ВЫСТАВКИ

24 августа завершил свою работу шестой МАКС-2003, авиакосмический салон, проходивший в г. Жуковском (Московская обл.). Период общего подъема российской экономики в определенной степени коррелируется с ростом объемов производства самолетной радиоэлектроники. Но перед этим был и серьезнейший спад, приведший к коренным преобразованиям отрасли.

Надо заметить, что спад захватил и все остальные ведущие авиационные державы мира - "холодная война" с ее огромными военными заказами закончилась. Для экономии затрат на Западе стали создавать системы унифицированного бортового радиоэлектронного оборудования. Наибольший выигрыш от этого получили фирмы, занимающиеся интеграцией, но таковых осталось всего две - одна в США (Honeywell) и одна в Европе (Thales). Участью других было или банкротство (Collins), или производство отдельных приборов. Последние начали исповедовать принцип разработки законченной конструкции по единому каталогу, когда изготовитель прибора стремится удовлетворить определенным стандартам, которые формируются для гражданской авиации требованиями ICAO. Это позволяет создавать прибор не только под конкретный самолет, но и продавать его на мировом рынке отдельно. Опять же для экономии затрат компании пошли по пути унификации гражданских и военных радиоэлектронных систем.

Российская авиационная радиоэлектроника с некоторым запозданием пошла тем же путем. "Надо забыть понятие внутреннего рынка, - считает начальник ГосНИИ "Авиационные системы" Евгений Федосов. - Мы все находимся на общем рынке. Наша политика должна строиться с учетом этой концепции". Но особенность российской авиапромышленности состоит в том, что производство гражданских самолетов почти прекратилось, а военные истребители и большая часть вертолетов экспортируются (доля России в 1996-2005 гг. оценивается в 21% мирового рынка боевой авиатехники, прогноз на 2006-2015 гг. - 25%). Предприятиям радиоэлектронной отрасли пришлось объединиться в три крупных комплекса, что позволило исключить, по крайней мере в пределах каждого из них, дублирование. Это - "Аэрокосмическое оборудование", "Технокомплекс" и "Русская авионика".

В возглавляемую Гиви Джанджавой корпорацию "Технокомплекс" вошли 16 самостоятельных НИИ, КБ и заводов, связанных единым производственно-техническим циклом. Благодаря этому появилась возможность создавать унифицированные комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на основе магистрально-модельного принципа с открытой архитектурой. БРЭО такой архитектуры обеспечивает многократную модернизацию борта путем наращивания функций без изменения структуры радиоэлектронного оборудования. Постоянная модернизация БРЭО позволяет сделать из истребителя 2-го поколения боевую машину поколения 3+. Именно по такому пути пошла Индия, заказав в России модернизацию своих 125 истребителей МиГ-21.

Станция авиационной радиосвязи Р-997

Владимирского завода "Электроприбор"

При резком сокращении закупок для российской армии решающим для "Технокомплекса" стало выполнение экспортных заказов. Но различные оборонные концепции стран-заказчиков породили основные различия в БРЭО и вооружении боевых летательных аппаратов. В результате возросла номенклатура комплексов при малом количестве заказов на каждый из них, что способствовало унификации бортового оборудования. За предыдущие пять-семь лет были созданы серийные базовые технологии для БРЭО боевых летательных аппаратов поколения 4+ и 4++. Они используются практически на всех самолетах и вертолетах последних лет постройки. Поэтому неудивительно, что "Технокомплекс" признан победителем в тендере на разработку БРЭО для самолета 5-го поколения.

Если предприятия авиакомплекса, связанные с радиоэлектроникой (в основном с БРЭО), смогли, объединившись, выжить, то другие спасаются в одиночку. Для них решающими факторами стали грамотный менеджмент и отсутствие иллюзий по поводу государственной финансовой поддержки. Одним из таких предприятий явился Владимирский завод "Электроприбор" (www.electropribor.ru). Объем производства его продукции возрос с 30 млн. руб. в 1998 г. до 250 млн. руб. в 2000-м и до 600 млн. руб. в текущем. В 2005 г. владимирцы намерены вплотную приблизиться к рубежу в 1 млрд. руб. или даже перешагнуть его.

Как показывает практика, потеря связи с воздушным судном зачастую означает катастрофу. Поэтому обеспечение надежного контакта с ним всегда являлось одной из важнейших задач как в гражданской, так и в военной авиации. Отвечая на вызов времени, "Электроприбор" наладил выпуск унифицированных средств радиосвязи нового поколения "ФАЗАН" диапазона ОВЧ. Серия состоит из радиостанций под индексами Р2, Р5 и Р8, радиопередатчика "ФАЗАН-П2" и радиоприемника "ФАЗАН-ПРМ". По сравнению с ранее выпускавшейся серией "Полет" указанные средства радиосвязи имеют меньшую массу (15-25 кг), габариты и потребляют меньше энергии.

Одна из причин процветания "Электроприбора" - экспортные поставки монтируемых на автомобильном шасси станций авиационной радиосвязи Р-997 и их антипода - автоматизированной станции помех Р-934Б. Последняя предназначена для обнаружения, контроля, анализа, прослушивания источников радиоизлучения и радиоподавления средств наземной и авиационной тактической УКВ-радиосвязи, работающих на фиксированных частотах с традиционными сигналами, в режимах ППРЧ и передачи телекодовой информации. Р-934Б монтируется на базе грузовика "Урал-43203-31" с прицепной электростанцией.

Другая и отнюдь не завидная судьба сложилась у белгородского НПП "Спец-радио". На разработанные этим предприятием станцию радиотехнической разведки 85В6Е "Орион" и пункт радиотехнического контроля "Охота" выстроилась очередь иностранных покупателей. Но продать их нельзя - изделия не приняты на вооружение российской армией. А уж таково неписаное международное правило - любая продаваемая на рынке военная техника должна уже служить в войсках, авиации или на флоте страны-производителя. По словам гендиректора и главного конструктора "Спец-радио" Игоря Перетягина, госиспытания откладываются. Причина в том, что в 2002 г. объем финансирования работ составил всего 3 млн. руб. вместо 18 млн., заложенных в плане, а в текущем не получено еще ни копейки.

А ведь "Орион" создавался для скрытой работы ракетных комплексов ПВО. "Охота", монтируемая на шасси "Газели", имеет более широкий диапазон применения. Помимо контроля излучений радиоэлектронных средств воздушных, морских и наземных военных объектов она позволяет осуществлять общую оценку радиоэлектронной обстановки в больших городах, морских портах, на аэродромах, обнаруживать и пеленговать помеховые и несанкционированные радиоизлучения.