функционала нужно разделить на ряд этапов, к ним привязать потоки ресурсов и график оплаты. Надо учесть разнесенность во времени оплаты техники, программного обеспечения и услуг по внедрению, сформировать резервы на компенсацию всяких неприятностей и многое другое. Короче, следует заниматься календарным планированием, а это сложно. Сложно, как всякое нетривиальное планирование, с помощью которого можно избежать лишней работы. Планирование позволяет сэкономить массу энергии и усилий на единицу пройденного пути, но заставить себя заняться этим - действительно сложно.

Хотя и дальше все сложно, но терпимо...

Что сегодня инновационно и перспективно?

Нужно отметить, что перспективны все новые компьютерные технологии гражданского назначения. Исчерпывающий, по моему мнению, перечень технологий приведен в статье "Эволюция модели данных" (см. PC Week/RE, N 48/2002, с. 44). Тем не менее на двух из них хотелось бы остановиться отдельно. При этом я намеренно игнорирую технологии, скрывающиеся под аббревиатурами ERP, CRM, SFA, PLM, SCM и так далее. С ними все в порядке, они в работе. А вот на то, что описывается ниже, стоило бы обратить внимание.

Хранилища данных. Хранилища данных (data warehouse, DW) как технология по Биллу Инмону есть предметно-ориентированный, интегрированный, неизменный, поддерживающий хронологию набор данных, предназначенный для принятия решения. В момент возникновения и по мере развития данная технология предполагала, да и сейчас предполагает, большие капиталовложения и сроки реализации. Настолько большие, что подобные изыски могут позволить себе только крупные компании.

В основе DW лежит анализ данных и как его результат - поиск зависимостей. В этом состоит ключевая потребность лиц, принимающих решение, что и обеспечило живучесть технологии. По мере того как первопроходцы отработали самые важные механизмы, появились новые подходы к построению хранилищ, а главное, менее затратные формы представления данных. В частности, определенный интерес вызвали киоски и витрины данных, построенные на базе или с привлечением технологии информационных хранилищ.

Одно из преимуществ DW состоит в интуитивно ясном представлении многомерных данных в виде гиперкуба. Куб - это простая геометрическая конструкция, и ее продолжение в область многомерного представления данных не требует значительных интеллектуальных усилий. Здесь остается заниматься собственно задачей, а не тем, как устроены данные, какой нужно задать вопрос и что за ответ получен, - сложности, типичные для SQL-запросов и SQL-баз.

Думается, выжимкой из технологий информационных хранилищ, которую следует развивать, будет концепция гиперкуба. Она развивается в двух направлениях: сокращение стоимости программ, реализующих идеи хранилищ данных, и повышение технологичности построения конкретно наполненных гиперкубов. Сразу же необходимо отметить, что пока вообще не рассматривалась задача трансформации гиперкубов, их преобразования, слияния, объединения, извлечения подмножеств из гиперкуба и их перенесения опять же в гиперкуб, например меньшей размерности.

Безусловно, благом будет появление "настольных" гиперкубиков, создаваемых по крайней мере в пределах рабочего дня. Сегодня построение хранилища - это срок от трех месяцев до трех лет. А раз так, то все начинают обсуждать, для какой задачи целесообразно создавать хранилище и насколько она важна; обсуждение выносится на совещание, и неизвестно, к чему придут его участники. Трехгодичная верификация задачи, подготовка и загрузка данных, и все это ради одного мгновения - получения решения. Конечно, это непорядок. Нужно иметь более быстрый механизм построения хранилищ данных. Возможно, такая технология будет называться быстрым прототипированием хранилищ или еще как-нибудь, но главное здесь - скорость.

Хочется верить, что идея гиперкуба получит такую же элегантную реализацию, как и концепция электронных таблиц. Пора уже преодолеть двумерность электронных таблиц и смело построить как минимум четырехмерные.

Беспроводная связь. Весьма перспективной как для офиса, так и для дома представляется организация беспроводной связи. И если технологии (стандарты) Bluetooth и 802.11a/802.12b уже завоевали себе место под солнцем, то новые технологии сверхширокополосной связи (см. PC Week/RE, N22/2002, с. 14) сулят весьма заманчивые перспективы за символические деньги. Надо сказать, что для подавляющей массы российских предприятий беспроводная связь является экзотикой, но тем не менее... Технология Bluetooth освобождает от проводов рабочее место, заменяя собой интерфейсы с клавиатурой, мышью, принтером, простеньким сканером и прочими низкоскоростными периферийными устройствами. Стандарты 802.11а/802.11b несколько шире - они обеспечивают среду для создания сетевой инфраструктуры общего назначения.

Совершенно новую среду транспортировки данных можно реализовать на базе сверхширополосной связи UWB (ultra wideband). Данная технология основана на передаче множества закодированных импульсов очень малой мощности и малой длительности в широком диапазоне частот. Маломощные UWB-сигналы подобны шумовому излучению работающих портативных устройств; они могут легко проходить через стены и другие препятствия. За счет широкой полосы пропускная способность UWB-каналов связи описывается порядками сотни мегабит в секунду. Правда, сдерживающим фактором является малая (пока) дальность передачи. Однако и здесь есть свои преимущества. Дело в том, что пропускная способность UWB-каналов показательно зависит от дальности: чем меньше последняя, тем выше первая.

Сверхширокополосная связь несет в себе еще одно свойство - сверхточное определение географического положения источника сигнала. Это уже позволяет организовать контроль за местоположением и перемещением снабженных "метками" материальных объектов, будь то товары на складе, оборудование или полуфабрикаты в производстве.

Пока эксперты заверяют общественность в принципиальной дешевизне широкополосных приемников и передатчиков. В самом деле, принципиальные схемы радиотехнических устройств выглядят весьма простыми, что внушает оптимизм. Цена развертывания и поддержания в работоспособном состоянии кабельных систем да и просто проводов, шнуров, всей транспортной информационной инфраструктуры составляет значительную долю в совокупной стоимости КИС. Снижение удельной стоимости содержания транспортных информационных магистралей благотворно скажется на внедрении КИС, обеспечив их победное шествие. Освободившиеся средства можно на-править на развитие и наращивание транспортных магистралей, либо использовать в других проектах, либо отразить в прибылях компании .